Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шефер И.А, судей Богдевич Н.В, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5537/2019 по иску Мирзы Владимира Ивановича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области об обязании включения периода службы в выслугу лет, перерасчете пенсии
по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 2 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 июня 2020 года, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, выслушав представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области - Савчук Наталью Сергеевну, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Мирза Владимир Иванович (далее-Мирза В.И, истец) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области (далее-ГУ МВД РФ по Новосибирской области, ответчик) об обязании включения периода службы в выслугу лет, перерасчете пенсии, в котором просит включить в выслугу лет для назначения пенсии период службы в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики с 1.12.1991 по 1.06.1995; обязать ГУ МВД России по Новосибирской области произвести перерасчет пенсии и произвести доплату к пенсии с 1.03.2018 с учетом перерасчета выслуги лет.
В обоснование иска ссылается на то, что ответчик необоснованно не включил указанный период в стаж службы истца, факт прохождения службы в органах МВД Приднестровской Молдавской Республики в спорный период нашел свое подтверждение записями в трудовой книжке, сведениями, содержащимися в его личном деле, и ответчиком не оспаривается.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 2 декабря 2019 года постановлено:
"Исковые требования Мирзы Владимира Ивановича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области об обязании включения периода службы в выслугу лет, перерасчете пенсии удовлетворить.
Включить период службы Мирзы Владимира Ивановича в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики с 01.12.1991 по 01.06.1995 в выслугу лет для назначения пенсии.
Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области произвести с 01.03.2018 Мирзе Владимиру Ивановичу перерасчет пенсии с учетом периода его службы в МВД Приднестровской Молдавской Республики с 01.12.1991 по 01.06.1995."
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 июня 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчика, поступившей в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, содержится просьба об отмене судебных актов суда первой и апелляционной инстанций, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец, о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судом первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом N л/с от 30.09.2015 и.о. начальника межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России "Ордынский" с 16.11.2015 истец Мирза В.И. уволен со службы в органах внутренних дел по состоянию здоровья, получает пенсию за выслугу лет, которая ответчиком в календарном исчислении определена в 21 год и 3 месяца.
При оценке пенсионных прав истца ответчиком в выслугу лет не был включен период службы в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики с 1.12.1991 по 1.06.1995.
7.02.2019 Мирза В.И. обратился в ГУ МВД России по Новосибирской области с заявлением о включении указанного периода службы в выслугу лет для назначения пенсии.
5.03.2019 в удовлетворении его заявления о включении в выслугу лет спорного периода службы ответчиком было отказано по причине отсутствия оснований для зачета стажа службы в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики в выслугу лет для назначения пенсии по линии Министерства внутренних дел России.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу о том, что период службы Мирзы В.И. в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики с 1.12.1991 по 1.06.1995 должен быть включен в выслугу лет.
Проанализировав положения Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, а также применив положения Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых основания для удовлетворения заявленных требований.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, который дополнительно указал, что суд первой инстанции обоснованно принял во внимание факт наличия добровольно принятых на себя Республикой Молдова обязательств по признанию действия выданных Приднестровьем документов о трудовом стаже (в том числе о стаже службы в правоохранительных органах), что следует из Протокола о взаимном признании действий на территории Приднестровья и Республики Молдова документов, выдаваемых компетентными органами Сторон от 16 мая 2001 г.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 1, 2, 6, 7, 15, 17, 18, 19, 37, 39 и 55 Конституции Российской Федерации, статьям 4 и 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, статье 29 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г, положениям Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г.) и обстоятельствам данного гражданского дела.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Статьей 11 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств или государств, входивших в состав СССР до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Согласно статье 2 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением. До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.
Кроме того, в сфере пенсионного обеспечения граждан и военнослужащих имеет место Соглашение между государствами- участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей (заключено в г. Минске 14.02.1992).
Объектом Соглашения от 14.02.1992 года являются социальные и правовые гарантии военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, включая гарантии в области пенсионного обеспечения. В качестве основополагающего принципа, статья 1 данного Соглашения предусматривает сохранение уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и членам их семей законодательством бывшего Союза ССР и недопустимость их одностороннего ограничения.
Основываясь на ранее имевших место договоренностях о социальных, правовых гарантиях военнослужащих, в целях дальнейшего сотрудничества в области социального обеспечения этих лиц и их семей, 15 мая 1992 года государства - участники Содружества Независимых Государств подписали Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств (заключено в г. Ташкенте 15.05.1992).
Статьей первой данного Соглашения предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств - участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
Согласно ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
В силу ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о социальных гарантиях и пенсионном обеспечении бывших военнослужащих и членов их семей (заключено в г. Москве 10.02.1995, ратифицировано Федеральным законом от 27.05.1996 N 58-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о социальных гарантиях и пенсионном обеспечении бывших военнослужащих и членов их семей") пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации или Республики Молдова уволенных с военной службы офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил бывшего Союза ССР, лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках бывшего Союза ССР, : Российской Федерации и Республики Молдова, а также потерявших кормильца членов семей этих военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством соответственно Российской Федерации и Республики Молдова, на территории которых проживают указанные военнослужащие и члены их семей. При этом пенсии им назначаются и выплачиваются соответствующими уполномоченными органами Российской Федерации и Республики Молдова по месту их постоянного жительства.
Пунктом "а" ст. 5 Закона РФ от 12 февраля 1993 года 34468-1 предусмотрено, что лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7, статья 37, часть 3; статья 39 часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть по сути взаимообусловлены.
Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Факт прохождения истцом службы в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской республики с 1.12.1991 по 1.06.1995 подтверждается записями в трудовой книжке, сведениями, содержащимися в его личном деле.
Учитывая, что выделение Приднестровской Молдавской республики, как самостоятельного субъекта международного права, до настоящего времени не признано международным сообществом, то являются правомерными выводы судебных инстанций о том, что не имеется оснований считать, что у истца отсутствует право на включение периода службы в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской республики в его выслугу лет, как лица, проходившего службу на территории Молдавской республики, которая является участником Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года, поскольку Приднестровская республика входит в состав Молдавской республики, как субъект, наделенный особыми полномочиями и гарантиями.
Государственный суверенитет Республики Молдова установлен 27.08.1991 г. в отношении всей территории бывшей Молдавской ССР, в том числе, в отношении территории автономно-территориального образования с особым правовым статусом Приднестровье, и признается Российской Федерацией.
В соответствии со ст. ст. 1 и 110 Конституции Республика Молдова от 29.07.1994 г. Республика Молдова - суверенное и независимое, единое и неделимое государство. Населенным пунктам левобережья Днестра могут быть предоставлены особые формы и условия автономии в соответствии с особым статусом, установленным органическим законом. Согласно ст. ст. 3, 5 Парламентского закона Республики Молдова от 22.07.2005 г. N 173 "Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)" в составе Республики Молдова учреждается автономно-территориальное образование с особым правовым статусом - Приднестровье. Приднестровье является неотъемлемой составной частью Республики Молдова. Суды, органы Прокуратуры, Управление Службы информации и безопасности и Управление внутренних дел Приднестровья являются составной частью единой системы судебных инстанций и единой системы правоохранительных органов Республики Молдова.
В соответствии с Протоколом о взаимном признании действий на территории Приднестровья и Республики Молдова документов, выдаваемых компетентными органами Сторон от 16.05.2001, Стороны договорились признавать на территории Приднестровья и Республики Молдова действие документов, выдаваемых компетентными органами Сторон, в том числе трудовых книжек, документов о трудовом стаже, пенсионных документов, а также документов, подтверждающих право на льготы (при условии их действия на территории Сторон).
Доводы кассационной жалобы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ГУ МВД России по Новосибирской области.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 2 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.