Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-200/2020 (УИД: 70RS0020-01-2019-000384-65) по иску администрации Первомайского района к Чернаковой Надежде Александровне о взыскании неосновательного обогащения
по кассационной жалобе представителя Чернаковой Надежды Александровны - Агеева Дмитрия Юрьевича на решение Октябрьского районного суда города Томска Томской области от 20.01.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15.07.2020
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Администрация Первомайского района Томской области обратилась с иском к Чернаковой Н.А. о взыскании неосновательного обогащения в виде полученной социальной выплаты в размере 1 526 321 рубль.
В обоснование исковых требований указано, что 6 июня 2018 г. ответчику, как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" и подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Томской области до 2020 года" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на сумму 1 526 321 рубль. Указанная сумма переведена на счет ответчика как получателя социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
По итогам проверки, проведенной прокуратурой Первомайского района, в адрес истца направлено представление, в котором указано, что ответчиком не были представлены документы, подтверждающие признание ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Таковыми семья ответчика в период с 2016 по 2019 годы не признавалась. Социальная выплата предоставлена необоснованно. 5 июня 2019 г. истцом выставлено требование о возврате социальной выплаты, с которым ответчик не согласилась.
Решением Октябрьского районного суда города Томска Томской области от 20 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15 июля 2020 г, исковые требования удовлетворены в полном объеме: с Чернаковой Н.А. в пользу администрации Первомайского района взыскано неосновательное обогащение в виде полученной социальной выплаты в размере 1 526 321 рубль, в доход бюджета Муниципального образования "Город Томск" взыскана государственная пошлина в сумме 15 832 рубля.
Представителем Чернаковой Н.А. - Агеевым Д.Ю. подана кассационная жалоба, в которой он ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных. Полагает, что ответчиком не совершено никаких виновных действий по сокрытию информации о наличии в собственности жилых помещений. Ответчик добросовестно сообщила сведения о себе, членах своей семьи, жилищных условиях, в то время как истцу было известно, что ответчик и ее супруг совершили сделки по отчуждению недвижимого имущества в течение 5 лет, предшествующих дате обращения с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан. Полагает, что действия администрации Первомайского района Томской области можно расценить как заведомо недобросовестное осуществление прав, поскольку они привели к тому, что ответчик уже распорядился полученной социальной выплатой по назначению, и требование истца о возврате суммы социальной выплаты ведет к нарушению прав ответчика.
Администрацией Первомайского района Томской области представлены возражения на кассационную жалобу, в которых просит судебные акты оставить без изменения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 02.09.2016 Чернакова Н.А, работающая на основании трудового договора от 03.11.2015 в должности воспитателя в МБДОУ детский сад развивающего вида "Светлячок" Первомайского района, обратилась с заявлением в администрацию Первомайского района Томской области о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по категории "молодой специалист". Указала, что жилищные условия планирует улучшать путем участия в долевом строительстве жилых домов (квартир) в муниципальном образовании "Первомайское сельское поселение". В составе семьи указаны Чернаков А.О. (муж) и Чернакова С.А. (дочь).
07.08.2017 Чернакова Н.А. обратилась с заявлением к главе Первомайского района о внесении изменений в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года" в части состава семьи, так как родилась дочь Чернакова В.А.
Решением рабочей группы администрации Первомайского района молодой специалист Чернакова Н.А, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, признана участником подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Томской области до 2020 года" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" на 2018 год. Департаментом по социально- экономическому развитию села Томской области ей выдано свидетельство N44 от 6 июня 2018 г. в подтверждение того, что Чернакова Н.А. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках направления (подпрограммы) "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В соответствии с условиями данной подпрограммы ей как лицу, переехавшему в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района, предоставлена социальная выплата в размере 1 562 321 рубль на строительство жилого дома в Первомайском районе.
15.04.2019 в адрес Главы Первомайского района прокурором Первомайского района вынесено представление, в котором, среди прочего, указано на нарушение порядка предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам в рамках программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". Установлено, что на момент предоставления документов у Чернаковой Н.А. имелась в собственности 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: Томская область, Первомайский район, с. Первомайское ул. Гончарова, д.21 кв.3, которую она получила, участвуя в приватизации. У её мужа Чернакова А.О. находилось в собственности жилое помещение в г. Томске, по ул. И. Черных, д. 117, кв.73.
В соответствии с установленным порядком предоставления социальной выплаты, утвержденного действовавшим на момент возникновения правоотношений постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N598, Чернакова Н.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления не признавалась.
05.06.2019 администрация Первомайского района направила в адрес Чернаковой Н.А. требование о возврате суммы социальной выплаты в течение 30 календарных дней со дня получения требования.
Из материалов дела следует, что ответчику Чернаковой Н.А. в период с 26.12.2013 по 01.08.2016 принадлежала на праве собственности 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, по адресу: Томский район, с. Первомайское, ул. Гончарова, д.21, кв.3.
04.07.2016 Чернакова Н.А. снялась с регистрационного учета по месту жительства по этому адресу, зарегистрировавшись по месту пребывания, а по месту жительства зарегистрировалась по адресу: г. Томск, ул. И. Черных, д. 105 кв.66, что формально позволило ей принять участие в программе в качестве лица, переехавшего в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района.
Разрешая спор, оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что последовательные действия ответчика: снятие с регистрационного учета в с. Первомайское, регистрация по месту жительства в г.Томске, отчуждение доли в праве собственности на долю в жилом помещении в с.Первомайское, заключение договора найма в отношении этого же жилого помещения и регистрация в нем же по месту пребывания - однозначно свидетельствовали о совершении действий, направленных на создание видимости её приезда для работы в сельскую местность и необоснованное получение социальной выплаты. В связи с чем денежные средства в размере 1 526 321 рубль получены ответчиком от истца без законных на то оснований, являются для неё неосновательным обогащением и должны быть взысканы в пользу истца в полном объеме.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи 1 этого Закона).
К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (Приложение N 3 к названному Постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).
Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г" названного пункта).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.
В соответствии с подп. "а" п. 34 Типового положения (в ред. постановления Правительства РФ от 29.04.2014 N 399) под молодыми семьями и молодыми специалистами, указанными в п. 33 данного Типового положения, понимаются: молодые семьи и молодые специалисты, соответствующие в совокупности следующим условиям: переехали в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из других муниципальных образований.
В соответствии с подп. "а" п. 35 Типового положения (в ред. постановлений Правительства РФ от 29.04.2014 N 399, от 16.01.2015 N 17) под молодыми семьями и молодыми специалистами, указанными в п. 34 данного Типового положения, понимаются: молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям:
- переехали в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района);
- проживают на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ;
- зарегистрированы по месту пребывания в соответствии с законодательством РФ;
- не имеют в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере.
Из смысла названных норм следует, что указанная социальная выплата осуществляется молодым специалистам или молодым семьям, переезжающим в сельскую местность.
Между тем, судебными инстанциями установлено, что ответчик Чернакова Н.А. ранее была зарегистрирована по месту жительства в с. Первомайское в квартире, принадлежащей ей на праве собственности, впоследствии снялась с учета в данной квартире, зарегистрировавшись в квартире в г. Томске, а в этой квартире зарегистрировалась по месту пребывания, продав данную квартиру (долю).
Учитывая изложенные обстоятельства, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что последовательные действия ответчика свидетельствовали о совершении действий, направленных на создание видимости её переезда для работы в сельскую местность и необоснованное получение социальной выплаты.
В опровержение указанных выводов ответчиком в материалы дела не было представлено доказательств.
Действия истца по признанию ответчика участником программы, выплате суммы, не свидетельствуют о наличии права у ответчика на получение спорной социальной выплаты, отсутствии неосновательного обогащения с ее стороны.
Выводы судов признаются судебной коллегией соответствующими установленным фактическим обстоятельствам настоящего спора, постановлены при правильном применении норм материального права на основе полного, всестороннего исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств, включая заключение эксперта.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Томска Томской области от 20.01.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15.07.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Чернаковой Надежды Александровны - Агеева Дмитрия Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи С.Б. Латушкина
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.