Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Морозовой И.Ю.
судей
Хмель М.В.
Исаевой Ю.А.
при секретаре
Егошиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
N 2-2499/2020 по иску Чебоксаровой Татьяны Григорьевны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о назначении пенсии, по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 17 сентября 2020 г.
Заслушав доклад председательствующего судьи Морозовой И.Ю, выслушав возражения относительно доводов апелляционной жалобы истца Чебоксаровой Т.Г, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Чебоксарова Т.Г. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске (далее - УПФР в г. Мурманске) о назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что решением пенсионного органа от 23 июня 2020 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Отказ пенсионного органа мотивирован тем, что истцом при наличии достаточного страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера не достигнут установленный законом возраст для назначения страховой пенсии.
Приходя к такому выводу, ответчик исходил из того, что ее дочь Ч Н.В, _ _ года рождения, была рождена на территории Эстонской ССР, вместе с тем, учитывая отсутствие у Российской Федерации международных договоров с Эстонской Республикой, предусматривающих установление досрочных пенсий с учетом наличия детей, право на досрочную пенсию возникает только при условии рождения детей на территории России. В связи с чем свидетельство о рождении ее дочери Ч Н.В. не было принято к зачету для определения права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Полагая данный отказ пенсионного органа необоснованным, просила суд признать решение от 23 июня 2020 г. N 148471/20 незаконным и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" со 2 июля 2020 г, взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Чебоксаровой Т.Г. удовлетворены. На УПФР в г. Мурманске возложена обязанность назначить Чебоксаровой Т.Г. досрочную пенсию по старости
со 2 июля 2020 г. Кроме того, с УПФР в г. Мурманске в пользу Чебоксаровой Т.Г. взысканы судебные расходы в сумме 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - начальник УПФР в г. Мурманске Колганова С.В, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
Ссылаясь на договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г, заключенный между Российской Федерацией и Эстонской Республикой, который является приоритетным по отношению к законодательству Российской Федерации и подлежит обязательному применению для граждан одной из сторон, проживающих на территории одной из сторон, указывает, что данный договор не содержит специальных норм, предусматривающих установление досрочных пенсий с учетом наличия детей.
В этой связи считает, что назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, которым назначается пенсия с применением норм указанного договора, может быть осуществлено только с учетом детей, родившихся на территории Российской Федерации (РСФСР).
Отмечает, что договор от 14 июля 2011 г. основан на принципе пропорциональности и не содержит норм, позволяющих назначать и выплачивать пенсию без применения его положений.
С учетом изложенного, настаивает на том, что свидетельство о рождении одного из детей на территории Эстонской ССР (г. ***) не может быть принято для определения права истца на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В отзыве на апелляционную жалобу представитель третьего лица
ГУ - Отделение ПФР по Мурманской области Бойко Ю.А. поддержав позицию, изложенную в апелляционной жалобе ответчика, полагает решение суда подлежащим отмене.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика УПФР в г. Мурманске, представитель третьего лица ГУ - Отделение ПФР, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого определилкруг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ) установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:
женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В силу статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях").
14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).
Согласно статье 3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (пункт 1 статьи 5 Договора).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 3 статьи 5 Договора).
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 9 июня 2020 г. Чебоксарова Т.Г, _ _ года рождения, зарегистрированная в системе государственного пенсионного страхования 6 декабря 1999 г, обратилась в УПФР в г. Мурманске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 23 июня 2020 г. N * Чебоксаровой Т.Г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано ввиду недостижения установленного законом возраста для назначения страховой пенсии.
По расчету пенсионного органа документально подтвержденный стаж истца по состоянию на 31 декабря 2019 г. составил: страховой стаж 31 лет 03 месяца 21 день, при требуемом не менее 20 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера - 23 года 09 месяцев 13 дней, при требуемом не менее 12 лет (по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях") и не менее 15 лет (по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Из материалов дела следует, что Чебоксарова Т.Г. имеет двоих детей: Ч Н.В, _ _ года рождения, место рождения г. ***, Эстонская ССР, и Ч А.В, _ _ года рождения, место рождения *** Мурманской области.
Отказывая истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости, пенсионный орган, ссылаясь на то, что договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой не содержит специальных норм, предусматривающих назначение досрочных пенсий с учетом наличия детей, учитывая, что Ч Н.В. рождена в г. ***, Эстонской Республики, не принял к зачету для определения права истца на страховую пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" свидетельство о рождении Чебоксаровой Н.В, указав, что такое право может быть осуществлено только с учетом детей, родившихся на территории Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что истец вправе претендовать на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" с даты достижения возраста 50 лет, то есть со 2 июля 2020 г, поскольку она является гражданкой Российской Федерации, родившей двух детей, и ее страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера составляет более необходимых 20 и 12 лет соответственно.
Приходя к такому выводу, суд первой инстанции, отклоняя доводы ответчика, повторяемые в апелляционной жалобе, проанализировав нормы Договора от 14 июля 2011 г, верно исходил из того, что названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенного на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
Таким образом, условиями международного договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, международным договором не установлено каких-либо особенностей в признании права на пенсионное обеспечение лиц в зависимости от рождения детей на территории какой-либо страны, в связи с чем суд верно указал на то, что при разрешении вопроса о назначении истцу пенсии по пункту 2 части 1 статьи 32 ФЗ "О страховых пенсиях" в части выполнения условия о рождении заявителем двух детей оснований для применения норм международного договора у пенсионного органа не имелось.
Судебная коллегия соглашается с суждением суда о том, что Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не ставит право женщины на назначение пенсии по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 32 указанного Федерального закона, в зависимость от места рождения детей, а нормы действующего в настоящее время международного договора в области пенсионного обеспечения не содержат каких-либо ограничений в правах граждан в указанной части.
При этом судебная коллегия учитывает, что для определения права Чебоксаровой Т.Г. на досрочную пенсию ответчиком принят к зачету стаж, приобретенный истцом на территории Эстонской ССР, в том числе период, в который родилась Ч Н.В.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает правильными выводы суда, признавшего необоснованным отказ ответчика в назначении истцу досрочной пенсии по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" по мотиву рождения одного из детей в Эстонской ССР, а доводы жалобы несостоятельными и подлежащими отклонению.
Приведенные в жалобе доводы не ставят под сомнение выводы суда и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ином, неправильном толковании норм материального права и международного договора, примененных судом при разрешении настоящего дела, в связи с чем не могут служить поводом для отмены решения суда.
При разрешении спора судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся безусловными основаниями для отмены решения.
При таком положении решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Первомайского районного суда города Мурманска
от 17 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.