Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шефер И.А, судей Богдевич Н.В. и Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0002-01-2019-004837-97 (2-603/2020) по иску Мокрушина В.С. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периода в специальный стаж
по кассационной жалобе Мокрушина В.С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, объяснения Мокрушина В.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мокрушин В.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФР по г. Белово Кемеровской области (межрайонное)) о признании решения незаконным, включении периода в специальный стаж.
В обоснование заявленных требований указал на то, что решением от 3 декабря 2019 г. N Мокрушину В.С. отказано во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, дополнительное социальное обеспечение периода с 8 ноября 1979 г. по 11 декабря 1981 г. прохождения военной службы по призыву в составе вооруженных сил СССР. Из обжалуемого решения следует, что его специальный стаж, дающий право на доплату к пенсии, право на установление пенсии составляет 23 года 1 месяц 7 дней, что менее требуемых 25 лет. Данный отказ УПФР в г. Белово Кемеровской области полагает незаконным. С 1974 года по 1978 года он обучался в Кызыл-Кийском горном техникуме по специальности горного техника электромеханика. 28 августа 1978 г. был принят на работу электрослесарем подземным 4 разряда на участок N2 ш. Пионерка Комбинат Кузбассуголь, откуда уволен в Советскую Армию 3 ноября 1978 г, где проходил службу 17 дней по 20 ноября 1978 г. Затем снова принят на работу в ш. Пионерка, откуда 1 ноября 1979 г. вновь уволен в ряды Советской Армии, где служил по 11 декабря 1981 г. Затем вновь принят электрослесарем подземным 4 разряда на ш. Пионерка - 8 февраля 1982 г.
Прохождение им службы по призыву в рядах Вооруженных сил СССР являлось для него обязанностью, и действовавшие в тот момент нормативные акты предусматривали включение в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости такого периода.
С учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным решение УПФР в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) от 3 декабря 2019 г. N об отказе в установлении права на дополнительное социальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности"; обязать УПФР в г. Белово Кемеровской области включить ему период прохождения военной службы в составе Вооружённых Сил СССР с 8 ноября 1979 г. по 11 декабря 1981 г. (2 года 1 месяц 4 дня) в специальный стаж, дающий право на дополнительное социальное обеспечение отдельным категориям работников организаций угольной промышленности; признать за ним право на доплату к пенсии как работнику угольной промышленности и обязать УПФР в г.Белово (межрайонное) назначить ему ежемесячную доплату к пенсии, предусмотренную Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" с 1 февраля 2020 г.; взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы в размере 4 600 руб. и государственную пошлину 300 руб.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 19 марта 2020 г. постановлено:
Исковые требования Мокрушина В.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периода в специальный стаж, удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) от 3 декабря 2019 г. N об отказе в установлении дополнительного социального обеспечения отдельным категориям работников организаций угольной промышленности Мокрушина В.С, 7 ДД.ММ.ГГГГ, в части включения периода в специальный стаж.
Признать за Мокрушиным В.С. право на дополнительное социальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. ФЗ-84 "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемеровской области (межрайонное) включить Мокрушина В.С, ДД.ММ.ГГГГ, период прохождения военной службы по призыву с 8 ноября 1979 г. по 11 декабря 1981 г. (2 года 1 месяц 4 дня) в специальный стаж для установления дополнительного социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" и назначить ему дополнительное социальное обеспечение с 1 февраля 2020 г.
Взыскать с Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) в пользу Мокрушина В.С. судебные расходы за составление искового заявления 4000 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 июля 2020 г. решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Мокрушиным В.С. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 июля 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским дела Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено, что Мокрушин В.С. является получателем пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 7 июня 2009 г.
Мокрушин В.С. 1 ноября 2019 г. обратился в УПФР в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении дополнительного социального обеспечения отдельным категориям работников организаций угольной промышленности.
Решением ответчика от 3 декабря 2019 г. N Мокрушину В.С. отказано в установлении дополнительного социального обеспечения отдельным категориям работников организаций угольной промышленности в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" в вязи с отсутствием специального стажа по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". На дату обращения 7 ноября 2019г. специальный стаж Мокрушина В.С. составляет 23 года 1 мес. 7 дней.
Согласно оспариваемому решению Мокрушину В.С. в специальный стаж по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не засчитан период с 8 ноября 1979г. по 11 декабря 1981 г. (2 года 1 месяц 4 дня) - военная служба по призыву.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный периоды период прохождения действительной военной службы с 8 ноября 1979 г. по 11 декабря 1981 г. (2 года 1 месяц 4 дня) подлежит включению в стаж, дающий право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, предусмотренную Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", в связи с чем обязал ответчика назначить истцу дополнительное социальное обеспечение с 1 февраля 2020 г.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции с учетом доводов кассационной жалобы у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в названной статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" статья 1 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ дополнена частью 2, согласно которой условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные названным федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 г.
Пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которыми урегулированы общие вопросы исчисления стажа, дающего право на трудовые пенсии в соответствии с вышеназванными статьями.
Пунктом 5 данных Правил установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выполнявшейся постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 15 Правил при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, - за 9 месяцев.
При разрешении споров о включении периодов службы в составе Вооружённых Сил СССР в специальный стаж работы, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, следует руководствоваться следующими положениями.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (с изменениями и дополнениями).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьями 30-33 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что в отношении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 98, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Таким образом, из приведённой нормы постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 следует, что пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 применяется к Списку N 1 и Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённых постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (абз. 3 подпункта "а"; абз. 3 подпункта "б" пункта 1), а также к работницам предприятий текстильной промышленности - по списку производств и профессий, работа в которых даёт работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1021, - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 марта 1992 г. (абзац 3 подпункта "в" пункта 1 постановления).
Так, пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (далее - Положение от 3 августа 1972 г. N 590), предусматривалось при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда, предусмотренными Списком N 1 и Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённых постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 приравнивать период службы по призыву - к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (подпункт "к"), а также приравнивать учёбу в профессионально-техническом училище и иных учебных заведениях, указанных в подпункте "з" Положения от 3 августа 1972 г. N 590, к работе, дающей право на льготное исчисление пенсии, если работа следовала за окончанием периода учёбы в перечисленных в данной норме учебных заведениях.
Абзац 5 пункта 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Данное Положение фактически утратило свою силу с принятием Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который в соответствии со статьей 130 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 был введён в действие с 1 января 1992 г. и не предусматривал возможность включения службы в рядах Вооруженных Сил и учёбу после 1 января 1992 г. в специальный стаж.
Кроме того, Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" назначение пенсии по старости на льготных условиях независимо от возраста предусмотрено не было. До 1 января 1992 г. указанным лицам назначалась пенсия на льготных условиях по Спискам N 1 и N 2, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. N 1173, по достижении установленного данным законом возраста.
Возможность применения пункта 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 к подпункту "е" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, относящемуся к пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающим досрочное назначение пенсии лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они проработали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий -горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет) в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 не предусмотрена, поэтому к указанным лицам пункт 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 не применяется.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции верно пришел к выводу о том, что период прохождения действительной военной службы с 8 ноября 1979 г. по 11 декабря 1981 г. не может быть включен в специальный стаж, дающий право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, предусмотренную Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Оснований для отмены судебного постановления по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку позиция суда апелляционной инстанции основана на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм законодательства.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 июля 2020 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационный суд общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мокрушина В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.