Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семеновой И.А, судей Морозковой Е.Е. и Вдовиченко С.В.
при секретаре Карасевой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-532/2020 по административному исковому заявлению Шадрина Алексея Юрьевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Октябрьское" на решение Архангельского областного суда от 3 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Семеновой И.А, судебная коллегия
установила:
Шадрин А.Ю. на основании договора аренды от 26 февраля 2019 года владеет земельным участком с кадастровым N, общей площадью 39 653 кв. м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для размещения производственной базы, расположенным по адресу: "адрес"; сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 22 августа 2003 года.
В 2014 году осуществлялась государственная оценка земель промышленности, результаты которой, а также средний уровень кадастровой стоимости земель утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18 ноября 2014 года N465-пп.
В связи с изменением качественных характеристик (площади) объекта недвижимости с кадастровым N ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу путем принятия Акта определило 1 февраля 2019 года кадастровую стоимость земельного участка в размере 18 906 550 рублей 40 копеек (л.д.172).
Полагая размер определенной в порядке массовой государственной оценки кадастровой стоимости завышенным, ссылаясь на то, что арендные платежи за пользование земельным участком рассчитываются исходя из кадастровой стоимости 18 906 550 рублей 40 копеек, Шадрин А.Ю. обратился в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 3 033 000 рублей по состоянию на 1 февраля 2019 года и на период с 1 февраля 2019 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки. Представил в обоснование заявленного требования отчет об оценке N197-2020рс от 30 апреля 2020 года, которым установлена рыночная стоимость земельного участка.
Решением Архангельского областного суда от 3 сентября 2020 года установлена по состоянию на 1 февраля 2019 года кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости 3 033 000 рублей. Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 25 июня 2020 года.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо Администрация муниципального образования "Октябрьское" подало на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части установления срока исчисления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, начиная с 1 февраля 2019 года, считает необоснованным применение рыночной стоимости с 1 февраля 2019 года, а не с 1 января 2020 года, поскольку у истца имеется задолженность по арендной плате за 2019 год, размер которой рассчитан в соответствии с условиями договора аренды и подтвержден состоявшимся судебным решением.
Заинтересованным лицом Администрацией Устьянского муниципального района Архангельской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, доводы которой подателем отзыва поддержаны в полном объеме.
Административный истец Шадрин А.Ю, представители административных ответчиков Правительства Архангельской области, Министерства имущественных отношений Архангельской области, Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, заинтересованных лиц Администрации муниципального образования "Октябрьское" и Администрации Устьянского муниципального района Архангельской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.
Федеральный закон N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей; его положения применяются к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой, начатой до вступления в силу Федерального закона N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно статье 245 КАС РФ, статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Административный истец Шадрин А.Ю. является арендатором земельного участка с кадастровым N, что обуславливает его правовой интерес в оспаривании результатов определения кадастровой стоимости данного объекта.
В соответствии с положениями статей 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости допустимым письменным доказательством является, в том числе, отчет независимого оценщика, что следует из содержания статьи 70 КАС РФ.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28) разъяснено, что суд при исследовании отчета об оценке объекта недвижимости проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, установилпо результатам такой оценки, что изготовленный оценщиком ФИО1 отчет N197-2022рс от 30 апреля 2020 года отвечает критериям допустимости и относимости и достоверно подтверждает величину рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 февраля 2019 года, подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, ответчики не представили доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость объекта недвижимости, в результате чего пришел к правомерному выводу о наличии оснований для установления кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым N в размере его рыночной стоимости 3 033 000 рублей по состоянию на 1 февраля 2019 года.
Приведенные выводы суда соответствуют нормам законодательства, регулирующим данные правоотношения, и обстоятельствам дела.
Довод Администрации муниципального образования "Октябрьское" о необоснованном установлении судом срока исчисления кадастровой стоимости земельного участка, начиная с 1 февраля 2019 года, не соотносится с выводами, изложенными в резолютивной и мотивировочной части судебного решения.
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28, датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Статья 24.19 Закона об оценочной деятельности регулирует отношения по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года N222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В соответствии с пунктами 2.6, 1.4 названных Методических указаний в случае изменения площади земельного участка или его вида разрешенного использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определенной категории земель кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости; результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.
Из материалов дела следует, что оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 18 906 550 рублей 40 копеек определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в соответствии с требованиями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, путем перемножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости 476, 8 руб./кв.м, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области N465-пп от 18 ноября 2014 года, и площади земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости объекта отражены в соответствующем Акте, датированном 1 февраля 2019 года.
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость 18 906 550 рублей 40 копеек определена по состоянию на 1 февраля 2019 года (л.д.126).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что юридически значимой датой, по состоянию на которую определена оспариваемая кадастровая стоимость и по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость данного объекта при установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости, является 1 февраля 2019 года.
Обжалуемое судебное решение, вопреки мнению подателя жалобы, не содержит вывода суда о том, что оспариваемая кадастровая стоимость подлежит применению с 1 февраля 2019 года.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (абзац 3).
Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости (абзац 2).
Резолютивная часть решения суда первой инстанции содержит исчерпывающий объем сведений, включая указание на дату административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 25 июня 2020 года, что соответствует материалам дела, статье 249 КАС РФ и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда соответствует требованиям статьи 180, 249 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене оспариваемого судебного акта.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Архангельского областного суда от 3 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрация муниципального образования "Октябрьское" без удовлетворения.
Кассационная жалоба на принятые по делу судебные акты может быть подана в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи жалобы через суд, принявший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.