Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В.
судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В.
при секретаре Крикуновой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-13/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" о признании не действующими приложений N 3, 4, 7, 8 к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 27 декабря 2019 года N 470 "Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую акционерным обществом "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" на 2020 - 2022 годы", с апелляционной жалобой Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 10 августа 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, возражения представителей акционерного общества "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" Жарикова Н.В, Баранкова Ю.О, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее - Региональная служба по тарифам, тарифный орган) от 27 декабря 2019 года N 470 "Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую Акционерным обществом "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" на 2020 - 2022 годы" (далее - Постановление от 27 декабря 2019 года N 470) утверждены, среди прочего:
долгосрочные параметры регулирования для Акционерного общества "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова", устанавливаемые для формирования тарифов с использованием метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2020 - 2022 годы, в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, согласно приложению 2;
и введены в действие на 2020 год цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую Акционерным обществом "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" покупателям на розничных рынках, расположенных в территориально изолированных технологических системах и (или) на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи, с календарной разбивкой) согласно приложению 3;
и введены в действие на 2020 год цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую Акционерным обществом "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" для населения и приравненным к нему категориям потребителей, с календарной разбивкой согласно приложению 4;
необходимая валовая выручка Акционерного общества "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2020 - 2022 годы, согласно приложению 7;
и введены в действие на 2020 год тарифы на электрическую энергию (мощность), отпускаемую Акционерным обществом "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" другим гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим, энергосбытовым организациям Камчатского края в целях поставки группе "прочие потребители" и группе "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь" на розничных рынках в технологически изолированных территориальных энергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, согласно приложению 8.
Постановление от 27 декабря 2019 года N 470 опубликовано в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края "Официальные ведомости", спецвыпуск N 7 (5213-5216) от 30 декабря 2019 года, в соответствии с Законом Камчатского края от 1 июля 2014 года N 478 "О порядке обнародования законов Камчатского края и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края".
Акционерное общество "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" (далее - АО "КЭС", Общество) обратилось в Камчатский краевой суд с административным иском (с учетом уточненных требований) о признании не действующим приложений N 3, 4, 7, 8 к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 27 декабря 2019 года N 470.
В обоснование требований административный истец указал на необоснованное занижение тарифным органом при утверждении оспариваемых тарифов необходимой валовой выручки (далее - НВВ) путем исключения из экономически обоснованной необходимой валовой выручки по виду деятельности "передача и сбыт электрической энергии" суммы 81 882 тыс. руб, что не соответствует пункту 1 статьи 6, абзацу 2 пункта 7 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктам 2, 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, пунктам 32, 34 Правил государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178, формулам расчетов и пунктам 9, 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ от 17 февраля 2012 года N 98-э. Полагает, что экономически обоснованные расходы не могут быть исключены в целях сглаживания тарифов, поскольку корректировка необходимой валовой выручки производится только за счет результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие периоды регулирования, то есть в целях сглаживания может происходить распределение только экономически обоснованных доходов и расходов, не учтенных при установлении регулируемых тарифов на тот период регулирования, в котором они понесены. Кроме того пункт 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Фелерации от 29 декабря 2011 года N 1178, не подлежал применению в отношении АО "КЭС", поскольку он не распространяется на территориальные сетевые организации, у которых за три последних периода регулирования доля НВВ в суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций не превышает 10%.
Необходимая валовая выручка АО "КЭС" по передаче электрической энергии (без учета потерь) составляет 1, 3% от суммарной необходимой валовой выручки сетевых организаций Центрального энергоузла Камчатского края.
Решением Камчатского краевого суда от 10 августа 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, признаны не действующими с даты принятия приложения N 3, 4, 7, 8 к постановлению Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 27 декабря 2019 года N 470 "Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую акционерным обществом "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" на 2020-2022 годы".
В апелляционной жалобе Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края, ссылаясь не несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, а также на неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы, не оспаривая факт того, что расходы в сумме 81 882 тыс. руб. являются экономически обоснованными, обращает внимание, что при принятии решения служба была ограничена предельными минимальными и максимальными уровнями тарифов, установленными Приказом ФАС России от 11 октября 2019 года N 1337/19 "О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на 2020 год". Указанные средства приняты в расчет на 2021 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Кроме того, НВВ без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии в ЦЭУ на 2017-2019 годы не устанавливалась, поэтому произвести расчет НВВ с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования (2017-2019 годы), с целью определения ограничения в 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций в отношении административного истца не представляется возможным по причине отсутствия законодательно установленных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования (2017-2019 годы).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование в сфере электроэнергетики осуществляется на основе положений Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и основывается, в том числе, на принципах обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (статьи 6 и 20 Закона об электроэнергетике).
Реализация указанных выше принципов, среди прочих мер, осуществляется путем государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный уровни таких цен (тарифов) (пункт 1 абзаца седьмого пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на территории Камчатского края на основании Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 424-П, является Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края.
В соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края в области государственного регулирования тарифов на электрическую энергию Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию.
Как правильно установлено судом первой инстанции оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в установленной форме и порядке, официально опубликовано в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края "Официальные ведомости", спецвыпуск N 7 (5213-5216) от 30 декабря 2019 года, в соответствии с Законом Камчатского края от 1 июля 2014 года N 478 "О порядке обнародования законов Камчатского края и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края". Данные выводы суда лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Согласно статье 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
При этом достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала.
АО "КЭС" является энергоснабжающей организацией, осуществляет выработку, покупку, передачу, распределение и сбыт электрической энергии потребителям на территории п. Октябрьский Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края Центрального технологически изолированного энергоузла.
27 декабря 2019 года тарифный орган на основании заявления АО "КЭС" утвердил долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые для формирования тарифов с использованием метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2020-2022 годы.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее также - Основы ценообразования), необходимая валовая выручка это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
В силу пункта 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Согласно пункту 17 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Согласно экспертному заключению тарифного органа экспертами признана экономически обоснованной необходимая валовая выручка регулируемой организации на 2020 год в размере 380 994 тыс.руб. (с учетом расходов на оплату потерь), в том числе: на производство электрической энергии 158 319 тыс.руб.; на передачу и сбыт электрической энергии 222 674 тыс.руб.
Сумма в размере 81 882 тыс.руб, признанная экономически обоснованной, в целях сглаживания тарифов была исключена тарифным органом из необходимой валовой выручки организации на 2020 год (отнесенной на передачу электрической энергии), и принята в расчет на 2021 год. Вследствие чего необходимая валовая выручка АО "КЭС" по передаче электрической энергии на 2020 год составила 140 792 тыс.руб. (222 674 - 81 882), на 2021 год - 263857 тыс. руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Региональная служба по тарифам в нарушение положений тарифного законодательства исключила обоснованные расходы АО "КЭС" в размере 81 882 тыс.руб. из необходимой валовой выручки организации на 2020 год.
В силу пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Из пунктов 9 и 11 Методических указаний следует, что в целях сглаживания тарифов из НВВ могут быть исключены экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходы, недополученные при осуществлении регулируемой деятельности в этот же период регулирования.
С учетом смысла указанных правовых норм, суд первой инстанции правильно указал, что в целях сглаживания изменения тарифов (их роста) тарифному органу предоставлено право распределять учет результатов деятельности предприятия за предыдущий период регулирования исключать экономически обоснованные расходы организации, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходы, недополученные при осуществлении регулируемой деятельности, в этот же период регулирования
Возможность исключения из состава необходимой валовой выручки экономически обоснованных расходов организации (объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности), запланированных в составе расходов на предстоящий период регулирования, законодательством в сфере ценообразования в электроэнергетике не предусмотрена.
Как установлено судом первой инстанции исключенная из необходимой валовой выручки АО "КЭС" сумма в размере 81 882 тыс.руб, признанная тарифным органом экономически обоснованной, по существу представляет собой объем финансовых средств, необходимых Обществу для реализации инвестиционной программы АО "КЭС" в сфере электроэнергетики на 2020 год, утвержденной постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 14 августа 2017 года N 544, с учетом внесенных в нее изменений, в соответствии с которой в 2020 году АО "КЭС" запланировано прибыль организации в размере 82 451 тыс.руб. за счет инвестиционной составляющей в тарифе направить на реализацию инвестиционной программы, то есть источником финансирования инвестиционных мероприятий был определен регулируемый тариф 2020 года
Согласно экспертному заключению сумма доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности по передаче и сбыту электрической энергии в 2018 году, составила 1 098 тыс. руб. Таким образом, указанная сумма подлежала исключению из НВВ, однако административным ответчиком фактически исключена сумма 81 882 тыс. руб.
Между тем, как верно отмечено судом, исключение из тарифа для АО "КЭС" на 2020 год средств, необходимых организации для реализации инвестиционной программы, может повлечь невозможность осуществления АО "КЭС" деятельности в сфере электроэнергетики, связанной с приобретением дополнительных объектов электросетевого хозяйства, реконструкции существующих электрических сетей и источников генерации, а также не обеспечивает соблюдение основополагающих принципов государственного регулирования в сфере электроэнергетики, безубыточную деятельность организации и соблюдение АО "КЭС" своих обязательств.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что произведенный тарифным органом расчет не соответствует требованиям Основ ценообразования, является правильным.
При таких обстоятельствах, ссылка Региональной службы по тарифам на положения пунктов 2, 7 Основ ценообразования в подтверждение законного принятого решения об обоснованности исключения из НВВ 84 822 тыс. руб. основана на ошибочном толковании норм права.
Довод о том, что установление тарифа, с учетом исключенной суммы из НВВ, привел бы к превышению предельных уровней тарифов, установленных приказом ФАС России от 11 октября 2019 года N 1337/19, не состоятелен, так как действующим законодательством в сфере электроэнергетики предусмотрено согласование решений органов регулирования об установлении цен (тарифов) выше максимального или ниже минимального уровня.
Нормативными правовыми актами в сфере электроэнергетики не предусмотрено, что разница между предложенным энергоснабжающей организацией тарифом и утвержденным предельным значением тарифа должна компенсироваться за счет уменьшения обоснованных расходов организации.
Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене или изменению судебного акта не являются.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, подробно мотивировано и содержит все необходимые ссылки на нормы материального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения, что подтверждается его содержанием.
Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не является основанием к отмене судебного решения.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от 10 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационная жалоба, представление через Камчатский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.