Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Солдатовой С.В, судей Катанаевой А.С, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Краснодарского краевого суда административное дело N 3а-868/2020 (УИД N 23OS0000-01-2020-000482-10) по административному исковому заявлению Шамраевой Сусаны Эдемовны об оспаривании нормативных правовых актов в части, по апелляционным жалобам департамента имущественных отношений Краснодарского края, административного истца Шамраевой Сусаны Эдемовны на решение Краснодарского краевого суда от 15 июля 2020 г, которым административное исковое заявление удовлетворено в части.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного истца Зафирова С.В. (участвовал посредством видеоконференц-связи), представителя административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края Кошевец А.Д. (участвовала посредством видеоконференц-связи), заключение прокурора третьего отдела управления Главного гражданско-судебного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, судебная коллегия
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 г. N 2745 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2017 год).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 г. N 3008 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N 3043 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Административный истец обратилась с административным иском, в котором просила признать недействующими пункт 30995 Перечня на 2017 год, пункт 28116 Перечня на 2018 год, пункты 31756, 63505 Перечня на 2019 год, пункты 31924, 31910 Перечня на 2020 год.
Решением Краснодарского краевого суда от 15 июля 2020 г. административный иск удовлетворен частично. Признаны не действующими со дня принятия пункт 31924 Перечня на 2019 год, пункт 31756 Перечня на 2020 год. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе административный ответчик департамент имущественных отношений Краснодарского края просит решение суда изменить в части, удовлетворяющей административный иск, отказать в удовлетворении заявленных требованиях в полном объеме.
Административный истец в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части, которой отказано в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
От участвующего в деле прокурора поступили возражения на апелляционную жалобу административного истца.
От административного истца поступили возражения относительно доводов апелляционной жалобы департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и возражениях на них, заслушав участников процесса, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения их в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Из материалов дела следует, что Шамраева С.Н. является собственником нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 438, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", а также нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1495, 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Здание с кадастровым номером "данные изъяты" включено в Перечни на 2019 и 2020 гг. под пунктами 31924 (том 1 л.д. 134) и 31756 (т.1 л.д. 142) соответственно.
Здание с кадастровым номером "данные изъяты" включено в Перечень на 2017 год под пунктом 30995 (т.1 л.д. 99), в Перечень на 2018 год под пунктом 28116 (том 1 л.д. 116), в Перечень на 2019 год под пунктом 31910 (том 1 л.д. 133), в Перечень на 2020 год под пунктом 31742 (том 1 л.д. 15, 141).
В административном иске, апелляционной жалобе административным истцом указаны как оспариваемые иные пункты перечней. В решении суда первой инстанции в отношении здания с кадастровым номером "данные изъяты" в Перечне на 2020 г. ошибочно указан пункт 63505.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца по доверенности Зафиров С.В. уточнил, что предметом административного иска являются те пункты перечней на 2019 и 2020 гг, которые касаются здания с кадастровым номером "данные изъяты", а также пункты перечней 2017-2020 гг, которые касаются здания с кадастровым номером "данные изъяты".
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
Пункт 3 названной статьи административно-деловым центром признает отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Каких - либо особенностей определения налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества Закон Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" не устанавливает.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 46-П подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействующими пунктов перечней в отношении здания с кадастровым номером "данные изъяты", суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что объект недвижимости подпадает под признаки, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и обоснованно включен в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества в связи с расположением на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", имеющем вид разрешенного использования "для эксплуатации торгового центра", что подтверждается сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Сам земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" находится в собственности Шамраевой С.Н.
При этом, согласно сведениям филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю от 23 марта 2020 г, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" был поставлен на кадастровый учет 1 декабря 2011 г. с видом разрешенного использования "для эксплуатации торгового центра". Последующих изменений вида разрешенного использования в ЕГРН не выявлено.
В ходе рассмотрения дела 22 июня 2020 г. специалистами ГБУ КК "Кубаньземконтроль" проведены мероприятия по обследованию здания и помещений в нем на предмет их фактического использования, о чем составлен акт, из которого также видно, что более 50% площади здания занимают торговые залы магазинов "Магнит", "Город мастеров", "Турецкая ярмарка".
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований о признании недействующими пунктов перечней на 2019 и 2020 гг. в отношении здания с кадастровым номером "данные изъяты", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отнесения его к видам объектов, предусмотренных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия такой вывод суда находит ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.
Из представленной выписки из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", на котором находится здание с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежит административному истцу, и имеет вид разрешенного использования "для эксплуатации административных зданий, офисов".
Такой вид разрешенного использования земельного участка, вопреки ошибочным выводам суда, прямо предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что является самостоятельным основанием для включения здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества.
Доказательств, объективно свидетельствующих о том, что названный выше земельный участок имел иной вид разрешенного использования на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, материалы дела не содержат. Напротив, согласно сведениям филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю от 23 марта 2020 г, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" был поставлен на кадастровый учет 20 октября 2010 г. с видом разрешенного использования "для эксплуатации магазина". Вид разрешенного использования был изменен 28 мая 2012 г. на "для эксплуатации административных зданий, офисов". Последующих изменений вида разрешенного использования в ЕГРН не выявлено.
Приведенные в оспариваемом решении ссылки на судебную практику выводов суда первой инстанции в данной части не подтверждают, касаются дел с иными обстоятельствами.
При таких данных выводы суда о признании недействующими пункта 31924 Перечня на 2019 год и пункта 31756 Перечня на 2020 год, предусматривающих включение здания с кадастровым номером "данные изъяты", являются неверными, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 15 июля 2020 г. отменить в части признания недействующими со дня принятия пункта 31 924 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N 3043; пункта 31 756 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837.
Принять в отмененной части новое решение, отказав в удовлетворении административного иска Шамраевой Сусаны Эдемовны в полном объеме.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.