Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шефер И.А, судей Богдевич Н.В. и Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N22RS0068-01-2020-000335-48 (N2-1295/2020) по иску прокурора Ленинского района города Барнаула в интересах Рохля Т.А. к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" о возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки, об оспаривании действий
по кассационным жалобам Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 марта 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, объяснения процессуального истца прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Ленинского района города Барнаула в интересах Рохля Т.А. обратился в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" (далее - КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу") о возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки, об оспаривании действий.
В обоснование заявленных требований прокурор Ленинского района города Барнаула в интересах Рохля Т.А. указал на то, что Рохля Т.А. является ветераном труда Алтайского края и инвалидом N, собственником жилого помещения по адресу: "адрес". По информации КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" в период с 1 апреля 2008 г. по 31 декабря 2016 г. Рохля Т.А. предоставлялась компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по основаниям, как ветерану труда на оплату жилого помещения и как инвалиду N на оплату коммунальных платежей. С 1 января 2017 г. выплата ежемесячной денежной компенсации предоставляется только по основанию "инвалид N", выплата ежемесячной денежной компенсации по основанию "ветеран труда" прекращена на основании статьи 16 Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан".
Вместе с тем по мнению прокурора в силу буквального токования положения статьи 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" в редакции закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС, распространяются на граждан, относящихся к нескольким категориям по законодательству Алтайского края. Однако Рохля Т.А. не относится одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты. Таким образом, Рохля Т.А. была вправе получать меры социальной поддержки, предусмотренной Законом края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС, в виде денежной компенсации на оплату коммунальных услуг в отношении жилого помещения, находящегося в его собственности в период с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г.
В связи с чем действия ответчика по прекращению в период с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставления Рохля Т.А. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветерану являются незаконными.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил признать незаконными действия КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", выразившееся в прекращении с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставления Рохля Т.А. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов"; обязать КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" возобновить с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставление Рохля Т.А. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", обязать КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" произвести выплату Рохля Т.А. денежных средств в счет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" за период с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты Алтайского края.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 марта 2020 г. исковые требования удовлетворены, постановлено:
Признать незаконными действия КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", выразившиеся в прекращении с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставления Рохля Т.А. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
Обязать КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" предоставить Рохля Т.А. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. и произвести выплату денежных средств.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 июля 2020 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 марта 2020 г. оставлено без изменения.
В поданных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационных жалобах представителем Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" Емельяновой М.В, представителем Министерства социальной защиты Алтайского края Оськиной Н.В. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 марта 2020г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 июля 2020 г, как незаконных.
На кассационные жалобы прокуратурой Алтайского края принесены письменные возражения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобы не подлежащими удовлетворению, поскольку не имеются основания для отмены кассационным судом общей юрисдикции обжалуемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Рохля Т.А, ДД.ММ.ГГГГ, является ветераном труда Алтайского края, что подтверждается удостоверением. Также Рохля Т.А. является инвалидом N, что подтверждено справкой МСЭ - 2004 N.
В собственности материального истца находится жилое помещение, расположенного по адресу: "адрес", согласно свидетельству о регистрации права собственности.
Как инвалид Рохля Т.А. является получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг (водоотведение, водоотведение ОДН, газоснабжение, горячее водоснабжение (вода), горячее водоснабжение подогрев, горячее водоснабжение ОДН (вода), горячее водоснабжение ОДН (подогрев), отопление, холодное водоснабжение, холодное водоснабжение ОДН, электроснабжение, электроснабжение ОДН), в соответствии с положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как ветеран труда до 1 января 2017 г. истец являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения (взнос на капитальный ремонт, вывоз ТБО, содержание и ТО общего имущества, ТО газовых сетей, уборка внутрипод.площ.), на основании положений Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
Таким образом, Рохля Т.А. получала различные (не дублирующие) меры социальной поддержки.
С 1 января 2017 г. выплата ежемесячной денежной компенсации как ветерану труда Рохля Т.А. прекращена по мотиву того, что согласно пункту 1 статьи 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС (в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС) гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 1 января 2017 г. Рохля Т.А. имела одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид), данные основания не относятся одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной поддержки, пришел к выводу о неправомерности действий ответчика по прекращению предоставления Рохля Т.А. с 1 января 2017 г. мер социальной поддержки на основании пункта 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016г. N 87-ЗС как ветерану труда.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела Рохля Т.А. как инвалид второй группы, является получателем указанных мер социальной поддержки, за исключением компенсации расходов на оплату жилого помещения, поскольку оно находится в собственности истца.
На основании статей 10, 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий был принят Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (далее - Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС для ветеранов труда предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004г. N 61-ЗС (в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС) гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Исходя из буквального толкования указанной нормы права, суды пришли к выводу о том, что данное ограничение распространяется на граждан, относящихся к нескольким льготным категориям, меры социальной поддержки которым предоставлены только законодательством Алтайского края.
Вместе с тем судом установлено, что по состоянию на 1 января 2017 г. Рохля Т.А. имела одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид), то есть одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты, не относилась.
Законом Алтайского края от 2 ноября 2018 г. N 89-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан", вступившим в силу со 2 ноября 2018 г, в закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" внесены изменения.
Согласно статье 6 закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" в новой редакции гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Российской Федерации и Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Анализирую указанное законодательство, суды пришли к выводу о том, что основания для предоставления Рохля Т.А. компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветерану труда отпали с 2 ноября 2018 г. при одновременно получении льготы как инвалиду.
Пунктом 1 статьи 16 Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан" установлено, что за лицами, которые по состоянию на 31 декабря 2016 г. учтены в краевом регистре лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и получали меры социальной поддержки, установленные законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС, сохраняется право на получение мер социальной поддержки в соответствии с законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N61-ЗС без учета изменений, внесенных настоящим Законом.
Удовлетворяя иск, суды исходили из того, что до 2 ноября 2018 г. Закон Алтайского края, а также Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон от 12 января 1998 г. N5-ФЗ "О ветеранах" не исключали право гражданина, относящегося к льготной категории по федеральному закону, получать иные (не дублирующие) меры социальной поддержки, предусмотренные региональным законодательством.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Указанные в кассационных жалобах обстоятельства, фактически направлены на переоценку и иное толкование выводов суда об установленных им по делу обстоятельствах и воспроизводят позицию и аргументы, которые являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку в судебных постановлениях, не согласиться с которой у суда кассационной инстанции оснований не имеется, поскольку она соответствует фактически установленным обстоятельствам по делу.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены решения Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 марта 2020г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 июля 2020 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", Министерства социальной защиты Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.