Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шефер И.А.
судей Богдевич Н.В. и Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0033-01-2019-002775-81 (2-61/2020) по иску Лещенко В.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о признании решения незаконным
по кассационной жалобе Лещенко В.В. на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 19 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, объяснения Лещенко В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лещенко В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФР в г.Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное)) о признании решения незаконным.
В обоснование заявленных требований указал, что 27 июня 2019 г. он обратился в УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением пенсионного фонда от 10 июля 2019 г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
С учетом уточнения исковых требований, просил признать незаконным решения пенсионного органа 3 октября 2017 г. N и от 10 июля 2019 г. N об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды: с 1 сентября 1977 г. по 17 июля 1980 г. обучения в ПТУ N; с 29 июля 1980 г. по 30 апреля 1981 г. работы в должности электромонтажника 4 разряда в Зиминском строительном управлении; с 12 мая 1981 г. по 24 апреля 1983 г. службы в Советской Армии; с 6 июня 1983г. по 21 апреля 1987 г. работы в должности электрослесаря 5 разряда в Зиминском строительном управлении треста "Прокопьевскшахтострой"; с 12 октября 1988 г. по 31 мая 2000 г. работы в должности монтажника по монтажу специальных и железобетонных конструкций, мастером нового строительства в Тырганском строительном управлении треста "Прокопьевскшахтострой", государственном предприятии "Тырганское строительное управление", государственном предприятии "Тырганское строительное управление", ОАО "Тырганское строительное управление"; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 9 августа 2017 г.
Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 19 мая 2020 г. в удовлетворении исковых требований Лещенко В.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 июля 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Лещенко В.В. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 19 мая 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 июля 2020 г, как незаконных.
На кассационную жалобу УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области -Кузбасса (межрайонное) принесены письменные возражения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 8 августа 2017г. истец обратился в УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 3 октября 2017 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Лещенко В.В. отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа (требуется 12 лет 6 месяцев, имеется 4 года 7 месяцев 25 дней).
27 июня 2019 г. истец вновь обратился в УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 10 июля 2019 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Лещенко В.В. отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа (требуется не менее 10 лет, имеется 7 лет 1 месяц 24 дня).
Согласно трудовой книжке Лещенко В.В.:
- 29 июля 1980 г. он принят электрослесарем 4 разряда в Зиминское строительное управление треста "Прокопьевскшахтострой" (приказ от 30 июля 1980 г. N-к); 30 апреля 1981 г. уволен в связи с призывом в Советскую Армию (приказ от 30 апреля 1981 г. N);
- 6 июня 1983 г. принят электрослесарем 5 разряда в Зиминское строительное управление треста "Прокопьевскшахтострой" (приказ от 6 июня 1983 г. N 60-к); 21 апреля 1987 г. уволен переводом в Тырганское СУ в связи с ликвидацией предприятия (приказ от 21 апреля 1987 г. N/к).
- с 12 октября 1988 г. по 31 мая 2000 г. Лещенко В.В, работая в Тырганском строительном управлении треста "Прокопьевскшахтострой" 12 октября 1988 г. переведен монтажником стальных и железобетонных конструкций 3 разряда (приказ от 12 октября 1988 г. N); 23 ноября 1994 г. переведен мастером нового строительства (приказ от 23 ноября 1994 г. N); 1 июня 2000 г. переведен начальником материальной базы (приказ от 1 июня 2000 г. N).
В трудовой книжке указано, что 1 января 1994 г. Тырганское строительное управление переименовано в АООТ "Тырганское строительное управление".
Для спорного периода работы Лещенко В.В. с 29 июля 1980 г. по 30 апреля 1981 г, с 6 июня 1983 г. по 21 апреля 1987 г. электрослесарем в Зиминском строительном управлении треста "Прокопьевскшахтострой", с 12 октября 1988 г. по 22 ноября 1994 г. монтажником стальных и железобетонных конструкций подлежит применению Список N 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. N1173.
Для периода работы Лещенко В.В. с 12 октября 1988 г. по 22 ноября 1994 г. монтажником стальных и железобетонных конструкций, с в Тырганском строительном управлении треста "Прокопьевскшахтострой" (государственном предприятии "Тырганское строительное управление", АООТ "Тырганское строительное управление", ОАО "Тырганское строительное управление" применяется Список N 2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, а также Список N 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173.
Для спорного периода работы Лещенко В.В. с 23 ноября 1994 г. по 31 мая 2000 г. мастером нового строительства в Тырганском строительном управлении треста "Прокопьевскшахтострой" (государственном предприятии "Тырганское строительное управление", АООТ "Тырганское строительное управление", ОАО "Тырганское строительное управление" применяется Список N 2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Пунктом "а" раздела XXVII. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 предусмотрены:
- электромонтеры-линейщики по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети (код позиции 2990000а-19829);
- электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 Кв и выше), занятые работами на высоте свыше 5 метров (код позиции 2990000а-19855);
- монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций (код позиции 2990000а-14612).
Пунктом "б" раздела XXVII. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 предусмотрены мастера строительных и монтажных работ (код позиции 29900006-23419).
Пунктом "а" раздела XXIX. Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций Списка N, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (применяемого для периода до 1 января 1992 г.) предусмотрены: - монтеры и электромонтеры-линейщики по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети;
- монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций.
В материалах гражданского дела имеются копии документов, подтверждающих трудовую деятельность Лещенко В.В.:
- с 29 июля 1980 г. по 30 апреля 1981 г, с 6 июня 1983 г. по 21 апреля 1987 г. в Зиминском строительном управлении треста "Прокопьевскшахтострой" - архивная справка от 29 марта 2017 г. N, выданная архивным отделом администрации г. Прокопьевска; личная карточка формы Т-2, содержащая сведения о трудовой деятельности с 6 июня 1983 г. по 21 апреля 1987 г.; расчетные ведомости за 1980 год (июль - декабрь), 1981 год (январь - апрель), 1983 год (июнь - декабрь), 1984 год, 1985 год, 1986 год, 1987 год (январь - апрель).
- с 12 октября 1988 г. по 31 мая 2000 г. в Тырганском строительном управлении треста "Прокопьевскшахтострой" - архивная справка от 28 декабря 2016 г. N 816, выданная архивным отделом администрации г.Прокопьевска; личная карточка формы Т-2; приказы по Тырганскому строительному управлению треста "Прокопьевскшахтострой": от 15 января 1990 г. N/к, от 12 апреля 1990 г. N, от 28 июня 1990 г. N, от 28 марта 1991 г. N, от 18 ноября 1991 г. N, от 7 августа 1993 г. N.
Согласно архивной справке от 29 марта 2017 г. N, Лещенко В.В. 29 июля 1980 г. принят эл. монт. (так в личной карточке) 4 разряда; 30 апреля 1981г. уволен в армию; 6 июня 1983 г. принят электрослесарем 5 разряда; 21 апреля 1987 г. уволен переводом.
В справке указано, что приказы по кадрам за 1980 - 1981 гг, 1986 - 1987 гг. на хранение не поступали.
В личной карточке формы Т-2, отражающей сведения о трудовой деятельности в Зиминском строительном управлении треста "Прокопьевскшахтострой" с 6 июня 1983 г. по 21 апреля 1987 г. указано, что Лещенко В.В. с 6 июня 1983 г. - эл.слесарь (строительный) 5 разряда, участок - строительный; 21 апреля 1987 г. - перевод в Тырганское СУ.
В расчетных ведомостях по Зиминскому строительному управлению за 1985 год (июль - декабрь), 1986 год, 1987 год (январь - апрель) указана профессия, по которой работал Лещенко В.В. - электрослесарь 5 разряда.
В расчетных ведомостях по Зиминскому строительному управлению за 1980 год (июль - декабрь), 1981 год (январь - апрель), 1983 год (июнь - декабрь), 1984 год, 1985 год (январь - июнь) не указано наименование профессии, по которой работал Лещенко В.В.
Согласно архивной справке от 28 декабря 2016 г. N Лещенко В.В. 12 октября 1988 г. переведен электрослесарем 5 разряда; 23 ноября 1994г. переведен мастером хозрасчетного участка; 1 июня 2000 г. переведен начальником материальной базы. Приказы о переводах Лещенко В.В. монтажником стальных и железобетонных конструкций 3-го разряда, электромонтером, электросварщиком не выявлены. Лицевые счета на имя Лещенко В.В. за 1987 - 1991 годы на хранение в архивный отдел не поступали. В расчетных ведомостях за 1992 - 2000 годы профессия не указана.
В личной карточке (форма Т-2), отражающей сведения о трудовой деятельности с 12 октября 1988 г. по 31 мая 2000 г. указано, что Лещенко В.В. с 12 октября 1988 г. - эл. слесарь (строительный) 5 разряда, участок N; монтажник ЖБК; с 23 ноября 1994 г. - мастер; с 1 июня 2000 г. - начальник материальной базы.
Согласно приказам по Тырганскому строительному управлению треста "Прокопьевскшахтострой" от 15 января 1990 г. N/к, от 12 апреля 1990 г. N, от 28 июня 1990 г. N, от 29 марта 1991 г. N профессия, в которой работает Лещенко В.В. - электрослесарь, согласно приказам от 18 ноября 1991 г. N, от 7 августа 1993 г. N - электросварщик.
Из акта от 21 августа 2017 г. N документальной проверки факта работы в условиях, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости следует, что проведена поверка первичных документов, подтверждающих страховой стаж Лещенко В.В. за периоды работы с 22 апреля 1987 г. по 4 января 2000 г. проверены приказы начальника управления по личному составу за 1987-2001 годы. Согласно приказам от 31 октября 1989 г. N, от 5 января 1990 г. N/к, от 23 марта 1990 г. N/к, от 1 февраля 1991 г. N, профессия, по которой работает Лещенко В.В. - электрослесарь, согласно приказам от 28 февраля 1994 г. N, от 25 ноября 1994 г. N, имеются сведения, что электросварщик, согласно приказу от 23 августа 1989 г. N - электромонтер. Текстовая часть приказа по АООТ "Тырганское строительное управление" от 25 ноября 1994 г. N - ввиду создания хозрасчетного участка по изготовлению заказов для нужд трудящихся Лещенко В.В, электросварщика, перевести мастером хозрасчетного участка с 23 ноября 1994 г.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Лещенко В.В. следует, что период его работы с 12 октября 1988 г. по 31 мая 2000 г. монтажником стальных и железобетонных конструкций, мастером нового строительства в Тырганском стройуправлении треста Прокопьевскшахтострой указаны работодателем как общие условия.
Согласно заключению государственной экспертизы условий труда Министерства труда и занятости населения Кузбасса от 23 марта 2020 г..N10 характер работы и условия труда Лещенко В.В, электрослесаря (электромонтажника) 4 разряда Зиминского строительного управления треста "Прокопьевскшахтострой", с 29 июля 1980 г..по 30 апреля 1981 г..; электрослесаря 5 разряда Зиминского строительного управления треста "Прокопьевскшахтострой" с 6 июня 1983 г..по 21 апреля 1987 г..не соответствуют характеру работ и условиям труда в профессиях, предусмотренных пунктом "а" раздела XXVII. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10, а также пунктом "а" раздела XXIX. Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций Списка N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г..N 1173. Характер работы и условия труда Лещенко В.В, мастера нового строительства (согласно документам организации - мастер хозрасчетного участка) АООТ "Тырганское строительное управление" (ОАО "Тырганское строительное управление") с 23 ноября 1994 г..по 31 мая 2000 г..не соответствуют характеру работ и условиям труда в должности, предусмотренной пунктом "б" раздела XXVII. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10.
Определить соответствие характера работы и условий труда Лещенко В.В, монтажника стальных и железобетонных конструкций Тырганского строительного управления треста "Прокопьевскшахтострой" (государственном предприятии "Тырганское строительное управление", АООТ "Тырганское строительное управление") с 12 октября 1988 г..по 22 ноября 1994 г..характеру работ и условиям труда профессии "монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций" (код позиции 2990000а-14612), предусмотренной пунктом "а" раздела XXVII. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10, а также пунктом "а" раздела XXIX. Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций Списка N2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г..N 1173 не представляется возможным, так как представленные документы, имеющие разногласие в части наименования профессии, в которой работал Лещенко В.В. в данный период (согласно записям в трудовой книжке - монтажник стальных и железобетонных конструкций; согласно документам организации - электрослесарь, электросварщик, электромонтер) и отсутствуют документы, на основании которых возможно определить характер выполняемой работы в данный период.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, пришел к выводу об отсутствии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции с выводами суда согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа:, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 665 от 16 июля 2014 г. исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее - Правила от 11 июля 2002 г. N 516).
Согласно пункту 4 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено указанными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в том числе экспертное заключение в совокупности и иными доказательствами, суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку правовых оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии, так как истцом не было представлено доказательств, подтверждающих особые условия труда, которые дают право на досрочную страховую пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Периоды обучения истца в ПТУ N с 1 сентября 1977 г. по 17 июля 1980 г, службы в Советской армии с 12 мая 1981 г. по 24 апреля 1983г. судами не были включены в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку не выполнено условие пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утв. постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
Согласно разъяснениям Минтруда России от 17 октября 2003 г. N 4, вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть рассмотрен в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсии, утвержденных постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
Данное Положение предусматривало возможность при исчислении специального трудового стажа лиц, занятых на работах по Спискам N 1 и N2, утвержденным в 1956 г. приравнивать к льготной работе службу в армии.
Согласно пункту 109 указанного Положения - при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР) и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Указанным Положением предусмотрена необходимость двух условий, что службе в армии предшествовала или непосредственно за ней следовала льготная работа и второе, что деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, учитывается в размере, не превышающим имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях.
Между тем судами не установлено, что периоду военной службы предшествовала работа с тяжелыми условиями, так и то, что работа с тяжелыми условиями следовала непосредственно за таким периодом.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда считает, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильных судебных постановлений, поскольку выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы судебная коллеги по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 19 мая 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 июля 2020 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 19 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лещенко В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.