Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Красиковой О.Е, Роженцевой Ю.В.
при секретаре Крикуновой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца сельскохозяйственного производственного кооператива "Ачаирский-1" на решение Омского областного суда от 09 июля 2020 года
по административному делу N 3а-145/2020 по административному исковому заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Ачаирский-1" об оспаривании приказа региональной энергетической комиссии Омской области от 12 декабря 2019 года N 407/82 "Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей сельскохозяйственного производственного кооператива "Ачаирский-1", Омский муниципальный район Омской области".
Заслушав доклад судьи Знаменщикова Р.В, выслушав объяснения представителя административного истца ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика ФИО5, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П, полагавшей решение подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Ачаирский-1" (далее - СПК "Ачаирский-1") обратился в суд к региональной энергетической комиссии Омской области о признании незаконным и отмене приказа от 12 декабря 2019 года N 407/82 "Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей сельскохозяйственного производственного кооператива "Ачаирский-1", Омский муниципальный район Омской области" (далее - Приказ N 407/82).
В обоснование административных исковых требований указано, что СПК "Ачаирский-1" с 2009 года является поставщиком технической воды для хозяйственных нужд населения, организаций, а также собственных хозяйственно-бытовых нужд из реки Иртыш. Поскольку у административного истца отсутствует возможность поставлять питьевую воду, то он 30 апреля 2019 года обратился к административному ответчику с заявлением об установлении тарифов на техническую воду. Региональная энергетическая комиссия Омской области, открыв дело, утвердила тарифы на питьевое водоснабжение. Между тем лицом, обязанным обеспечить население сельского поселения питьевой водой, является орган местного самоуправления. Установление тарифов на питьевую воду нарушает права СПК "Ачаирский-1", так как влечет возможность наложения контролирующими органами штрафов и отказа потребителей заключать договоры холодного водоснабжения, а также противоречит Федеральному закону от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В ходе рассмотрения административного дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области.
Решением Омского областного суда от 09 июля 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на то, что судом вынесено решение, противоречащее решению Омского районного суда от 21 ноября 2017 года по делу N, согласно которому обязанность обеспечения населения поселка Ачаирский питьевой водой гарантированного качества в количестве, необходимом для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд возложена на администрацию Омского муниципального района Омской области. В оспариваемом решении обязанность поставлять питьевую воду возлагается на административного истца. Соответственно в указанных судебных актах дана разная оценка одним и тем же обстоятельствам. Суд не учел, что СПК "Ачаирский-1" является поставщиком только технической воды для хозяйственных нужд населения, организаций, а также собственных хозяйственно-бытовых нужд, договоры с населением и организациями заключены только на подачу технической воды, ранее тарифы также утверждались только на техническую воду. В настоящее время администрация Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ведет работы, необходимые для подачи питьевой воды, чем подтверждает, что обязанность по обеспечению питьевой водой лежит на ней. Административный истец в связи с тяжелым материальным положением не может приобрести установку локальной станции очистки для воды, а установленный тариф на питьевую воду еще более ухудшит его материальное положение, так как повлечет возможность наложения штрафов контролирующими органами и отказы потребителей заключать договоры холодного водоснабжения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу региональная энергетическая комиссии Омской области и прокурор, участвовавший в деле, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе при указанной явке.
Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Региональной энергетической комиссией Омской области 12 декабря 2019 года утвержден Приказ N 407/82, которым установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на питьевую воду для потребителей СПК "Ачаирский-1", Омский муниципальный район Омской области, утверждена производственная программа СПК "Ачаирский-1" на 2020-2024 годы (приложение N 1), определены долгосрочные параметры регулирования на 2020-2024 годы СПК "Ачаирский-1" для установления тарифов на питьевую воду с использованием метода индексации (приложение N 2), утверждены значения весовых коэффициентов показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых СПК "Ачаирский" (приложение N 3), а также признаны утратившими силу ранее принятые приказы региональной энергетической комиссии Омской области об установлении и корректировке тарифа на техническую воду для потребителей СПК "Ачаирский-1", Омский муниципальный район Омской области.
При рассмотрении административного дела по существу судом сделан обоснованный вывод о том, что Приказ N 407/82 отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", поскольку он содержит нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений в сфере установления тарифов на питьевую воду для потребителей СПК "Ачаирский-1", Омский муниципальный район Омской области.
Следовательно, Приказ N 407/82 мог быть оспорен административным истцом в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ установление цен в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ, а также контроль за их выполнением отнесены к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная энергетическая комиссия Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области. К ее полномочиям также относится установление тарифов в сфере водоснабжения (пункт 1, подпункт 1 пункта 13.1 Положения о региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 02 ноября 2011 года N 212-п.
Пункт 3 приведенного положения предусматривает, что орган тарифного регулирования издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным и областным законодательством.
Суд первой инстанции обосновано констатировал, что Приказ N 407/82 принят уполномоченным органом - региональной энергетической комиссией Омской области, с соблюдением требований к форме и порядку его принятия, введения в действие и опубликования. По изложенным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований суд руководствовался положениями части 1 статьи 23 Федерального закона N 416-ФЗ, а также назначением схемы водоснабжения и водоотведения Комсомольского сельского поселения Омского района Омской области на период до 2033 года, утвержденной постановлением Комсомольского сельского поселения от 12 сентября 2014 года N 80, из чего сделал вывод о том, что административный ответчик правомерно установилдля административного истца тарифы на питьевую воду.
Судебная коллегия полагает указанный вывод ошибочным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
Часть 1 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ предусматривает, что органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Под гарантирующей организацией понимается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, СПК "Ачаирский-1" постановлением администрации Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 27 марта 2014 года N 23 "Об определении гарантирующей организации по холодному водоснабжению и водоотведению на территории Комсомольского сельского поселения" определен гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения на территории Комсомольского сельского поселения, в связи с чем на него возложена обязанность обеспечить бесперебойное холодное водоснабжение.
Согласно пункту 5 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 (далее - Основы ценообразования), после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 Основ ценообразования.
Пункты 12 и 13 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, (далее - Правила) предусматривают, что установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда Правилами предусмотрено иное. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами.
Согласно пунктам 14 и 15 Правил регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов. В случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
В силу пункта 16 Правил предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов. К заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы, указанные в пункте 17 Правил.
В случае представления регулируемой организацией в установленные сроки в полном объеме документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил, отказ в открытии дела не допускается (пункт 18 Правил).
Пункт 20 Правил предусматривает, что решение органа регулирования тарифов об открытии дела об установлении тарифов или уведомление о необходимости представления указанных в пункте 17 Правил материалов в полном объеме (в случае их отсутствия полностью или частично) направляется органом регулирования тарифов заказным почтовым отправлением в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов.
В соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 25 Правил орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Согласно пункту 27 Правил решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.
Таким образом, орган регулирования тарифов в случае представления документов и материалов, перечисленных в пункте 17 Правил, обязан рассмотреть заявление регулируемой организации и принять по нему решение.
Как следует из материалов административного дела, 30 апреля 2019 года СПК "Ачаирский-1" обратился в региональную энергетическую комиссию Омской области с заявлением (N об установлении тарифов на техническую воду на 2020-2024 годы, в связи с осуществлением водоснабжения технической водой населения и организаций поселка Ачаирский, а также собственных производственных объектов.
07 мая 2019 года в адрес административного истца административным ответчиком направлено извещение об открытии дела по установлению тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения методом индексации на 2020-2024 годы, содержащее предложение представить дополнительные материалы.
Регулируемой организацией органу тарифного регулирования 31 мая 2019 года, 21 августа 2019 года и 14 ноября 2019 года были направлены дополнительные документы для утверждения тарифа на техническую воду на период 2020-2024 годов.
На основании экспертного заключения N 09-03/177 и представленных материалов по заявлению от 30 апреля 2019 года N на заседании правления региональной энергетической комиссии Омской области принято решение об установлении тарифа на питьевую воду для потребителей СПК "Ачаирский-1", Омский муниципальный район Омской области, на 2020-2024 годы. Приказом N 407/82 данное решение утверждено.
Следовательно, в нарушение требований пунктов 13, 15, 25 и 27 Правил по предложению административного истца об установлении тарифа на техническую воду административным ответчиком принято решение об установлении тарифа на питьевую воду на основании документов, представленных для утверждения тарифа на техническую воду.
При этом право административного ответчика на открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов по собственной инициативе в случае непредставления регулируемой организацией заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами, не освобождает его от обязанности рассмотреть в установленном порядке поступившее заявление об установлении запрашиваемого тарифа.
Также действующее законодательство не наделяет орган тарифного регулирования полномочиями по самостоятельному переводу предложения регулируемой организации об установлении одного вида тарифа на другой (в рассматриваемом случае с тарифа на техническую воду на тариф на питьевую воду).
То обстоятельство, что согласно схеме водоснабжения и водоотведения Комсомольского сельского поселения Омского района Омской области на период до 2033 года, утвержденной постановлением Комсомольского сельского поселения от 12 сентября 2014 года N 80, в поселке Ачаирский имеется одна централизованная система холодного водоснабжения, которая обеспечивает хозяйственно-питьевое водопотребление, противопожарные и производственные цели, а также полив; что в силу части 1 статьи 23 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям; что СПК "Ачаирский-1" постановлением администрации Комсомольского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 27 марта 2014 года N 23 на территории Комсомольского сельского поселения определен гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения, не свидетельствует о правомерности установления административным ответчиком по заявлению административного истца тарифов на питьевую воду.
Согласно подпунктам 18 и 24 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ питьевая вода - это вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции; техническая вода - это вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции.
В силу пунктов 1, 4 и 5 статьи 28 Федерального закона N 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, которые утверждаются органами местного самоуправления; схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат сведения, указанные в пункте 5 статьи 38 Федерального закона N 416-ФЗ.
Поскольку пунктом 5 Основ ценообразования предусмотрена возможность органом тарифного регулирования установления для гарантирующей организации, помимо тарифов на питьевое водоснабжение, также тарифов на техническую воду, а из представленных материалов следует, что СПК "Ачаирский-1" является поставщиком технической воды для организаций, индивидуальных предпринимателей и собственных нужд, то региональная энергетическая комиссия Омской области должна была рассмотреть заявление административного истца об установлении тарифов на техническую воду на 2020-2024 годы и принять по нему обоснованное решение.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Омской области от 23 мая 2017 года N 272 "Об обеспечении населения Омской области доброкачественной питьевой водой", в соответствии с которым административному ответчику рекомендовано при утверждении тарифов на водопроводную воду, подаваемую населению муниципальных районов Омской области, учитывать назначение системы централизованного водоснабжения, не свидетельствует о законности оспариваемого нормативного правового акта.
Между тем, органом тарифного регулирования не принято во внимание, что в силу части 1 статьи 23 Федерального закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В то же время при рассмотрении административного дела установлено, что до 2020 года питьевая вода по централизованной системе водоснабжения Комсомольского сельского поселения Омского района Омской области не поставлялась, тарифы на питьевое водоснабжение для потребителей СПК "Ачаирский-1" никогда не утверждались, а решением Омского районного суда от 21 ноября 2017 года по делу N на администрацию Омского муниципального района Омской области возложена обязанность обеспечить население поселка Ачаирский питьевой водой гарантированного качества в количестве, необходимом для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд. При этом на момент рассмотрения апелляционной жалобы во исполнение приведенного решения суда заинтересованным лицом установлена локальная станция очистки воды.
Поскольку Приказом N 407/82 установлены не только тарифы на питьевую воду для потребителей СПК "Ачаирский-1", но и в связи с тарифным регулированием питьевого водоснабжения утверждена производственная программа СПК "Ачаирский-1" на 2020-2024 годы (приложение N 1), определены долгосрочные параметры регулирования на 2020-2024 годы СПК "Ачаирский-1" для установления тарифов на питьевую воду с использованием метода индексации (приложение N 2), утверждены значения весовых коэффициентов показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых СПК "Ачаирский" (приложение N 3), а также признаны утратившими силу ранее принятые приказы региональной энергетической комиссии Омской области об установлении и корректировке тарифа на техническую воду для потребителей СПК "Ачаирский-1", Омский муниципальный район Омской области, то признанию недействующим подлежит оспариваемый нормативный правовой акт в полном объеме.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из того, что нормативный правовой акт принят органом тарифного регулирования на определенный срок, то момент, с которого он должен быть признан недействующим, необходимо определить с даты его принятия, поскольку иное не приведет к надлежащей защите нарушенных прав административного истца.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от 09 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление сельскохозяйственного производственного кооператива "Ачаирский-1" удовлетворить.
Признать приказ региональной энергетической комиссии Омской области от 12 декабря 2019 года N 407/82 "Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей сельскохозяйственного производственного кооператива "Ачаирский-1", Омский муниципальный район Омской области" не действующим с даты его принятия.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Омский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.