Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Демидчик Н.В. и Сиротиной Е.С.
при секретаре судебного заседания Беляк В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-46/2020 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Аврора-95" на решение Верховного Суда Республики Крым от 27 мая 2020 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Аврора-95" о признании недействующим решения Маломаякского сельского совета от 11 января 2013 г. N 19-2 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель пос. Утес, пос. Бондаренково, пос. Чайка".
Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С, объяснения представителя административного истца Чепрасова В.В, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя Алуштинского городского совета Республики Крым и администрации города Алушта Республики Крым Тороповой И.В, заключение прокурора Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Маломаякского сельского совета от 11 января 2013 г. N 19-2 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель пос. Утес, пос. Бондаренково, пос. Чайка" (далее также - решение от 11 января 2013 г. N 19-2) утверждена техническая документация по нормативной денежной оценке земель пос. Утес, пос. Бондаренково, пос. Чайка (согласно приложению стоимость 1 кв. м земель по состоянию на 1 декабря 2012 г. составляет в пос. Утес - 348, 62 грн, пос. Бондаренково - 341, 78 грн, пос. Чайка - 330, 55 грн), постановлено взимать с 1 марта 2013 г. плату за землю в виде земельного налога и арендной платы по утвержденной нормативной денежной оценке земель пос. Утес, пос. Бондаренково, пос. Чайка Маломаякского сельского совета.
Общество с ограниченной ответственностью "Аврора-95" (далее - ООО "Аврора-95"), являющееся арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 11 000 кв. м, расположенного адресу: "адрес", обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения от 11 января 2013 г. N 19-2, на основании которого произведен расчет взыскиваемой с ООО "Аврора-95" в судебном порядке задолженности по арендной плате за период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2017 г.
В обоснование заявленных требований указано на то, что нормативный правовой акт не подлежит применению ввиду его не опубликования.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 27 мая 2020 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Аврора-95", ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие изложенных в определении выводов суда обстоятельствам дела, приводя доводы, аналогичные доводам административного искового заявления, просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Прокурором и Алуштинским городским советом Республики Крым представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В силу статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 г, статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.
Таким образом, с 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым действует законодательство Российской Федерации.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1, частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации; по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 14.1.125. статьи 14 Налогового кодекса Украины нормативная денежная оценка земельных участков - капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный согласно законодательству центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений.
В силу подпункта 14.1.147. статьи 14 Налогового кодекса Украины плата за землю - общегосударственный налог, который взимается в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.
Подпунктом 9.1.10. статьи 9 Налогового кодекса Украины к общегосударственным принадлежат налоги и сборы, в том числе и плата за землю.
Статьей 288 Налогового кодекса Украины предусмотрено, что размер арендной платы не может быть меньше размера земельного налога, установленного для соответствующей категории земельных участков на соответствующей территории.
В соответствии со статьей 144 Конституции Украины органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом, принимают решения, которые являются обязательными для исполнения на соответствующей территории.
Согласно статье 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 г. N 280/97-ВР к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относится разрешение в соответствии с законом вопросов урегулирования земельных отношений, утверждение в соответствии с законом ставок земельного налога, размеров платы за пользование природными ресурсами.
В силу статьи 271 Налогового кодекса Украины решение советов относительно нормативной денежной оценки земельных участков официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земель или изменений (плановый период). В другом случае нормы соответствующих решений применяются не ранее начала бюджетного периода, наступающего за плановым периодом.
В соответствии со статьей 5 Закона Украины "О доступе к публичной информации" доступ к информации обеспечивается путем систематического и оперативного обнародования информации в официальных печатных изданиях; на официальных сайтах в сети "Интернет"; на едином государственном веб-портале открытых данных; на информационных стендах; любым другим способом.
Согласно статье 12 Закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" от 11 сентября 2003 г. N 1160-IV регуляторные акты, принятые органами и должностными лицами местного самоуправления, официально обнародуются в печатных средствах массовой информации соответствующих советов, а в случае их отсутствия - в местных средствах массовой информации, определенных этими органами и должностными лицами, не позднее чем в десятидневный срок после их принятия и подписания.
В силу статьи 59 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 г. N 280/97-ВР вступление в силу решений совета связано с днем их официального обнародования.
Статьей 47 Закона N 131-ФЗ определено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ООО "Аврора-95" на основании договора аренды от 24 ноября 2004 г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 11 000 кв. м, расположенного адресу: "адрес".
В производстве Арбитражного суда Республики Крым находится дело по исковому заявлению администрации города Алушта Республики Крым о взыскании с ООО "Аврора-95" задолженности по арендной плате за период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2017 г. в сумме 4 319 384, 82 рублей и пени в сумме 3 189 008, 45 рублей. Расчет арендной платы произведен на основании решения от 11 января 2013 г. N 19-2 с применением, в том числе стоимости 1 кв. м по экономико-планировочной зоне с учетом коэффициента земель рекреационного использования (зона V-5 - 258, 57 грн.) и арендной ставки от нормативной денежной оценки земельного участка в размере 10 %.
25 июня 2012 г. органом местного самоуправления Маломаякским сельским советом Автономной Республики Крым принято решение N 15-64 "О проведении нормативной денежной оценке земель пос. Утес, пос. Бондаренково, пос. Чайка" в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Украины, статьей 23 Закона Украины "Об оценке земли".
6 декабря 2012 г. в официальном печатном издании Маломаякского сельского совета "Алуштинский вестник" N 48 (1130) опубликовано сообщение о публикации проекта оспариваемого акта на официальном сайте Маломаякского сельского совета и о размещении проекта на информационных стендах в холле Маломаякского сельского совета. Данный выпуск газеты опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По результатам состоявшихся 28 декабря 2012 г. публичных слушаний, в которых приняли участие 54 жителя, проект решения "О проведении нормативной денежной оценке земель пос. Утес, пос. Бондаренково, пос. Чайка" размещен на официальном сайте Маломаякского сельского совета (г. Алушта) Автономной Республики Крым http://sovet.maliy-mayak.com.ua в разделе "нормативно-денежная оценка земли" и на информационных стендах в холле Маломаякского сельского совета.
Решением Маломаякского сельского совета от 11 января 2013 г. N 19-2 утверждена техническая документация по нормативной денежной оценке земель пос. Утес, пос. Бондаренково, пос. Чайка.
В газете "Алуштинский вестник" N 02 (1135) от 17 января 2013 г. опубликовано сообщение о принятии решения Маломаякского сельского совета от 11 января 2013 г. N 19-2 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель пос. Утес, пос. Бондаренково, пос. Чайка" с указанием на стоимость 1 кв. м земель по состоянию на 1 декабря 2012 г. в пос. Утес - 348, 62 грн, пос. Бондаренково - 341, 78 грн, пос. Чайка - 330, 55 грн, на взимание с 1 марта 2013 г. платы за землю в виде земельного налога и арендной платы по утвержденной нормативной денежной оценке земель пос. Утес, пос. Бондаренково, пос. Чайка Маломаякского сельского совета, а также на размещение полного текста решения и технической документации по нормативной денежной оценке земель на официальном сайте Маломаякского сельского совета http://sovet.maliy-mayak.com.ua.
На основании решения Алуштинского городского совета от 3 октября 2014 г. N 1/34 Маломаякский сельский совет ликвидирован.
В соответствии с решением Алуштинского городского совета от 19 декабря 2014 г. N 5/91 "О вопросах правопреемства" администрация города Алушты является правопреемником Маломаякского сельского совета.
Пунктами 11, 19, 20 части 2 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 15-ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым" пос. Утес, пос, Бондаренково, пос. Чайка вошли в перечень населенных пунктов в составе городского округа Алушта.
На официальном сайте Правительства Республики Крым указана актуальная информация о принятых нормативных правовых актах, в том числе имеются сведения, согласно которым по состоянию на 1 октября 2013 г. нормативная денежная оценка земель населенных пунктов Маломаякского сельского совета (г. Алушта) Автономной Республики Крым выполнена полностью.
Проверяя соответствие содержания оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исходя из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве с нормами законодательства, о противоречии которых поставлен вопрос административным истцом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный правовой акт о правовом регулировании определения арендной платы за публичные земли принят компетентным органом в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Украины, и не противоречит федеральному и региональному законодательству Российской Федерации, принят с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, в установленном законом порядке с соблюдением правил его введения в действие, является правильным.
Решение от 11 января 2013 г. N 19-2 не противоречит статье 39.7 ЗК РФ, основным принципам определения арендной платы, закрепленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правилам определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Согласно части 9 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона N 38-ЗРК нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков.
Понятие нормативной цены земли приведено в Законе Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю", согласно которому нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (статья 25). Этой же нормой установлено, что порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству (пункт 1).
На территории Республики Крым до вступления в состав Российской Федерации отношения, связанные с платой за землю регулировались Налоговым кодексом Украины, требования статей 274, 288 которого о размере арендной платы были соблюдены при правовом регулировании определения арендной платы за публичные земли.
Уполномоченный орган местного самоуправления осуществил дифференциацию ставок арендной платы не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению, в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
Нормативная денежная оценка земельных участков прошла государственную экспертизу в соответствии с требованиями Закона Украины "О государственной экспертизе землеустроительной документации", что подтверждено заключениями государственной экспертизы землеустроительной документации Республиканского комитета по земельным ресурсам Автономной Республики Крым от 31 октября 2012 г. N 832/15, N 833/15, N 834/15.
Ставки арендной платы установлены в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Проверив доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка опубликования муниципального нормативного правового акта, судебная коллегия приходит к выводу о его несостоятельности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.
Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Таким образом, поскольку административный ответчик обеспечил населению и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает оспариваемое решение, возможность ознакомиться с его содержанием в установленном порядке, а также способом, предусмотренном в самом решении от 11 января 2013 г. N 19-2, судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о нарушении порядка опубликования муниципального нормативного правового акта как несостоятельный.
Доводы административного истца о размещении сообщения о принятии оспариваемого решения не на первой полосе официального печатного издания, а под заголовком "К сведению", а также о не опубликовании в печатном издании 240 страниц технической документации по нормативной денежной оценке земель не свидетельствуют о наличии оснований для признания недействующим оспариваемого акта.
Невозможность подтверждения в настоящий момент размещения полного текста оспариваемого решения на официальном сайте органа местного самоуправления иного государства в связи с тем, что данный сайт не оплачивается с марта 2014 г. и является нерабочим, не свидетельствует о допущенном органом местного самоуправления нарушении процедуры, предусмотренной действующим на территории Республики Крым законодательством на момент принятия муниципального акта и о нарушении прав административного истца.
Доводы апелляционной жалобы административного истца, повторяющие доводы, приведенные в обоснование административного иска, опровергаются собранными по делу доказательствами, в связи с чем основанием для признания оспариваемого решения недействующим не являются.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предусмотренные частью 8 статьи 213 КАС РФ требования к нормативным правовым актам соблюдены.
Всесторонне, полно и объективно исследовав материалы административного дела, основываясь на правовом анализе законодательства Украины и Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт содержит все сведения, подлежащие отображению, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, и на основании статьи 215 КАС РФ правомерно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 27 мая 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аврора-95" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в порядке, установленном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.