Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шефер И.А, судей Богдевич Н.В, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-26/2020 по иску Михеева Романа Аполлоновича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области (межрайонное) о признании решения незаконным, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) на решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 18 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 июля 2020 года, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
ФИО1 (далее- ФИО1, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (далее ГУ - УПФ РФ в УОБО Иркутской области (межрайонное), ответчик), указав в обоснование требований, что 08.04.2019 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ответчик изначально установилстраховую пенсию, и с ноября 2018г. по октябрь 2019г. истец получал выплаты.
Затем, ответчик решением N от 31.10.2019 отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 25 летнего стажа, засчитав в стаж 21 год 08 месяцев 09 дней, при этом исключив из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии период с 01.01.2002 по 30.04.2005.
Истец считает не включение указанного периода работы в льготный стаж неправомерным, необоснованным и нарушающим его законные права, поскольку согласно записям в его трудовой книжке, в этот период истец трудился начальником караула в пожарной части Эхирит-Булагатского района. Ответчик по неизвестной причине часть периода засчитал в стаж на соответствующих видах работ, а часть нет. Истец все время с 1993 года по настоящее время трудится в одном и том же месте, меняется только наименование организации.
Истец просил суд признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; признать незаконным решение ответчика N от 31.10.2019; обязать ответчика зачесть в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 01.01.2002 по 30.04.2005; назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости; взыскать судебные расходы по оплате госпошлины.
Решением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 18.03.2020 исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным решение ГУ-УПФ РФ в УОБО Иркутской области (межрайонное) N от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении Михееву Р.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода трудовой деятельности с 01.01.2002 по 30.04.2005.
На ГУ-УПФ РФ в УОБО Иркутской области (межрайонное) возложена обязанность зачесть Михееву Р.А. период трудовой деятельности с 01.01.2002 по 30.04.2005 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; назначить и выплачивать Михееву Р.А. досрочную страховую пенсию по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 23.11.2018, с зачетом в счет причитающихся сумм, сумм страховой пенсии, выплаченных за период с ноября 2018г. по октябрь 2019г.
Кроме того, с ответчика в пользу Михеева Р.А. взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 июля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчика, поступившей в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, содержится просьба об отмене судебных актов суда первой и апелляционной инстанции, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы жалоб не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 01.06.1999.
23.11.2018 Михеев Р.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно решению ГУ - УПФ РФ в УОБО Иркутской области (межрайонное) N от 31.10.2019 Михееву Р.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа.
При этом в стаж на соответствующих видах работ засчитаны следующие периоды трудовой деятельности: с 20.09.1993 по 05.01.2000 в должности пожарного в пожарной части Эхирит-Булагатского района, с 28.02.2000 по 31.12.2001 в должности командира отделения в пожарной части Эхирит-Булагатского района, с 01.05.2005 по 01.07.2013 в должности начальника караула в пожарной части Эхирит-Булагатского района, с 09.07.2013 по 05.12.2013 в должности начальника караула в пожарной части Эхирит-Булагатского района, с 10.12.2013 по 07.04.2014 в должности начальника караула в пожарной части Эхирит-Булагатского района, с 12.04.2014 по 29.11.2014 в должности пожарного в пожарной части Эхирит-Булагатского района, с 04.12.2014 по 22.11.2018 в должности пожарного в пожарной части Эхирит-Булагатского района. Всего 21 год 08 месяцев 09 дней, при требуемом стаже в 25 лет. Все остальные периоды, как указано в решении не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно записям в трудовой книжке на имя истца, Михеев Р.А. 20.09.1993 принят в штат ПЧ Эхирит-Булагатского района на должность пожарного, 16.10.1995 назначен начальником караула, 05.11.1998 переведен командиром 1 караула, 01.02.1999 переведен пожарным в 1 карауле, 05.01.2000 уволен по сокращению численности штата работников. 28.10.2000 принят в штат ПЧ Эхирит-Булагатского района на должность начальника караула, 21.03.2005 Эхирит-Булагатская ПЧ преобразована в ОГУ "Эхирит-Булагатская пожарная часть" Центра по делам ГОЧС и ПБ УОБАО, 09.08.2007 уволен переводом в ПЧ ГПС N1 МЧС России по Эхирит-Булагатскому району, 10.08.2007 принят переводом в ПЧ ГПС N1 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Эхирит-Булагатскому району на должность начальника караула, 31.12.2008 уволен переводом в ГУ "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области", 01.01.2009 принят в ГУ "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" на должность начальника караула в ПЧ N43 по охране Усть-Ордынский, 30.12.2011 ГУ "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" переименовано в ФГКУ "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области".
Согласно справке о преобразованиях пожарной части N (по охране р.п. Усть-Ордынский) пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы N Главного управления МЧС России по Иркутской области (с 01.01.1994 по 01.07.2019) за N от 13.01.2020:
- дата образования - с 01.01.1994, наименование, структура, подчиненность: Эхирит-Булагатская часть пожарной охраны ("адрес") ОГПС УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; основание - Приказ УВД Иркутской области от 24.12.1994 N Приказ УГПС УВД Иркутской области от 10.10.1995 N;
- дата образования - с 01.01.2002, наименование, структура, подчиненность: Эхирит-Булагатская пожарная часть Отдела Государственной противопожарной службы МЧС России по УОБАО - передача ГПС МВД России в ведение МЧС России; основание - Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности";
- дата образования - с 01.07.2003, наименование, структура, подчиненность: Эхирит-Булагатская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УОБАО - реорганизация; основание - Приказ МЧС России от 18.06.2003 N, Директива МЧС России от 22.01.2003 N 31-4-21;
- дата образования - с 21.03.2005, наименование, структура, подчиненность: ОГУ "Эхирит-Булагатская пожарная часть" Центра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности УОБАО - реорганизация; основание - Постановление Главы администрации УОБАО от 03.02.2005 N 21П "О Центре по материально-техническому обеспечению мероприятий в области выполнения задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на территории УОБАО", Приказ Центра по делам ГОЧС и ПБ УОБАО "О преобразовании районных пожарных частей" от 21.03.2005 N 6О/Д;
- дата образования - с 01.07.2006, наименование, структура, подчиненность: Окружное государственное учреждение "Эхирит-Булагатская пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС России по УОБАО - переименование; основание - Постановление Главы администрации УОБАО от 16.06.2006 N-П "О переименовании окружных государственных учреждений";
- дата образования - с 03.12.2007, наименование, структура, подчиненность: Пожарная часть ГПС N 1 МЧС России по Эхирит-Булагатскому району; основание - Приказ ГУ МЧС России по УОБАО от 28.06.2007 N "О создании подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России по УОБАО".
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета истца, Михеев Р.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 01.06.1999. За период с 01.01.2002 по 30.04.2005 проставлен код N.
Страхователем за период с 01.01.2002 по 30.04.2005 указано Эхирит-Булагатская пожарная часть отдела государственной противопожарной части МЧС России Усть-Орднского округа.
С 01.05.2005 страхователем значится Окружное государственное учреждение "Эхирит-Булагатская пожарная часть Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий по УОБАО".
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, проанализировав представленные доказательства и установив, что с учетом данных индивидуального лицевого счета, пояснений работодателя, содержащихся в отзыве на исковое заявление служба истца проходила в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти, в должностях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 (ред. от 26.05.2009) "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что спорный период трудовой деятельности с 01.01.2002 по 30.04.2005 подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, что послужило основанием для признания незаконным решения ГУ - УПФ РФ в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) N от 31.10.2019 в части отказа во включении Михееву Р.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 18 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода трудовой деятельности с 01.01.2002 по 30.04.2005; обязания ГУ - УПФ РФ в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) зачесть Михееву Р.А. период трудовой деятельности с 01.01.2002 по 30.04.2005 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также назначить и выплачивать Михееву Р.А. досрочную страховую пенсию по старости по п.18 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 23.11.2018, с зачетом в
счет причитающихся сумм, сумм страховой пенсии, выплаченных за период ноябрь 2018 года - октябрь 2019 года.
С указанными выше выводами суда первой инстанции по существу спора апелляционная инстанция согласилась, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит, что выводы судебных инстанций отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам в связи со следующим.
В соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16.07.2014 принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В пп. "л" п. 1 названного постановления N 665 указано, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со ст. 4 и 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в редакции, действовавшей до 01.01.2005, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно ст. 5 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. В Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанного законодательства следует, что до 01.01.2005 отсутствовало понятие "противопожарная служба субъектов Российской Федерации", как и отсутствовала сама противопожарная служба субъектов Российской Федерации в принципе.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит правомерными выводы судебных инстанций, что истец Михеев Р.А. не мог работать на должностях противопожарной службы субъектов Российской Федерации в силу того, что он работал на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), в связи с чем, он обладает правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права при разрешении настоящего спора.
Приведенные заявителем в жалобе доводы, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 18 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.