Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шефер И.А, судей Кожевниковой Л.П, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22RS0067-01-2019-000973-14 (N 2-43/2020) по иску Ц.С.А. к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации, воинской части 6720 признании незаконным отказов по включению в выслугу лет периодов службы, возложении обязанности включить периоды службы в расчет выслуги лет, в том числе в льготном исчислении признании права на пенсию за выслугу лет, представлении документов для назначения пенсии, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет, по кассационной жалобе Ц.С.А. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 января 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения представителя воинской части N - К.Ю.В,, действующего на основании доверенности, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Ц.С.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю (далее- ГУ МВД России по Алтайскому краю), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее- МВД РФ), воинской части 6720 признании незаконным отказов по включению в выслугу лет периодов службы, возложении обязанности включить периоды службы в расчет выслуги лет, в том числе в льготном исчислении, признании права на пенсию за выслугу лет, представлении документов для назначения пенсии, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет.
В обоснование исковых требований указал, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части N Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации, по истечении срока контракта уволен с военной службы приказом командира войсковой части от 2 марта 2018 г. N с/ч, приказом командира войсковой части N л/с от 16 марта 2018 г. исключен из списков личного состава и всех видов довольствия с 16 марта 2018 г.
Войсковой частью 6720 был произведен расчет выслуги лет для назначения пенсии по линии МВД и направлен в ЦФО ГУ МВД России по Алтайскому краю. Впоследствии он получил ответ, согласно которому ему отказано во включении в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД периода его службы в органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан с 10 января 2002 г. по 30 апреля 2008 г.
Просил суд признать незаконным отказ ответчика во включении спорного периода в расчет выслуги лет в календарном и льготном исчислении; возложить на надлежащего ответчика обязанность включить в расчет выслуги лет период службы с 10 января 2002 г. по 30 апреля 200 8г. в органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан в календарном исчислении - 06 лет 03 месяца 20 дней, в льготном исчислении - 9 лет 05 месяцев 15 дней на должностях: с 10 января 2002 г. по 18 октября 2002 г. - старший контролер отдела контролерской службы учреждения ОВ-156/6 Управления Комитета уголовно-исполнительной системы по Восточно-Казахстанской области Министерства юстиции Республики Казахстан, с 18 октября 2002 г. по 1 сентября 2004 г. - начальник наряда отдела контролёрской службы ОВ-156/6 Управления Комитета уголовно-исполнительной системы по Восточно-Казахстанской области Министерства юстиции Республики Казахстан; признать за ним право на пенсию за выслугу лет и назначить пенсию с 17 февраля 2018 г.; возложить на воинскую часть обязанность представить документы в ГУ МВД России для назначения пенсии.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 21 января 2020 г. исковые требования Ц.С.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 июля 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Ц.С.А. ставит вопрос об отмене решения Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 января 2020 г, апелляционного определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 июля 2020 г. как незаконных, принятых с нарушением норм материального права..
Судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворений жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 10 января 2002 г. по 30 апреля 2008 г. Ц.С.А. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, в том числе с 10 апреля 2006 г. по 18 октября 2002 г. - в должности старшего контролера отдела контролерской службы учреждения N Управления Комитета уголовно - исполнительной системы по Восточно - Казахстанской области Министерства юстиции Республики Казахстан; с 18 октября 2002 г. по 1 сентября 2004 г. в должности начальника наряда отдела контролерской службы N Управления Комитета уголовно - исполнительной системы по Восточно - Казахстанской области Министерства юстиции Республики Казахстан; с 1 сентября 2004 г. по 10 апреля 2006 г. в должности старшего специалиста - начальника наряда отдела службы учреждения N Управления Комитета уголовно - исполнительной системы по Восточно - Казахстанской области Министерства юстиции Республики Казахстан; с 10 апреля 2006 г. по 30 апреля 2008 г. - старшого специалиста - контролера отдела контролерской службы учреждений N УК УИС по Восточно - Казахстанской области.
Согласно архивной справке ГУ "Департамент внутренних дел Восточно-Казахстанской области" информационно-аналитического центра Специального государственного архива Министерства внутренних дел республики Казахстан в 2001 году Учреждение ОВ-156/6 Управления исправительно-трудовых учреждений в связи с переименованием вышестоящей организации стало именоваться Учреждением N Управления Комитета уголовно-исполнительной системы по Восточно-Казахстанской области Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
На основании приказа Министерства внутренних дел республики Казахстан от 4 января 2001 г. N 5 "Об организации передачи Комитету уголовно исполнительной системы МВД Республики Казахстан территориальных подразделений уголовно-исполнительной системы" Управление уголовно-исполнительной системы перешло в ведомство Министерства внутренних дел Республики Казахстан и стало называться Управление Комитета Уголовно-исполнительной системы по Восточно-Казахстанской области МВД Республики Казахстан..
Приказом управления от 12 декабря 2001 г. N во исполнение Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001г. "О внесении изменений в законодательные акты Республики Казахстан" по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы и статусе ее работников" уголовно- исполнительная система Республики Казахстан с 1 января 2002 г. была передана в ведение Министерства юстиции республики Казахстан
В соответствии с вышеназванным законом Управление Комитета уголовно - исполнительный системы по Восточно-Казахстанской области из ведомства Министерства внутренних дел Республики Казахстан перешло в ведомство Министерства юстиции Республики Казахстан.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 августа 2011 г. N 900 учреждение N было передано в подчинение Министерства внутренних дел. В 2011 году перерегистрировано в Государственное учреждение - Учреждение ОВ-156/6 Департамента уголовно-исполнительной системы по Восточно-Казахстанской области Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
Архивной справкой Республиканского Государственного Учреждения "Департамент уголовно-исполнительной системы по Восточно-Казахстанской области Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан" от 28 мая 2018 г. подтверждается, что Ц.С.А. проходил службу в уголовно - исполнительной системе Министерства юстиции республики Казахстан с 1 января 2001 г. по 30 апреля 2008 г, по состоянию на 30 апреля 2008 г. его стаж службы в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции республики Казахстан составляет в календарном исчислении 07 лет 03 месяца 29 дней, в льготном исчислении - 10 лет 05 месяцев 24 дня.
В соответствии с расчетом выслуги лет, составленном войсковой частью N 8 мая 2018 г, для назначения пенсии рядовому Ц.С.А, его выслуга лет по состоянию на 16 марта 2018 г. в календарном исчислении составила 23 года 8 месяцев 12 дней, в льготном - 23 года 8 месяцев 28 дней.
Установлено, что данный расчет выслуги лет вместе с иными документами 20 мая 2018 г. направлены в адрес ОПО ЦФОГУ МВД России по Алтайскому краю для оформления пенсии, и после проведения проверки возвращены в адрес отправителя со ссылкой на неправомерность включения в расчет выслуги лет периода службы Ц.С.А. в органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, в том числе с 10 января 2002 г. по 30 апреля 2008 г.
В результате повторного расчета от 19 ноября 2019 г. без учета указанного периода выслуга лет составила в календарном исчислении 17 лет 5 мес. 04 дня, в льготном исчислении -17 лет 5 месяцев 21 день.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее- Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств", а также Соглашением о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан от 9 января 1993 г, и исходил из того, что установленная органами Республики Казахстан выслуга лет в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции республики Казахстан при назначении пенсии по линии МВД Российской Федерации не может быть применена, поскольку до переезда истца из Республики Казахстан в Россию пенсия ему не назначалась; нормы Соглашения о сотрудничестве от 9 января 1993 г. распространяют свое действие только на сотрудников органов внутренних дел договаривающихся сторон, в то время как в соответствии с ранее действующим законодательством Республики Казахстан период службы истца к службе в органах внутренних дел не относился.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции, поскольку в оспариваемый период времени органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, в которых проходил службу истец, в систему органов внутренних дел Республики Казахстан не входили, оснований для включения выслуги лет в календарном и льготном исчислении, рассчитанной органами республики Казахстан за период службы истца с 10 января 2002 г. по 30 апреля 2008 г, в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД Российской Федерации у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с абзц. 5 п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в ст. 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Пунктом 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г..N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются, в том числе, военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных аварийно-спасательных
формирований), учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел этих государств при обстоятельствах, указанных в абзц.12 настоящего пункта).
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 года, государства-участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) 24 декабря 1993 года приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством бывшего Союза ССР.
Согласно ст. 2 Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества независимых государств, в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению.
Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 года определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел Сторон.
Из содержания приведенных положений Соглашения от 24 декабря 1993 года следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом Соглашением от 24 декабря 1993 года на министерства внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 21 декабря 1995 г. N 2707 "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" (в редакции Закона от 10 июля 2001 г. N 244-II, действующей в период службы истца в уголовно-исполнительной системе) единую систему органов внутренних дел образуют Министерство внутренних дел Республики Казахстан, входящие в его состав департаменты и иные структурные подразделения, подчиненные ему управления внутренних дел областей, города республиканского значения и столицы республики, на транспорте, городские, районные, районные в городах, поселковые, линейные органы внутренних дел, следственные изоляторы органов внутренних дел, внутренние войска, учебные заведения, учреждения и иные организации. В составе органов внутренних дел образуются: криминальная полиция, административная полиция и иные службы полиции, а также военно-следственные органы и военная полиции Министерства внутренних дел, имеющие статус воинского формирования (ст. 4).
Органы уголовно исполнительной системы с 1 января 2002 г. вошли в систему органов юстиции Республики Казахстан.
В силу ст. 5 Закона Республики Казахстан "Об органах юстиции" от 18 марта 2002 г. N 304-II, в редакции, действующей в период службы истца в уголовно-исполнительной системе Республики Казахстан, единую систему органов юстиции составляют: 1) органы юстиции, включающие: Министерство юстиции Республики Казахстан, комитеты Министерства юстиции Республики Казахстан, территориальные органы юстиции, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; 2) учреждения и иные подведомственные организации.
Установив фактические обстоятельства дела, применив указанные нормы права, суды пришли к правильному выводу о том, что приведенные выше нормативные положения, регулирующие порядок назначения пенсии за выслугу лет указанным в ст. 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 категориям граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы, не предусматривают возложение на пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанности по осуществлению пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах юстиции государств-участников Содружества, в связи с их переездом на территорию Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном толковании судами норм международного права, решения Экономического суда СНГ от 4 сентября 1996 г, основаны на субъективном понимании истцом указанных правовых норм, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который пришел к выводу о том, что указанные акты не содержат норм, обязывающих пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществлять пенсионное обеспечение бывших сотрудников иных органов и учреждений, не входящих в систему органов внутренних дел государств -участников СНГ, в связи с чем, не влекут отмену по существу правильного решения.
Определение наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального права или норм процессуального права в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела, оснований для отмены оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 января 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ц.С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.