Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N24RS0017-01-2019-005281-69 (N 2-1137/2020) по исковому заявлению Ф.Д.С. к Министерству строительства Красноярского края, Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Отделу по миграционной и жилищной политике Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании незаконными действий по снятию с учета на получение социальной выплаты для приобретения жилья
по кассационной жалобе представителя Ф.Д.С. - Г.Ю.Ю, действующей на основании доверенности, на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 4 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии Красноярского краевого суда от 21 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения представителя Ф.Д.С. - Г.Ю.Ю. поддержавшей доводы кассационной жалобы, принимавшей участие в судебном заседании посредством видеоконференц- связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ф.Д.С. обратилась в суд к Министерству строительства Красноярского края, Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Отделу по миграционной и жилищной политике Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании незаконными действий по снятию с учета на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
В обоснование заявленных требований указано, что 22 марта 2019 г. она была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее -Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ).
7 ноября 2019 г. Министерством строительства Красноярского края было издано письмо о возврате учетных дел, в котором указано, что она подлежит снятию с учета, так как родилась после 1 января 1992 г.
Администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района 3 декабря 2019 г. было принято постановление, которым утвержден список граждан, подлежащих исключению из списка граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в 2020 г, к числу которых она была отнесена.
4 декабря 2019 г. Отдел по миграционной и жилищной политике Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района известил ее о снятии с учета на получение социальной выплаты.
Считает, что действия ответчиков являются незаконными, поскольку положения Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ предоставляют право на жилищную субсидию инвалидам с детства независимо от даты рождения, если они родились в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Избранная формулировка снятия с учета "в связи с изменением других условий" является необоснованной, поскольку условия постановки ее на учет не менялись.
Просила суд с учетом уточненных исковых требований признать незаконными действия Министерства строительства Красноярского края, администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Отдела по миграционной и жилищной политике администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по снятию ее с учета на получение социальной выплаты в связи с изменением других условий, возложить на Министерство строительства Красноярского края, администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Отдел по миграционной и жилищной политике администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района обязанность восстановить ее в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, с правом на предоставление социальной выплаты в 2020 году по очереди граждан, признанных инвалидами I и II группы, а также инвалидов детства в размере 1 265 981 руб, признать незаконным и отменить постановление Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 3 декабря 2019 г. N1311 "Об утверждении списков граждан, подлежащих исключению из списков граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в 2020 году".
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 4 июня 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 сентября 2020 г. решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 4 июня 2020 г. оставлено без изменения.
Представитель Ф.Д.С. - Г.Ю.Ю. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 4 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии Красноярского краевого суда от 21 сентября 2020 г, как незаконных принятых с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом дано неверное толкование ст.1 вышеуказанного Федерального закона, судом не учтено наличие судебной практики, которой подтверждаются ее доводы о незаконности действий ответчика.
Относительно кассационной жалобы Министерством строительства Красноярского края представлены возражения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Ф.Д.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", то есть на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
17 сентября 2018 г. ей была установлена вторая группа инвалидности по категории " "данные изъяты")".
18 марта 1997 г. Ф.Д.С. была зарегистрирована по адресу: "адрес", с 25 октября 2011 г. и по настоящее время - по адресу: "адрес", в квартире общей площадью 47, 8 кв.м. Указанная квартира принадлежит отцу истца- Ф.С.А. на основании договора купли-продажи, в квартире также зарегистрированы мать и отец истца.
22 марта 2019 г. Ф.Д.С. обратилась с заявлением о включении ее в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, для приобретения жилья в Брянской области, в целях постановки на учет в качестве имеющей право на получение социальной выплаты для получения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2020 г. N125-ФЗ.
На основании постановления Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 4 апреля 2019 г. N истец была включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера по категории очередности "инвалиды".
16 мая 2019 г. Администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района издано постановление N "Об утверждении списков граждан, проживающих в городском поселении "адрес", в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году на приобретение жилья", которым утвержден вышеназванный список, под N в нем указана Ф.Д.С.
Письмом от 17 мая 2019 г. N Ф.Д.С. была уведомлена о включении ее в список граждан, изъявивших желание стать участником мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья гражданам в 2020 г.
7 ноября 2019 г. первым заместителем Министерства строительства Красноярского края было направлено Главе Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района письмо о возврате учетных дел, в котором указано на то, что требования ст.1 Федерального закона от 25 октября 2020 г. N125-ФЗ в части прибытия в районы Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 г. распространяются также на инвалидов с детства, и указано, что поскольку Ф.Д.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ, она подлежит снятию с учета.
Постановлением Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 3 декабря 2019 г. N истец была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей со ссылкой на основание для снятия с учета, предусмотренное п.п."и" п.21 Положения (изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера).
Постановлением Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 3 декабря 2019 г. N Ф.Д.С. была исключена из списка граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в 2020 году по основанию - несоответствие требованию "прибытие в районы Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 г.".
4 декабря 2019 г. в адрес истицы было направлено письмо N о том, что она снята с учета на получение социальной выплаты по основанию "изменение других условий... ", а также исключена из списка граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в 2020 г.
Ф.Д.С, считая действия ответчиков по снятию ее с учета на получение социальной выплаты для приобретения жилья незаконными, обратилась в суд с вышеуказанным иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренное Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ право на жилищную субсидию распространяется на инвалидов с детства в случае их рождения в районах Крайнего Севера до 1 января 1992 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, дополнительно указал, что из системного толкования ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ следует, что право граждан, являющихся инвалидами с детства, на получение указанной жилищной субсидии определяется совокупностью условий: временем прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера - не позднее 1 января 1992 г, продолжительностью проживания в регионе - не менее 15 календарных лет, а также отсутствием жилья в других регионах Российской Федерации. Поскольку Ф.Д.С. родилась в районе Крайнего Севера ДД.ММ.ГГГГ, то есть, после 1 января 1992 г, то отсутствуют предусмотренные указанным Федеральным законом основания для ее постановки на учет как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанции при разрешении спора нормы материального и процессуального права применены правильно.
Предоставление гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ.
Статьей 1 указанного Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В редакции указанного закона, действующей на момент постановки истца на учет положение в отношении инвалидов с детства было изложено следующим образом : "инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Статьей 1 Закона Красноярского края от 21 декабря 2010 г. N11-5582 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края" исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ, включающими в себя, в том числе: прием и регистрацию заявления и документов от гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом; принятие решения в отношении заявителя о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет в 15-дневный срок с даты регистрации заявления; снятие гражданина с учета в случае изменения оснований, в соответствии с которыми он был поставлен на учет, и внесение соответствующих изменений в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Из системного толкования судами, положений указанных выше правовых актов, следует, что право граждан, являющихся инвалидами с детства, на получение спорной жилищной субсидии определяется временем прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности - не позднее 1 января 1992 г, продолжительностью проживания в регионе - не менее 15 календарных лет, а также отсутствием жилья в других регионах Российской Федерации.
Расширение круга лиц указанных в ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, имеющих право на жилищные субсидии, действующим законодательством не предусмотрено.
Норма абзц. 3 ч. 1 ст. 1 названного Федерального закона, закрепляющая право инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как это следует из ее содержания, находится в нормативном единстве с абзц. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона, предусматривающим, что право на получение жилищной субсидии имеют граждане, отвечающие следующим требованиям: прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г.; имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет; не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий; не получавшие субсидий на эти цели.
Таким образом, доводы кассатора о неправильном толковании судами положений ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ не влекут отмену обжалуемых судебных актов.
Доводы кассатора о наличии иной судебной практики также не могут повлечь отмену решения суда первой и апелляционной инстанции, поскольку законом не предусмотрено такого основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеизложенными нормами права, установив фактические обстоятельства по делу, суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку по правилам, предусмотренным положениями ст. 67 ГПК РФ, и постановили решение в соответствии с подлежащими применению нормами материального права, на которые обоснованно сослались в решении, с соблюдением норм процессуального права.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены вышеуказанных судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 4 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии Красноярского краевого суда от 21 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Ф.Д.С. - Г.Ю.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.