Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Захарова А.В.
судей
Койпиш В.В.
Брандиной Н.В.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2027/2020 по иску Бугряшовой Натальи Алексеевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении страховой пенсии досрочно, по апелляционной жалобе представителя Бугряшовой Натальи Алексеевны - Северина Антона Геннадьевича на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 6 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Захарова А.В, объяснения истца Бугряшовой Н.А. и ее представителя Долгова Д.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов жалобы представителя ответчика ГУ - УПФР в г. Мурманске Пискуновой М.С, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Бугряшова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ГУ - УПФР в г. Мурманске, пенсионный орган) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости назначении страховой пенсии досрочно.
В обоснование заявленных требований указала, что 10 марта 2020 г. она обратилась в ГУ - УПФР в г. Мурманске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 9 апреля 2020 г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа
По расчету пенсионного органа стаж на соответствующих видах работ на момент обращения за назначением пенсии составил 26 лет 03 месяца 04 дня, при требуемом - 30 лет.
В общий страховой стаж пенсионным органом не включены: периоды по уходу за ребенком до полутора и трех лет; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы.
Просила обязать ГУ - УПФР в г. Мурманске включить в ее страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с 19 октября 1992 г. по 18 февраля 1994 г. и до трех лет с 19 февраля 1994 г. по 6 июня 1994 г.; курсы повышения квалификации: с 26 февраля 2002 г. по 29 марта 2002 г, с 19 марта 2007 г. по 4 мая 2007 г, с 23 января 2012 г. по 24 февраля 2012 г, с 30 сентября 2013 г. по 15 ноября 2013 г, с 23 января 2017 г. по 22 февраля 2017 г, с 5 февраля 2018 г. по 16 марта 2018 г, 20 сентября 2018 г, 9 июля 2019 г, 18 июля 2019 г.; обязать ГУ - УПФР в г. Мурманске произвести перерасчет страхового стажа в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 10 марта 2020 г.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Бугряшовой Н.А. удовлетворены частично.
На ГУ - УПФР в г. Мурманске возложена обязаность включить в специальный стаж работы Бугряшовой Н.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 26 февраля 2002 г. по 29 марта 2002 г, с 19 марта 2007 г. по 4 мая 2007 г, с 23 января 2012 г. по 24 февраля 2012 г, с 30 сентября 2013 г. по 15 ноября 2013 г, с 23 января 2017 г. по 22 февраля 2017 г, с 5 февраля 2018 г. по 16 марта 2018 г, 20 сентября 2018 г, 9 июля 2019 г, 18 июля 2019 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований к ГУ - УПФР в г. Мурманске Бугряшовой Н.А. - отказано.
С ГУ - УПФР в г. Мурманске в пользу Бугряшовой Н.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель Бугряшовой Н.А. - Северин А.Г. просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований об обязании ответчика произвести перерасчет стажа, дающего права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении отменить, и принять новое решение об удовлетворении указанных требований.
Приводит доводы о нарушении судом норм материального права, и ссылаясь на абзац 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 N 464, пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 N 464, полагает, что поскольку должности операционной медицинской сестры/старшей операционной медицинской сестры в отделе заготовки крови и ее компонентов, занимаемые истцом с 6 июня 1994 г. по настоящее время, в соответствии с требованиями должностных инструкций, предусматривают, в том числе работу в качестве медсестры-эксфузиониста в операционной, осуществляя заготовку крови в стационарных условиях, на плазмоферезе при строгом соблюдении асептики и антисептики, то такой характер работы дает ей право на льготной исчисление страхового стажа, как персоналу хирургического профиля стационара.
Отмечает, что во всех Списках, действующих в период осуществления трудовой деятельности истцом, поименованы должности среднего медицинского персонала (операционных медсестер) отделений хирургического профиля. Бугряшова Н.А. с 6 июня 1994 г. по настоящее время работает в должности операционной медицинской сестры (старшей операционной медицинской сестры), и устанавливать тождественность наименования ее должности оснований не имеется.
Относительно возможности отнесения судом определенного подразделения, в котором осуществляла свою деятельность Бугрова Н.А. к соответствующим учреждениям, сослался на пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Считает, что суд с учетом конкретных обстоятельств данного дела, характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых ею функциональных обязанностей по занимаемым должностям, направления деятельности учреждения - станции переливания крови, неправомерно отказал в удовлетворении требований об обязании ответчика произвести перерасчет специального стажа в льготной исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель истца - Северин А.Г. (податель жалобы), извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения не находит.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ).
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10 марта 2020 г. Бугрящова Н.А, _ _ г.р, обратилась в ГУ - УПФР в г. Мурманске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 9 апреля 2019 г. N * Бугряшовой Н.А. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, а именно отсутствием у истца требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения - 30 лет.
По расчетам пенсионного органа документально подтвержденный стаж Бугряшовой Н.А. на соответствующих видах работ составил - 26 лет 03 месяца 04 дня.
Пенсионным органом не были включены в стаж, дающий Бугряшовой Н.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости: периоды отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с 19 октября 1992 г. по 18 февраля 1994 г. и до трех лет с 19 февраля 1994 г. по 6 июня 1994 г.; курсы повышения квалификации: с 26 февраля 2002 г. по 29 марта 2002 г, с 19 марта 2007 г. по 4 мая 2007 г, с 23 января 2012 г. по 24 февраля 2012 г, с 30 сентября 2013 г. по 15 ноября 2013 г, с 23 января 2017 г. по 22 февраля 2017 г, с 5 февраля 2018 г. по 16 марта 2018 г, 20 сентября 2018 г, 9 июля 2019 г, 18 июля 2019 г, в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
При этом установлено, что 1 августа 1991 г. Бугряшова Н.А. была принята на должность медсестры палатной терапевтического отделения Мурманской центральной бассейновой больницы на водном транспорте, откуда уволена 6 июня 1994 г. по переводу в Мурманскую областную станцию переливания крови.
7 июня 1994 г. Бугряшова Н.А. принята в Мурманскую областную станцию переливания крови на должность операционной медсестры в отделение заготовки крови и ее компонентов - группу (консервации) первичного фракционирования крови.
В дальнейшем Бугряшова Н.А. неоднократно переводилась на различные должности в Мурманской областной станции переливания крови и с 6 августа 2012 года по настоящее время работает в должности старшей операционной медсестры отделения заготовки крови и ее компонентов.
Мурманская областная станция переливания крови неоднократно меняла наименование и в настоящее время переименована в Государственное областное учреждение здравоохранения "Мурманская областная станция переливания крови".
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеются основания для включения в специальный стаж работы Бугряшовой Н.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периодов нахождения на курсах повышения квалификации, однако отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора и до трех лет, для перерасчета страхового стажа в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев и назначения досрочной страховой пенсии по старости с 10 марта 2020 г.
Поскольку решение суда обжалуется только в части отказа в удовлетворении требований об обязании ответчика произвести перерасчет стажа, дающего права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении, законность и обоснованность выводов суда в остальной части решения в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Давая правовую оценку доводам сторон относительно требований об обязании ГУ - УПФР в г. Мурманске произвести перерасчет страхового стажа Бугряшовой Н.А. в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", проанализировав Список должностей и учреждений, работа, работа в которых засчитывается в стаж работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г N 464, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения указанных требований истца.
Оснований не согласиться с выводом суда, который соответствует обстоятельствам дела и согласуется с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения сторон, судебная коллегия не усматривает.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на указанных работах, льготных условий приобретения права на пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" определено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных положений Федерального закона "О страховых пенсиях" следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 1 Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, действующего в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставляется врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 установлено, что исчисление сроков выслуги производится врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Согласно Списку, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, действующему в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г, возможность льготного исчисления стажа работы предусмотрена для операционных медицинских сестер отделения хирургического профиля, а также медицинских сестер-анестезистов, медицинских сестер, в том числе старших отделения анестезиологии-реанимации государственных и муниципальных учреждений, в том числе в Больницах, Станциях переливания крови.
В силу Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, действующего с 1 января 2002 г. предусмотрено право на включение периодов работы в льготном исчислении для операционных медсестер отделений хирургического профиля, медицинских сестер палатных, в том числе старших, медсестер-анестезистов отделений реанимации-анестезиологии, в том числе Станций переливания крови.
Суд правильно указал, что возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанном в соответствующем перечне структурных подразделений и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Вместе с тем отделение заготовки крови и ее компонентов, в котором с 7 июня 1994 г. по 5 августа 2012 г. Бугряшова Н.А. работала в должности операционной медицинской сестры, а с 6 августа 2012 г. работает в должности старшей операционной медицинской сестры не поименовано ни в одном из выше приведенных Списков.
При этом суд правильно учел разъяснения, данные в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", о недопустимости установления соответствия выполняемой работы наименованию другой должности, нежели той, на которой работал гражданин. В судебном порядке может быть установлено лишь тождество должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное списками или перечнем, наименованию должности, содержащемуся в списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.
Принимая во внимание, что наименование структурного подразделения медицинского учреждения, где работала истец не соответствуют вышеприведенным Спискам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на ГУ - Управление ПФР в г. Мурманске обязанности по исчислению периодов работы Бугряшовой Н.А. в должностях операционной медицинской сестры операционной медицинской сестры отделения заготовки крови и ее компонентов, старшей операционной медицинской сестры отделения заготовки крови и ее компонентов ГОБУЗ "Мурманская областная станция переливания крови" в льготном порядке.
Так, не установлено данных об отнесении отдела заготовки крови и ее компонентов, где работает истец к отделению хирургического профиля (стационаров) равно как и выполнения истцом работы, связанной с операционной деятельностью хирургического профиля.
Доводы жалобы об обратном направлены на иное толкование норм права и на переоценку установленных судом обстоятельств, поэтому законность и обоснованность выводов суда под сомнение не ставят.
Как установлено, сам работодатель в сведениях, предоставляемых в Пенсионный фонд учитывает работу истца как год за год; оснований полагать о недостоверности указанных сведений, не имеется.
Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы, решение соответствует обстоятельствам дела и основано на правильном применении норм материального права, нарушений судом норм процессуального права также не установлено.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 6 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Бугряшовой Натальи Алексеевны - Северина Антона Геннадьевича - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.