Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шефер И.А, судей Богдевич Н.В, Новожиловой И.А, с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1735/2020 по иску Гавриловой Анастасии Николаевны к Федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Тыва" о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, иных выплат, предусмотренных к концу года, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Гавриловой Анастасии Николаевны на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 5 августа 2020 года, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Гаврилова Анастасия Николаевна (далее-Гаврилова А.Н, истец) обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Тыва", указав, что 10 декабря 2019 года она была незаконно уволена из Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Тыва" (далее ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва", ответчик) с должности бухгалтера 2 категории. К ней применили дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия в соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с тем, что она не представила сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, своего супруга и несовершеннолетних детей за 2017 и 2018 годы, а также не соблюдала требования к служебному поведению и не принимала меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Считала свое увольнение незаконным, поскольку в ее должностной инструкции не содержалось обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супруга и несовершеннолетних детей, и никто ей об этом не говорил, хотя согласно статье 22 Трудового кодекса РФ ознакомление работников с нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью - это обязанность работодателя.
Согласно пункту 2 Приказа МВД России от 16 декабря 2016 г. N 848 "О Перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" руководители (начальники) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации должны ознакомить сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, замещающих должности, указанные в прилагаемом Перечне, с настоящим приказом, согласно которому утвержден перечень должностей, которые обязаны представлять сведения о доходах своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Истца с вышеуказанным Приказом МВД России ознакомили 1 октября 2019 года, что подтверждается ведомостью.
К дате заседания комиссии 26 ноября 2019 года она не имела возможности представить данные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 и 2018 годы, поскольку не знала, к какому числу представляются данные сведения, так как с Приказом МВД России от 16.12.2016 N 848 ее ознакомили только 1 октября 2019 года.
Кроме того, Гаврилова А.Н, не поняла, какие именно требования к служебному поведению ею были нарушены. При трудоустройстве проходила конкурс, замечаний относительно того, что она является генеральным директором организации, не поступало. Таким образом, истец не знала, какие именно меры должна была предпринять по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, так как при трудоустройстве и за все время работы никто не разъяснял требования, предъявляемые к ее должности, и до 1 октября 2019 года никто не разъяснял обязанность по представлению сведений о ее доходах, супруга и несовершеннолетних детей.
Полагала, что в связи с незаконным увольнением ей полагается оплата вынужденного прогула с декабря 2019 года до момента восстановления на работе и вступления решения в законную силу.
Кроме того, после увольнения истец была на больничном, так как на фоне незаконного увольнения обострилась "данные изъяты" на нервной почве, у нее четверо детей, семейный бюджет значительно уменьшился, что предоставило немало неудобств.
Для защиты своего нарушенного права Гаврилова А.Н. заключила договор па оказание услуг от 09.01.2020 на общую сумму 50 000 рублей.
Также понесла почтовые расходы 9 января 2020 года при направлении искового заявления лицам, участвующим в деле и повторном направлении искового заявления с описью вложения 13 января 2020 года в общей сумме 918, 54 рублей. Таким образом, судебные расходы составили 50 918, 54 рублей.
Просила восстановить на работе в ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД но Республике Тыва" в должности бухгалтера 2 категории с момента вступления решения в законную силу, взыскать с ответчика оплату за время вынужденного прогула с 10 декабря 2019 года до момента восстановления на работе и вступления решения в законную силу, оплату премии за 2019 год, 13 заработную плату и иные причитающиеся выплаты, которые производятся в конце года, взыскать с ответчика моральный вред в размере 100 000 рублей и судебные расходы в размере 50 918, 54 рублей.
Судом первой инстанции в качестве третьего лица к участию в деле привлечено Министерство внутренних дел по Республике Тыва (далее - МВД по Республике Тыва).
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 марта 2020 года исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 5 августа 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истца, поступившей в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, содержится просьба об отмене судебных актов суда первой и апелляционной инстанций, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. В удовлетворении ходатайства представителя истца - Анжигановой Юлии Михайловны об отложении судебного заседания отказано в связи с недоказанностью невозможности ее явки в суд по уважительным причинам.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судом первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Согласно статьей 12.2 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.
В соответствии со статьей 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации на работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Из постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" следует, что в соответствии со статьей 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: (пункт 1) Установить, что на работников, замещающих должности в организациях, включенных в перечень, установленный нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, распространяются следующие ограничения, запреты и обязанности: (п.п. "в") работник обязан: представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов; уведомлять работодателя в порядке, определенном работодателем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, как только ему станет об этом известно.
В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (часть 1).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2).
Пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее также - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ) предусмотрено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) в том числе граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации принято постановление от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими Федеральными законами в целях противодействия коррупции", которым предусмотрена, в частности, обязанность работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в том числе представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 28 февраля 2015 г. N 119 "О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей", согласно которому на работников, замещающих должности, указанные в разделе III Перечня воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 865 (далее - Перечень должностей, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 865), распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568.
Часть 3 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации к дисциплинарным взысканиям относит увольнение работника, в том числе по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 81 этого Кодекса, в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Из содержания приведенных норм права следует, что в случае установления факта непредставления работником организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей такой работник подлежит увольнению работодателем, если указанные действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны работодателя. Возможность увольнения работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, за утрату доверия обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва" от 22.04.2016 N Гаврилова Анастасия Николаевна принята на должность бухгалтера 2 категории на период отпуска по уходу за ребенком до 1, 5 лет Черновой Юлии Владимировны с 11.04.2016, с испытательным сроком продолжительностью 3 (три) месяца с 11.04.2016 по 11.07.2016.
11 апреля 2016 года между ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва" (работодатель) и Гавриловой А.Н. (работник) заключен срочный трудовой договор 11.04.2016 N, согласно которому Гаврилова А.Н. принята на должность бухгалтера 2 категории на период отпуска по уходу за ребенком до 1, 5 лет Черновой Юлии Владимировны, с 11.04.2016. В соответствии с приказом ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва" от 04.09.2017 N Гаврилова А.Н. переведена на должность бухгалтера 2 категории с 01.09.2017 и освобождена от временной должности бухгалтера 2 категории с сохранением всех ранее установленных надбавок.
1 сентября 2017 года между ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва" (работодатель) и Гавриловой А.Н. (работник) заключен трудовой договор от 01.09.2017 N о том, что последняя принята на должность бухгалтера 2 категории.
Приказом от 10.12.2019 N Гаврилова А.Н. уволена из ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва" с должности бухгалтера 2 категории на основании заключения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников и урегулированию конфликта интересов МВД по Республике Тыва, протокол от 26.11.2019 N, по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно протоколу от 26.11.2019 N к Гавриловой А.Н. применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 81 ТК РФ, в связи с тем, что она не представила сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга и несовершеннолетних детей за 2017 и 2018 годы, не соблюдала требования к служебному поведению и не принимала меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Согласно должностной инструкции, утвержденной начальником ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва" Разумовым А.В, бухгалтер по работе с дебиторами и кредиторами бухгалтерии ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва" должен знать в том числе: гражданское, трудовое, финансовое и хозяйственное законодательство, правила внутреннего трудового распорядка ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва" (пункт 4), Устав ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва" и нормативно правовые акты МВД России и МВД по Республике Тыва; (пункт 5) Бухгалтер подчиняется непосредственно начальнику, главному бухгалтеру. Функциональные обязанности бухгалтера; (пункт 4 раздела 2) Знать и строго выполнять требования инструкций финансово-экономической деятельности согласно действующему законодательству; (пункт 5 раздела 2) Производить проверку первичных учетных документов по форме, заполнению реквизитов, наличию правильности оформления подписей, четкости и разборчивости заполнения документов. Осуществлять арифметическую проверку правильности подсчетов в документах.
Вести прием и контроль первичной документации по соответствующему участку бухгалтерского учета и подготавливать их к счетной обработке; (пункт 6) Принимать к учету поступление товарно-материальных ценностей в установленном порядке на основании первичных учетных документов; (пункт 7) Вести бюджетный учет всех операций по учету расчетов с дебиторами и кредиторами и правильно отражать на счетах бухгалтерского учета операции с использованием программного продукта и на бумажных носителях; (пункт 8) Производить начисления по предоставленным услугам по счетам 401 20 и 302 00); (пункт 9) Отслеживать зачет аванса по оказанным услугам; (пункт 11) Контролировать правильность и своевременность расчетов с поставщиками и подрядчиками за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги; (пункт 12) Подтверждать суммы задолженности путем сверки расчетов с поставщиками и подрядчиками; (пункт 13) Контролировать правильность и достоверность поступившей документации от поставщиков и подрядчиков на оплату, и соответствие данных с заключенными контрактами и договорами; (пункт 16) Своевременно производить возврат денежных средств, поступивших во временное распоряжение в качестве обеспечения исполнения контрактов; (пункт 17) Ежемесячно формировать "Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками" N 4 и в сброшюрованном виде представлять главному бухгалтеру на проверку не позднее 10 числа следующего месяца. В отчетные периоды не позднее 5 числа следующего месяца: (пункт 19) Своевременно информировать должностных лиц по выявленным фактам нарушений поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий договоров и контрактов; (пункт 20) Предоставлять к месячной, квартальной, годовой отчетности сведения о кредиторской и дебиторской задолженности; (пункт 22) Своевременно предоставлять заместителю главного бухгалтера заявки на основании заключенных государственных контрактов и договоров для предоставления заявки в ЦФО МВД по Республике Тыва на выделение ЛБО; (пункт 23) Производить
инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности, образовавшейся по счетам 206 00 "Расчеты по выданным авансам", 302 00 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"; (пункт 24) Производить сверку с поставщиками и подрядчиками по начисленным и оплаченным суммам на основании актов сверки расчетов; (пункт 26) Контролировать соблюдение нормативных документов, относящихся к работе с поставщиками и подрядчиками, с дебиторами по доходам; (пункт 27) При полном исполнении государственных контрактов подготавливать сведения об исполнении в течение 3-х рабочих дней после получения платежного поручения, подтверждающего факт оплаты; (пункт 28) Подготавливать в установленный срок ответы на служебные письма, служебные записки, запросы, касающиеся расчетов с поставщиками и подрядчиками, средств во временном распоряжении; (пункт 31) Выполнять приказы, распоряжения, иные поручения вышестоящих руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных. Бухгалтер имеет право: (пункт 1) Получать методическую и иную информацию, которая необходима для реализации его функций и эффективного исполнения обязанностей; (пункт 3) Запрашивать лично или по поручению главного бухгалтера от специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей; (пункт 4) Принимать участие в работе совещаний, конференций, собраний. Бухгалтер несет персональную ответственность: (пункт 1) За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностной инструкцией должностных обязанностей в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ; (пункт 2) За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в том числе и в быту, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ, нормативно-правовыми актами МВД России и МВД по Республике Тыва.
Из материалов служебной проверки следует, что в должностные обязанности бухгалтера по работе с дебиторами и кредиторами бухгалтерии ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва" Гавриловой А.Н. согласно пунктам 5. 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 22, 23, 24, 26, 27 и 28 ее должностной инструкции, утвержденной начальником ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва" капитаном внутренней службы Разумовым А.В. входят полномочия органа внутренних дел по закупке товаров, работ, услуг на стадии исполнения контракта (оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта согласно статье 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), в связи с чем, в силу положений пункта 39 Перечня должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом МВД России от 16.12.2016 N 848, на Гаврилову А.Н. распространяются ограничения, запреты и обязанности, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений,
запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции". В нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции", распоряжений МВД по Республике Тыва от 11.01.2018 N 4р о представлении справок о доходах за 2017 год, от 28.01.2019 N 11р о представлении справок о доходах за 2018 год, справки о доходах за 2017 и 2018 годы бухгалтер 2 категории бухгалтерии ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва" Гаврилова А.Н. не представила.
При проведении служебной проверки работодателем у Гавриловой А.Н. отобрано объяснение от 07.08.2019, из которого следует, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 и 2018 годы она не предоставляла в связи с тем, что согласно ее должностной инструкции как бухгалтера по работе с дебиторами и кредиторами бухгалтерии ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва", она не обязана предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в ее должностной инструкции не прописана данная обязанность.
В ведомости об изучении приказа МВД России от 16.12.2016 года N 848 "О перечне должностей ФГС МВД РФ и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед МВД РФ, при замещении при которых сотрудники ОВД РФ, ФГГС и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых при выполнении задач поставленных перед МВД РФ, обязаны предоставить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" с личным составом ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва" подписи Гавриловой А.Н. не имеется.
Согласно ведомости об изучении приказа МВД России от 16.12.2016 года N 848 "О перечне должностей ФГС МВД РФ и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед МВД РФ, при замещении при которых сотрудники ОВД РФ, ФГГС и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых при выполнении задач поставленных перед МВД РФ, обязаны предоставить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественною характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" с личным составом ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва" имеется подпись Гавриловой А.Н. с указанием даты 01.10.2019 года.
Согласно письму N от 20 августа 2019 года ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва" следует, что Гавриловой А.Н. доводилась и изучалась тема занятий "Меры дисциплинарной ответственности за невыполнение требований законодательства о противодействии коррупции", в ведомости об ознакомлении имеется подпись Гавриловой А.Н, в иных ведомостях ее подписи отсутствуют.
Между тем, в материалах служебной проверки имеются дополнительные объяснения Гавриловой А.Н. о том, что руководство, а иногда кадровый работник проводят занятия по противодействию коррупции. Ей доведены требования приказа МВД России от 16.12.2016 N 848. Она и сама изучала требования указанного приказа МВД России от 16.12.2016 N 848, согласно которому простой бухгалтер, при наличии в организации должности главного бухгалтера, не представляет сведения о доходах. В ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва" должность главного бухгалтера имеется. Знает, что сведения о доходах представляют только главный бухгалтер и бухгалтер-ревизор". Свою должностную инструкцию как бухгалтера по работе с дебиторами и кредиторами бухгалтерии ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва" она изучала хорошо.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца, поскольку Гаврилова А.Н. в нарушение требований законодательства о противодействии коррупции и трудового законодательства на протяжении длительного времени не соблюдала требования к служебному поведению, не принимала мер по урегулированию конфликта интересов, не уведомляла работодателя о возникшем конфликте интересов и личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, а также не представила сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга и несовершеннолетних детей за 2017 и 2018 годы, в связи с чем к ней обоснованно было применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, поскольку юридически значимые обстоятельства дела установлены полно и правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда первой инстанции и судебной коллегии суда апелляционной инстанции, основаны на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном определении юридически значимых обстоятельств по делу.
Ввиду того, что причина непредставления Гавриловой А.Н. сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга и несовершеннолетних детей за 2017 и 2018 годы, признана соответствующей комиссией необъективной и являющейся способом уклонения Гавриловой А.Н. от представления работодателю таких сведений, у ответчика имелись основания для наложения на Гаврилову А.Н. дисциплинарного взыскания за совершение проступка, дающего основания для утраты к ней доверия со стороны работодателя, в виде увольнения по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает законным вывод суда первой и апелляционной инстанций о правомерности наложенного ответчиком на Гаврилову А.Н. дисциплинарного взыскания в виде ее увольнения по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 приказа МВД России от 27.06.2015 N 723 "О распространении на работников, замещающих отдельные должности па основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей, установленных для федеральных государственных гражданских служащих" на работников, замещающих должности, включенные в Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом МВД России от 16.12.2016 N 848, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции".
Согласно пункту 39 Перечня должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом МВД России от 16.12.2016 N 848, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей работники, замещающие должности всех наименований в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, выполнение трудовых обязанностей по которым предусматривает осуществление полномочий органа внутренних дел по закупке товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд МВД России.
В соответствии с Порядком представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, и работниками, замещающими эти должности, утвержденным приказом МВД России от 05.04.2016 N 158 (п.3).
Работник организации, замещающий должность, включенную в Перечень должностей, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет: (п. 3.1) Сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода, а также сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; (п. 3.2) Сведения о своих расходах и о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки; (п. 12) В случае невозможности представления по объективным причинам работником организации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей или кандидатом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей работник организации или кандидат подает об этом заявление в кадровое подразделение для его рассмотрения на соответствующей комиссии в
установленном порядке.
Поскольку в должностные обязанности Гавриловой А.Н. входили полномочия органа внутренних дел по закупке товаров, работ, услуг на стадии исполнения контракта, кроме того оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта согласно статье 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", следовательно, согласно пункту 39 Перечня на Гаврилову А.Н. распространялись ограничения, запреты и обязанности, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции".
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции и апелляционное определение являются законными, они приняты без нарушений норм материального права, спор разрешен в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
В силу ст. ст. 67, 327.1 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в суде первой и апелляционной инстанции и направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой и апелляционной инстанции, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судами при рассмотрении дела, и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергающих выводы суда первой и апелляционной инстанции, в связи с чем являются несостоятельными.
Исходя из принципа диспозитивности, суд кассационной инстанции проверяет обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы, представления.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними и субъективной оценке исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, что не является основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и принятия нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, противоположный подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 5 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гавриловой Анастасии Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.