Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэра г. Благовещенска Имамеева О.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 4 августа 2020 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Бутариной Е.Н. к администрации г. Благовещенска об оспаривании отказа в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием системы видеоконференц-связи объяснения представителя административного истца Шеровой Г.Н, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Бутарина Е.Н. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с исковым заявлением к администрации г. Благовещенска об оспаривании постановления от 18 октября 2019 года N 3624 об отказе в принятии ее на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности принять ее на регистрационный учет.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является инвалидом, лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации г. Благовещенска от 26 декабря 2003 года N 4099 она была определена в детское государственное учреждение, в июне 2017 года окончила пребывание в ГАОУ Амурской области "Специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пгт. Новобурейский", в июле 2019 года окончила обучение в ГПОАУ Амурской области "Райчихинский индустриальный техникум".
26 сентября 2019 года она обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации г. Благовещенска от 18 октября 2019 года N 3624 ей отказано в постановке на учет. С данным решением она не согласна, поскольку родилась в г. Благовещенске, жильем не обеспечена.
Определениями Благовещенского городского суда Амурской области от 9 декабря 2019 года и 10 января 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Управление образования г. Благовещенска, МКУ "Благовещенский городской архивный и жилищный центр".
Определением от 23 декабря 2019 года Благовещенский городской суд Амурской области в соответствии со статьей 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 30 января 2020 года административные исковые требования Бутариной Е.Н. оставлены без удовлетворения. Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого постановления администрации г. Благовещенска от 18 октября 2019 года N 3624, поскольку административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие ее постоянное проживание в муниципальном образовании г. Благовещенск.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 4 августа 2020 года решение Благовещенского городского суда Амурской области от 30 января 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым заявленные Бутариной Е.Н. требования удовлетворены, постановление администрации г. Благовещенска от 18 октября 2019 года N 3624 об отказе в принятии Бутариной Е.Н. на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признано незаконным; на администрацию г. Благовещенская возложена обязанность принять Бутарину Е.Н. на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
6 октября 2020 года мэром г. Благовещенска через Благовещенский городской суд Амурской области подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 16 октября 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенного по делу апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В доводах кассационной жалобы заявитель ссылается на отсутствие у администрации г. Благовещенска полномочий по принятию на регистрационный учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с внесением изменений в областное законодательство. Также считает оспариваемое постановление об отказе в постановке Бутариной Е.Н. на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении законным, поскольку административным истцом не представлены документы, подтверждающие проживание на территории муниципального образования г. Благовещенск, а также копия паспорта в полном объеме.
Административный ответчик и заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание их представители не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции нарушений, влекущих отмену апелляционного определения от 4 августа 2020 года в кассационном порядке, не допущено.
Как следует из материалов дела, Бутарина Е.Н. является инвалидом II группы с детства и относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем 26 сентября 2019 года она обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о постановке на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации г. Благовещенска от 18 октября 2019 года N 3624 Бутариной Е.Н. отказано в принятии на регистрационный учет в связи с непредставлением предусмотренных частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов, а именно: подтверждающих проживание заявителя в г. Благовещенске, а также копии паспорта в полном объеме.
Отменяя решение суда первой инстанции и проверяя законность оспариваемого постановления, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 52, 54 и 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях и мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу о незаконности отказа администрации г. Благовещенска в принятии Бутариной Е.Н. на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку административный истец осталась без попечения родителей, проживая в г. Благовещенске, была определена в детское государственное учреждение постановлением мэра г. Благовещенска от 26 декабря 2003 года N 4099, которым одновременно была включена в списки на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании пребывания в детском государственном учреждении или обучения в учебном заведении, решение о снятии Бутариной Е.Н. с учета не принималось, поэтому она не утратила право на предоставление жилого помещения в муниципальном образовании г. Благовещенск, непроживание в котором носит независящий от нее, вынужденный характер. Непредставление Бутариной Е.Н. копии паспорта в полном объеме не могло являться достаточным основанием к отказу в постановке на учет при наличии у органа местного самоуправления полномочий и возможности указать заявителю о необходимости устранения данного недостатка.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений регулируется статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ).
Согласно данной норме предоставление жилых помещений осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу пункта 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Из материалов дела следует, что Бутарина Е.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", ее родители ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав на основании решения Благовещенского городского суда Амурской области от 2 декабря 2003 года.
Постановлением мэра г. Благовещенска от 26 декабря 2003 года N 4099 несовершеннолетняя Бутарина Е.Н. была определена в детское государственное учреждение, отделу по учету и распределению жилья поручено на основании статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР включить несовершеннолетнюю Бутарину Е.Н. в списки на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании пребывания в детском государственном учреждении или обучения в учебном заседании.
На основании указанного постановления, согласно сведениям начальника отдела по учету и распределению жилой площади администрации г. Благовещенска от 6 января 2004 года, Бутарина Е.Н. принята на учет на получение жилья по окончании пребывания в детском государственном учреждении или обучения в учебном заведении.
В июне 2017 года Бутарина Е.Н. окончила обучение в ГАОУ Амурской области "Специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пгт. Новобурейский", где была зарегистрирована в период с 12 декабря 2008 года по 30 августа 2017 года. В июле 2019 года Бутарина Е.Н. закончила ГПОАУ Амурской области "Райчихинский индустриальный техникум". С 11 сентября 2018 года по 30 июня 2019 года Бутарина Е.Н. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Амурская область, г. Райчихинск, ул. Пионерская, д. 30.
В настоящее время Бутарина Е.Н. находится в Новорайчихинском центре (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Маяк", расположенном по адресу: "адрес".
Совокупность установленных по делу обстоятельств, с учетом категории лиц, к которой относится административный истец, свидетельствует о том, что выбор места проживания (пребывания) находится вне воли заявителя, выезд из г. Благовещенска в несовершеннолетнем возрасте и дальнейшее ее непроживание в данном муниципальном образовании носит вынужденный характер.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Административный истец Бутарина Е.Н. была лишена свободы выбора места своего пребывания и жительства, оставшись без попечения родителей. Последнее ее место жительства находилось на территории муниципального образования г. Благовещенск.
Установив данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отказа администрации г. Благовещенска в принятии Бутариной Е.Н. на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца обоснованно возложил на административного ответчика обязанность принять Бутарину Е.Н. на соответствующий регистрационный учет.
Доводы кассационной жалобы о незаконности обжалуемого судебного акта в связи с отсутствием у органа местного самоуправления в настоящее время полномочий по регистрационному учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на неверном толковании норм регионального законодательства.
Законом Амурской области от 29 апреля 2020 года N 507-ОЗ внесены изменения в Закон Амурской области от 11 апреля 2005 года N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым статья 4.1 признана утратившей силу. При этом пункт 2 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года N 472-ОЗ изложен в следующей редакции: "Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 10 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (далее - список), осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Прием заявлений о включении в список и формирование учетных дел на каждого гражданина, в отношении которого рассматривается заявление о включении в список, осуществляются органами местного самоуправления. Порядок взаимодействия уполномоченного органа с органами местного самоуправления по формированию списка устанавливается Правительством области".
Также в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года N 472-ОЗ органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке по приему заявлений о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 10 статьи 4 настоящего Закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона, и по формированию учетных дел на указанных лиц.
Удовлетворяя требования административного истца о признании незаконным отказа в постановке на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что нарушенные права заявителя подлежат восстановлению путем возложения на администрацию г. Благовещенска обязанности принять Бутарину Е.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, что не противоречит действующему законодательству Амурской области.
В целом доводы кассационной жалобы административного ответчика направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела, поэтому не могут являться основаниями для отмены апелляционного определения в кассационном порядке. Судебной коллегией по административным делам Амурского областного суда дело разрешено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 4 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Благовещенска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.