Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Окружной администрации г. Якутска Кривошапкина Е.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 сентября 2020 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Григорьевой М.Е. к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в прекращении права собственности и предоставлении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Григорьева М.Е. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения от 27 ноября 2019 года N 1767 и устранении допущенных нарушений ее прав путем предоставления в собственность равноценного земельного участка в черте г. Якутска, общей площадью 967 кв.м. с видом разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ее матери ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером N площадью 967 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", для использования под дачу. После смерти матери право на данный участок перешло к ней на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 13 ноября 2018 года. При обращении в Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) для уточнения местоположения земельного участка ею был получен ответ о том, что данный участок снят с кадастрового учета, а по сообщению Окружной администрации г. Якутска вместо него сформирован другой земельный участок с кадастровым номером N, предоставленный Осипову Е.А.
В этой связи она обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о прекращении права собственности Осипова Е.А. на земельный участок либо предоставлении ей другого равнозначного земельного участка. По результатам рассмотрения обращения письмом от 27 ноября 2019 года N 1767 Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска направил ей отказ со ссылкой на невозможность прекращения зарегистрированного права собственности на объект недвижимости во внесудебном порядке. С данным решением органа местного самоуправления она не согласна, считает его незаконным, поскольку лишилась земельного участка по вине административного ответчика.
Определением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2020 года требования Григорьевой М.Е. оставлены без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, исходя из того, что вопрос о прекращении права собственности третьего лица на земельный участок может быть разрешен только в судебном порядке, действия Окружной администрации г. Якутска по предоставлению Осипову Е.А. земельного участка незаконными не признаны, как и право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером N прекращенным или отсутствующим не признавалось, пришел к выводу о неверно избранном административным истцом способе защиты своих прав.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 сентября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск Григорьевой М.Е. удовлетворен, отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 27 ноября 2019 года N 1767 признан незаконным, на Окружную администрацию г. Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Григорьевой М.Е. об устранении допущенных нарушений прав в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение, судебная коллегия апелляционного суда указала, что право выбора способа защиты нарушенного права принадлежит административному истцу и предложенный им способ восстановления нарушенного права не может быть признан неприемлемым как противоречащий закону, и при сложившейся ситуации орган местного самоуправления, обладающий полномочиями по предоставлению земельных участков, обязан принять конкретные меры по восстановлению нарушенных прав административного истца.
30 сентября 2020 года представителем Окружной администрации г. Якутска Кривошапкиным Е.И. через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 13 октября 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В кассационной жалобе заявитель настаивает на законности оспариваемого решения в связи с отсутствием у органа местного самоуправления оснований и полномочий для прекращения права собственности третьего лица на земельный участок, данный вопрос может быть решен только в порядке искового производства, где администрация г. Якутска не может являться ответчиком. Кроме того, действия органа по предоставлению Осипову Е.А. земельного участка, совпадающего по территории с принадлежащим заявителю земельным участком, не признаны незаконными и не оспариваются в рамках настоящего дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции не допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемого апелляционного определения в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 13 ноября 2018 года к Григорьевой М.Е. перешло право собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью 967 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", для использования под дачу, принадлежавший ее матери ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от 5 июля 2011 года N 04-2/2011-1751.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 23 ноября 2018 года следует, что границы земельного участка с кадастровым номером 14:36:106066:74 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером N.
Согласно письму Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) от 3 октября 2019 года N 1-15-1/06086-19 запись о земельном участке с кадастровым номером N имела статус "Архивная", его снятие с государственного кадастрового учета произошло 6 апреля 2010 года в соответствие с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции от 27 декабря 2009 года). Сведения о земельном участке восстановлены в актуальном статусе 16 сентября 2019 года в соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Земельный участок с кадастровым номером N площадью 1500 кв.м. первоначально был предоставлен в аренду ФИО2 на основании распоряжения главы городского округа "город Якутск" от 24 сентября 2008 года N 2905р для использования под дачу. 13 мая 2010 года данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, 20 мая 2010 года между Комитетом земельных отношений Окружной администрации г. Якутска и ФИО2 был заключен договор аренды земельного участка на срок до 1 марта 2013 года. На основании договора от 24 июня 2010 года N 111 права аренды на земельный участок с кадастровым номером N перешли от ФИО2 к Осипову Е.А.
В соответствии с распоряжением первого заместителя главы городского округа "город Якутск" от 8 ноября 2010 года N 3863/1зр, договором купли-продажи от 16 ноября 2010 года N 04-2/2010-3787 земельный участок с кадастровым номером N предоставлен Осипову Е.А. в собственность. Право собственности Осипова Е.А. на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 29 ноября 2010 года.
8 ноября 2019 года Григорьева М.Е. обратилась к главе городского округа "город Якутск", в котором, ссылаясь на предоставление администрацией принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером N повторно третьему лицу, просила прекратить его право собственности на земельный участок либо предоставить ей альтернативный земельный участок в черте г. Якутска.
Рассмотрев обращение Григорьевой М.Е, Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска письмом от 27 ноября 2019 года N 1767 рекомендовал заявителю в целях прекращения права собственности третьего лица на земельный участок обратиться в судебные органы.
По смыслу положений частей 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Пунктом 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации также определено, что зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Исходя из данных положений, выводы Окружной администрации г. Якутска об отсутствии у нее полномочий по прекращению права собственности правообладателя земельного участка с кадастровым номером "адрес", прошедшего государственную регистрацию, соответствуют закону.
Вместе с тем при рассмотрении заявления Григорьевой М.Е. административным ответчиком не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Пунктом 4 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления также осуществляют предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа, городского поселения, сельского поселения, на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения, действия (бездействия) возлагается на административного ответчика.
Учитывая, что в обращении Григорьевой М.Е. от 8 ноября 2019 года был поставлен, в том числе, вопрос о предоставлении ей альтернативного земельного участка в черте г. Якутска взамен земельного участка с кадастровым номером N, что входит в компетенцию органа местного самоуправления, административному ответчику следовало рассмотреть данный вопрос и дать на него мотивированный ответ заявителю.
В нарушение вышеприведенных норм права оспариваемый ответ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 27 ноября 2019 года N 1767 не содержит разрешения поставленного Григорьевой М.Е. вопроса о предоставлении ей земельного участка. В этой связи суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого решения требованиям закона и возложении на административного ответчика обязанности повторного рассмотрения заявления Григорьевой М.Е. в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы Окружной администрации г. Якутска не могут быть признаны состоятельными, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и не содержат обстоятельств, являющихся оснований к отмене принятого по делу апелляционного определения в кассационном порядке. При рассмотрении настоящего дела апелляционным судом не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, которые бы привели к принятию неправильного судебного акта, выводы, изложенные в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 сентября 2020 года соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Меры по приостановлению исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 сентября 2020 года, принятые определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 октября 2020 года, отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.