Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска Слесаренко Н.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2020 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Ноговицыной О.В. к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска об оспаривании уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Ноговицына О.В обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным уведомления от 28 января 2020 года N 73 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, возложении обязанности согласовать планируемое строительство индивидуального жилого дома.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 980 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство.
18 января 2020 года она обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, в ответ на которое Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска направил ей уведомление от 28 января 2020 года N N 73 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N, поскольку земельный участок расположен в зоне городских лесов.
С данным решением заявитель не согласилась, считает его незаконным в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером N предоставлен в собственность для использования под индивидуальное жилищное строительство, по результатам публичных слушаний изданы распоряжения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, сведений о наличии ограничений в отношении земельного участка в связи с отнесением его к землям городских лесов не имеется.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2020 года, требования Ноговицыной О.В. удовлетворены частично, уведомление Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска от 28 января 2020 года N 73 признано незаконным, на Окружную администрацию г. Якутска в лице Департамента градостроительства возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки уведомления Ноговицыной О.В. от 18 января 2020 года с исходящим N 1177581, зарегистрированного 20 января 2020 года N 277-ДГ, о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", в удовлетворении иска в остальной части отказано.
Суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого уведомления, поскольку земельный участок с кадастровым номером N относится к территориальной зоне индивидуальной жилой застройки Ж-2А, доказательств, подтверждающих расположение данного земельного участка на территории городских лесов, административным ответчиком не представлено.
23 октября 2020 года представителем Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска Слесаренко Н.В. через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 3 ноября 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Ноговицыной О.В. административных исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель настаивает на законности оспариваемого уведомления в связи с расположением принадлежащего административному истцу земельного участка в городских лесах, утвержденных постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11 октября 2013 года N 242П, поэтому на нем запрещено строительство объектов капитального строительства. При этом спорный земельный участок предоставлен на основании решения суда и сформирован под индивидуальное жилищное строительство в нарушение ограничений, установленных законодательством. Также ссылается на пропуск Ноговицыной О.В. срока обращения с настоящим административным иском и отсутствие у заявителя уважительных причин пропуска срока.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
В силу части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в котором указывает сведения, перечисленные в пунктах 1 - 9 части 1 статьи 51.1 данного Кодекса, и к которому прилагает документы, перечисленные в части 3 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (реконструкции).
Как следует из материалов дела, Ноговицыной О.В. и ФИО1 на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 980 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
На основании заключений публичных (общественных) слушаний от 7 ноября 2019 года N 676 и N 677 распоряжениями заместителя главы городского округа "город Якутск" от 25 ноября 2019 года N 3598зр и от 29 ноября 2019 года N 3637зр Ноговицыной О.В. и Ноговицыну В.Г. предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части отступа от северной границы земельного участка до фасада здания на 0, 5 м, от западной границы земельного участка до фасада здания на 0, 5 м, от квартальных красных линий на 0, 5 м, от южной границы земельного участка до фасада здания на 0, 5 м, от восточной границы земельного участка до фасада здания на 0, 5 м в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
18 января 2020 года ФИО1 и Ноговицына О.В. обратились в Окружную администрацию г. Якутска с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N, по результатам рассмотрения которого Департамент градостроительства направил заявителям уведомление от 28 января 2020 года N 73 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в связи с наличием ограничений, установленных в соответствии с законодательством, поскольку земельный участок, на котором планируется строительство индивидуального жилого дома, расположен в городских лесах городского округа "город Якутск", утвержденных постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11 октября 2013 года N 242П.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями статей 36, 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, установив, что принадлежащий ФИО1 и Ноговицыной О.В. земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2А (зона для индивидуального жилищного строительства), имеет вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, соответствует проектам планировки и межевания территории, сведений об ограничениях и обременениях в отношении земельного участка не имеется, с учетом отсутствия доказательств расположения спорного земельного участка в зоне городских лесов пришли к выводу о несоответствии оспариваемого уведомления Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска требованиям закона.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с указанным выводом, поскольку он основан на надлежащей оценке по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленных сторонами в материалы дела доказательств, постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка имеет право возводить на нем жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 25 марта 2020 года следует, что земельный участок с кадастровым номером 14:36:106060:404 расположен в территориальной зоне Ж-2А, предназначенной для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска, ограничения по линии градостроительного регулирования (красные линии) отсутствуют, в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории земельный участок предназначен для индивидуальной жилой застройки; имеет экологические ограничения, установленные в соответствии с лесохозяйственным регламентом для лесных массивов городских лесов.
Согласно пункту 2 статьи 43 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА, территориальная зона Ж-2А предназначена для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска, основными видами разрешенного использования в данной территориальной зоне являются: индивидуальное жилищное строительство (2.1), блокированная жилая застройка (2.3); социальное обслуживание (3.2), амбулаторно-поликлиническое обслуживание (3.4.1), дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1); амбулаторное ветеринарное обслуживание (3.10.1), спорт (5.1), обеспечение внутреннего правопорядка (8.3), ведение садоводства (13.2).
В соответствии с частью 13 статьи 3 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск" в функциональных зонах Генерального плана городского округа "город Якутск" установлены следующие территориальные зоны: 1. сельскохозяйственное использование (С-1, С-2Б, С-2В, С-3); 2. индивидуальная жилая застройка (Ж-1, Ж-2А, Ж-2Б, Ж-3А, Ж-3Б, Ж-4); 3. среднеэтажная жилая застройка (Ж-5); 4. многоэтажная жилая застройка (Ж-6, Ж-6.1, Ж-6.2, Ж-6.3); 5. общественно-жилые (ОД-3А); 6. общественно-деловые (ОД-1А, ОД-1АМ, ОД-1АС, ОД-1АВ, ОД-1Б, ОД-2, ОД-3Б, ОД-3В); 7. отдых (рекреация) (Р-1А, Р-1Б, Р-2, Р-3, Р-4, Р-5); 8. производственная деятельность (П-1, П-2, П-3, П-4); 9. транспорт (ИТ-1А, ИТ-1Б, ИТ-1В, ИТ-2 Г-1, Т-1); 10. обеспечение обороны и безопасности (ВР-1); 11. деятельность по особой охране и изучению природы (ОТ-1, ОТ-2, ОТ-3); 12. водные объекты (Б-1); 13. специального назначения (СП-1, СП-2); 14. ведение огородничества и садоводства (С-2А); 15. рекреационного назначения (Л-1, Л-2); 16. неустановленные функциональные зоны в Генеральном плане (С-1, С-2Б, С-2В, С-3, Р-1А, Р-1Б, Р-2, Р-3, Р-4, Р-5, П-1, П-2, П-3, П-4, ИТ-1А, ИТ-1Б, ИТ-1В, ИТ-2 Г-1, Т-1, Л-1, Л-2).
Из статьи 42.6 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск" следует, что городские леса на территории г. Якутска выделены в территориальную зону Р-5, включенную в зоны рекреационного назначения, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также иными территориями, используемыми и предназначенными для санаторно-курортного лечения, активного и пассивного отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Кроме того, Правилами землепользования и застройки городского округа "город Якутск" (статья 42.10) выделены зона естественных ландшафтов Л-1 - зона территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков; и зона земель лесного фонда Л-2.
Между тем доказательств отнесения земельного участка с кадастровым номером N к территориальным зонам Р-5, Л-1, Л-2 в материалах дела не имеется и административным ответчиком, на которого в силу требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит обязанность доказывания законности принятого решения, не представлено.
Лесохозяйственный регламент для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск", на который ссылается Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, документом градостроительного зонирования не является. Лесохозяйственный регламент принимается в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, определяет порядок осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах населенного пункта, обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов.
То есть, лесохозяйственный регламент подлежит применению в отношении лесных массивов, расположенных на территории населенного пункта, которые документами градостроительного зонирования выделены в территориальную зону городских лесов. В данном случае земельный участок с кадастровым номером N не относится к землям, на которых расположены городские леса, предоставлен в общую совместную собственность ФИО1 и Ноговицыной О.В. распоряжением и.о. заместителя главы городского округа "город Якутск" от 24 августа 2018 года N 1765зр для использования под индивидуальное жилищное строительство, при этом на дату принятия данного акта земельный участок уже был сформирован.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое Ноговицыной О.В. уведомление требованиям закона не соответствует и повлекло нарушение ее прав и законных интересов, судами сделан правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика правильность выводов судебных инстанций не опровергают и оснований для отмены принятых по делу судебных актов не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, если он нарушен без уважительных причин или является пресекательным (части 5 и 8 приведенной статьи).
Вместе с тем в силу положений части 7 этой же статьи пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено названным Кодексом.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Восстановление судом первой инстанции пропущенного Ноговицыной О.В. срока обращения в суд, вопреки утверждению в кассационной жалобе, отвечает задачам административного судопроизводства.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, поэтому оснований для отмены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2020 года в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Меры по приостановлению исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 июля 2020 года, принятые определением от 9 ноября 2020 года, отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.