Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Бутковой Н.А, Белоногого А.В, при секретаре Швец К.М, с участием прокурора Яковлевой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-207/2020 по апелляционным жалобам Правительства Республики Коми, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Верховного Суда Республики Коми от 15 сентября 2020 года, которым административный иск заместителя прокурора Республики Коми о признании не действующим постановления Правительства Республики Коми от 27 октября 2016 года N 503 "Об упразднении болотного заказника республиканского значения "Печорский" удовлетворён.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А. объяснения представителей Правительства Республики Коми Коканиной О.А, Оникул Е.В, и представителей Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Плато Т.Н, Быковой Н.А, поддержавших доводы апелляционных жалоб, участвовавших в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Правительством Республики Коми 27 октября 2016 года принято постановление N 503, пунктом 1 которого упразднён болотный заказник республиканского значения "Печорский". Пунктами 2 и 3 указанного постановления внесены соответствующие изменения в постановление Совета Министров Коми АССР от 26 сентября 1989 года N 193 "Об организации новых заказников и памятников природы в Коми АССР" - исключена позиция двадцать первая в приложении N 1, и в постановление Совета Министров Республики Коми от 1 марта 1993 года N 110 "Об утверждении Положений о заказниках и памятниках природы республиканского значения и организации новых заказников" - исключено приложение N 34.
Заместитель прокурора Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с административным иском о признании не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления Правительства Республики Коми от 27 октября 2016 года N 503 "Об упразднении болотного заказника республиканского значения "Печорский".
В обоснование административных исковых требований прокурор сослался на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением положений Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", предусматривающих необходимость согласования решения об упразднении природного заказника с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 15 сентября 2020 года административный иск удовлетворён; постановление Правительства Республики Коми от 27 октября 2016 года N 503 "Об упразднении болотного заказника республиканского значения "Печорский" признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционных жалобах Правительство Республики Коми и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми просят решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункт "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статье 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания, управления и контроля в области охраны и использования таких территорий особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Проанализировав приведённые положения федерального законодательства, а также положения пункта 5 части 1 статьи 5 Закона Республики Коми от 1 марта 2016 года N10-РЗ "О некоторых вопросах в области охраны окружающей среды в Республике Коми и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Коми" и частей 1, 1-1 статьи 8 Закона Республики Коми от 4 ноября 2002 года N101-РЗ, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом в надлежащей форме, порядок введения его в действие соблюдён.
Вместе с тем, суд пришёл к выводу о нарушении установленной пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" процедуры принятия нормативного правового акта.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, исходя из следующего.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Согласно преамбуле данного закона особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из указанного федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
К особо охраняемым природным территориям отнесены природные заказники (подпункт "г" пункта 2 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса; государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения (пункты 1, 3 статьи 22 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 данного закона.
Согласно подпункту "а" пункта 6 статьи 2 данного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу данного федерального закона.
Закон N 406-ФЗ вступил в силу 30 декабря 2013 года.
Суд установлено и следует из материалов дела, что болотный заказник республиканского значения "Печорский" учреждён Постановлением Совета Министров Коми АССР от 26 сентября 1989 года N 193.
Пунктом 1 Постановления Совета Министров Республики Коми от 1 марта 1993 года N 110 утверждены положения об особо охраняемых природных территориях республиканского значения, в том числе и для болотного заказника республиканского значения "Печорский" (приложение N 34), указанный заказник учреждён с целью сохранения условий для произрастания и воспроизводства клюквы и поддержания общего экологического равновесия.
Пунктом 3 Положения установлено расположение заказника - заказник находится на территории Печорского лесхоза, в Канинском лесничестве в кв. кв. 84, 104 - 107, 125 - 128, 146 - 150, 170, 171. Расположен на первой надпойменной террасе правого берега р. Печора, в 2, 5 км к северу от пристани Печора. Печорский район. Площадь заказника - 6392 га.
Охранный режим болотного заказника "Печорский" - заказной. На территории заказника запрещается изменять современное состояние ландшафтов, не разрешается проведение мелиоративных работ, распашка земель, выпас скота, предоставление участков под застройку, использование и хранение ядохимикатов и минеральных удобрений, использование механизированного транспорта, прокладка коммуникаций, изыскательские работы (поисковые, геофизические, геологоразведочные, в том числе бурение и др.), разработка полезных ископаемых, включая торфоразработку.
Постановлением Правительства Республики Коми от 27 октября 2016 года N 503 болотный заказник республиканского значения "Печорский" упразднён.
Поскольку вследствие принятия оспариваемого постановления и изменен режим особой охраны названной особо охраняемой природной территории, правительству Республики Коми надлежало предварительно согласовать такие изменения в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В материалы дела сведений о согласовании в установленном порядке решения об упразднении болотного заказника республиканского значения "Печорский" не представлено.
При таких обстоятельствах вывод суда о нарушении приведённых положений законодательства, имеющих большую юридическую силу, при принятии решения об упразднении болотного заказника республиканского значения "Печорский" является верным.
Доводы апелляционных жалоб о том, что законодательством не определён федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды, с которым подлежит согласованию решение об упразднении природного заказника, подлежат отклонению.
Таким органом согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года N 1219 является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, наделённое полномочиями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий.
Доводы апелляционных жалоб о том, что заказник упразднён вследствие утраты своей природоохранной ценности, не состоятельны, поскольку данное обстоятельство не исключает обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласовать изменение режима особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения (в том числе посредством её упразднения) с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Следует отметить, что аналогичное регулирование установлено принятым позднее Законом Республики Коми от 1 октября 2018 года N 70-РЗ "Об особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения в Республике Коми", а именно пунктом 2 статьи 7, согласно которому решение о создании, реорганизации и (или) об упразднении особо охраняемых природных территорий республиканского значения принимается Правительством Республики Коми на основании утвержденной схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения и материалов, обосновывающих создание или изменение границ, реорганизацию, упразднение особо охраняемых природных территорий республиканского значения, с учетом требований пункта 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
Решение Верховного Суда Республики Коми от 15 сентября 2020 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Республики Коми, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ? без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.