Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зиганшин И.К., рассмотрев кассационную жалобу представителя административного истца Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" Королева Ю.В. на определение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 2 сентября 2020 года и апелляционное определение суда Еврейской автономной области от 23 сентября 2020 года, принятые по административному материалу по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Управлению трудовой занятости населения Еврейской автономной области об оспаривании бездействия, установил:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области с административным исковым заявлением к Управлению трудовой занятости населения Еврейской автономной области о признании незаконными бездействия, выразившегося в нарушении сроков принятия решения и уклонении от принятия решения по предложению организатора добровольческой деятельности в проведении профориентационных мероприятий и обеспечению реализации социальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось к административному ответчику с предложением о проведении патриотического благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Управление трудовой занятости населения Еврейской автономной области направило ответ на обращение с нарушением предусмотренного срока, при этом фактически уклонилось от принятия решения о принятии или отказе в принятии предложения организатора добровольческой деятельности в соответствии с обязанностями, возложенными законом.
Административный истец считает, что указанное бездействие Управления трудовой занятости населения Еврейской автономной области является незаконным, повлекло нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в получении благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев г. Москвы.
Определением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 2 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением суда Еврейской автономной области от 23 сентября 2020 года, в принятии административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" отказано на основании пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с тем, что из административного искового заявления не следует, что оспариваемым решением или бездействием нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
В кассационной жалобе, поданной 10 октября 2020 года и поступившей в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 23 октября 2020 года, представителем Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" Королевым Ю.В. ставится вопрос об отмене определения Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 2 сентября 2020 года, апелляционного определения суда Еврейской автономной области от 23 сентября 2020 года и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы административный истец, ссылаясь на положения статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федерального закона от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", указал, что в рассматриваемом случае общественное движение имеет право на обращение в суд с заявлением в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех участников общественного объединения, не предусматривающего фиксированного членства, что образует неопределенный круг лиц в силу закона.
В соответствии со статьей 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей кассационного суда общей юрисдикции единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, прихожу к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений допущено не было.
Согласно части 1 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) не следует, что этими решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
То есть, в принятии административного искового заявления может быть отказано в случае, если из сведений, содержащихся в заявлении и (или) приложенных к нему документах, с очевидностью следует, что административный истец не может выступать субъектом спорных правоотношений, либо следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не могут нарушать или иным образом затрагивать права, свободы, законные интересы административного истца.
Как правильно указали суды, из административного искового заявления не следует, что оспариваемым бездействием органа, наделенного государственными полномочиями, нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности", поэтому суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для отказа в принятии административного искового заявления.
Довод кассационной жалобы о том, что право на обращение с рассматриваемым административным иском предоставлено общественному движению в силу статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая является отсылочной, основан на ошибочном ее толковании.
В силу частей 2 и 3 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц; общественное объединение может обратиться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Вопреки доводам кассационной жалобы Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" не содержит норм, предоставляющих молодежным и детским общественным объединениям право на обращение в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Судебная защита прав молодежных и детских объединений регламентирована статьей 17 указанного Федерального закона, согласно которой за защитой своих прав молодежные и детские объединения вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Иных положений в части обращения молодежных и детских общественных объединений в суд за судебной защитой Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" не содержит.
При таких обстоятельствах судья апелляционной инстанции также обоснованно указал, что административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" не может быть принято к производству суда, в том числе по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц организацией, которой настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Таким образом, нарушений норм материального права, а также требований процессуального закона, повлиявших на правильность принятых судами актов, не допущено, поэтому оснований для отмены определения Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 2 сентября 2020 года и апелляционного определения суда Еврейской автономной области от 23 сентября 2020 года по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 2 сентября 2020 года и апелляционное определение суда Еврейской автономной области от 23 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Судья И.К. Зиганшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.