Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
при участии прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1297/2020 (УИД 22RS0068-01-2020-000338-39) по иску Прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Чиняевой Венеры Яковлевны к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" о признании незаконными действий, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки, по кассационной жалобе представителя Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" Емельяновой Ирины Александровны на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 29 июля 2020 г.
по кассационной жалобе Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 29 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, полагавшего кассационные жалобы, не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Ленинского района г. Барнаула в интересах Чиняевой Венеры Яковлевны (далее по тексту - Чиняева В.Я.) обратился в Центральный районный суда г. Барнаула Алтайского края с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" (далее по тексту - КГКУ "УСЗН по городу Барнаулу") о признании незаконными действий, выразившихся в прекращении с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставления Чиняевой В.Я. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов"; обязании возобновить с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставление Чиняевой В.Я. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов"; обязании произвести выплату денежных средств в счет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" за период с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты Алтайского края.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 марта 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 29 июля 2020 г, исковые требования удовлетворены. Действия КГКУ "УСЗН по городу Барнаулу", выразившиеся в прекращении с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставления Чиняевой В.Я. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", признаны незаконными. На КГКУ "УСЗН по городу Барнаулу" возложена обязанность предоставить Чиняевой В.Я. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. и произвести выплату денежных средств.
Представитель КГКУ "УСЗН по городу Барнаулу" Емельянова Ирина Александровна обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неверном определении судами обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 29 июля 2020 г. отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Министерство социальной защиты Алтайского края обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, отсутствие у Чиняевой В.Я, являющейся федеральным льготником, права на получение компенсации ЖКУ как ветеран труда, просит решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 29 июля 2020 г. отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Прокуратура Алтайского края в возражениях на кассационные жалобы, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 марта 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 29 июля 2020 г, просит оставить их без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Чиняева В.Я. является ветераном труда Алтайского края, 15 февраля 2008 г. ей выдано соответствующее удостоверение. Также Чиняева В.Я. имеет статус инвалида "данные изъяты" группы.
В собственности Чиняевой В.Я. находится ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Как инвалид Чиняева В.Я. является получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг (водоотведение, водоотведение ОДН, газоснабжение, горячее водоснабжение (вода), горячее водоснабжение подогрев, горячее водоснабжение ОДН (вода), горячее водоснабжение ОДН (подогрев), отопление, холодное водоснабжение, холодное водоснабжение ОДН, электроснабжение, электроснабжение ОДН).
Как ветеран труда до 1 января 2017 г. Чиняева В.Я. являлась получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения (взнос на капитальный ремонт, вывоз ТБО, содержание и ТО общего имущества, ТО газовых сетей, уборка внутриподъездных площадей).
Таким образом, Чиняева В.Я. получала различные меры социальной поддержки.
С 1 января 2017 г. Чиняевой В.Я. как ветерану труда прекращена выплата ежемесячной денежной компенсации по мотиву того, что согласно пункту 1 статьи 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС (в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС) гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Прокурор Ленинского района г. Барнаула, указав, что Чиняева В.Я. имеет одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда) и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид), одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты, не относится, действия ответчика по прекращению предоставления меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветерану труда, являются незаконными, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период), Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действующей в период спорных правоотношений), Законом Алтайского края от 7 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", Законом Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан", исходил из того, что по состоянию на 1 января 2017 г. Чиняева В.Я. имела одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид), то есть одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты, не относилась, в связи с чем не усмотрел оснований для применения к спорным правоотношениям положений пункта 1 статьи 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов". С 1 января 2017 г. право на получение неодинаковых мер социальной поддержки по нескольким основаниям прекратилось только у граждан, имеющих два и более льготных оснований, для получения мер социальной поддержки по законодательству Алтайского края.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела не противоречат, основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы кассационных жалоб судебной коллегией изучены и подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм законодательства, являлись предметом судебной оценки, отклонены по мотивам, приведенным в судебных постановлениях суда первой и апелляционной инстанций, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, влекущих отмену судебных постановлений, не содержат
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 29 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационные жалобы представителя Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" Емельяновой Ирины Александровны, Министерства социальной защиты Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.