Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Онохова Ю.В.
судей Морозовой Н.А, Леганова А.В.
по докладу судьи краевого суда Морозовой Н.А.
при ведении протокола секретарем с/з Курской Ю.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бесединой С. Б. к администрации муниципального образования город Краснодар о признании решения незаконным, с апелляционной жалобой представителя департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар на основании доверенности Берегового Д.С. на решение Советского районного суда города Краснодара от 15 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Беседина С.Б. обратилась с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар, в котором просит признать незаконным отказ N24321/26 от 15.11.2019 в предоставлении услуги, обязать в месячный срок после вступления решения суда в законную силу направить договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером "N... ", площадью 357 кв.м, по "Адрес... " в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара -для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование заявленных требований указано, что Беседина С.Б. является собственником жилых домов и строений на земельном участке по "Адрес... " в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара. В судебном порядке на административного ответчика была возложена обязанность согласовать предоставление в собственность земельного участка, площадью 357 кв.м, с кадастровым номером "N... ", присвоить административный адрес земельному участку, вид его разрешенного использования. Также в судебном порядке установлен факт существования на местности более 15 лет границ спорного земельного участка. По совершении требуемых к оформлению земельного участка действий, истец обратилась с заявлением о предоставлении данного участка в собственность. Однако письмом от 15.11.2019 ей отказано в оказании муниципальной услуги по тому основанию, что земельный участок предназначен для иных целей, истец не уполномочена обращаться с подобными заявлениями. Считает отказ необоснованным, поскольку ранее приказом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар на отдел МКУ МОГК "Градинформ" обязан внести соответствующие изменения в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования г. Краснодар. Более того, исходя из документации по планировке территорий, красная линия в районе испрашиваемого земельного участка не установлена. Считает, что поскольку является собственником жилых домов на земельном участке по "Адрес... " в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара, то имеет все основания для приобретения данного земельного участка в собственность по договору купли-продажи.
Решением Советского районного суда города Краснодара от 15 июня 2020 года административное исковое заявление Бесединой С. Б. к администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании решения удовлетворено.
Суд постановилпризнать незаконным отказ N24321/26 от 15.11.2019 об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Обязать администрацию морального образования город Краснодар в месячный срок после вступления решения суда в законную силу направить в адрес Бесединой С. Б. договор купли-продажи на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером "N... "5, площадью 357 кв.м, по "Адрес... " в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара -для индивидуального жилищного строительства.
В апелляционной жалобе представитель департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар на основании доверенности Береговой Д.С. выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В суде апелляционной инстанции представитель Бесединой С.Б. по доверенности Самашко О.И. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение районного суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения материалов дела, об отложении слушания дела не просили, о причинах неявки не сообщили, судом явка обязательной не признана.
Положением части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рассматривая материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о частичной отмене судебного акта в виду следующего.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 КАС РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с подп. 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса (пункт 1.1. статьи 39.20 ЗК РФ).
Как установлено судом первой инстанции, на основании договора дарения от 28.07.1995, Шанталий Б.Ф. подарил дочери Бесединой С.Б. 6/25 долей домовладения, в пос. Пашковском г. Краснодара, по "Адрес... " в квартале N 54, расположенного на земельном участке мерою 714 кв.м, на указанном земельном участке расположены: основное саманное строение с пристройками, полезной площадью 59, 05 кв.м, в том числе жилой - 21, 9 кв.м, с ограждениями и сооружениями. Указанные доли домовладения, принадлежат Шанталий Б.Ф. на основании Свидетельства о праве наследования по завещанию, выданного 4-й КГНК 15.07.1982 по реестру за N 1-4239 и Справки БТИ г. Краснодара от 11.07.1995 за N 4/3.
В соответствии со свидетельством о праве на наследство по завещанию от 15.07.1982, выданного нотариусом Осиповой З.И, Шанталий Б.Ф, проживающий в пос. Пашковском г. Краснодара, "Адрес... ", является наследником имущества Панченко Х.Е, состоящее из 13/25 долей домовладения, расположенного на земельном участке мерою 714 кв.м, по адресу: г. Краснодар, пос. Пашковский "Адрес... ", принадлежащих наследодателю на основании решения Советского районного суда г.Краснодара от 19.10.1976 и определения того же суда от 15.11.1976.
На основании договора купли-продажи N 1 от 04.03.2013, заключенного между Бесединой С.Б. и Шанталий Б.Ф, Беседина С.Б. приобрела 7/25 долей жилого дома литер "Б", находящегося в Карасунском округе г.Краснодара по "Адрес... " в квартале N 54, общей площадью 64, 6 кв.м, в том числе жилая 39/, 3 кв.м, расположенном на земельном участке мерою 714 кв.м. Продавцу, Шанталий Б.Ф. на праве собственности принадлежат 7/25 долей отчуждаемой доли жилого дома на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию Панченко Х.Е. от 15.07.1982 Земельный участок, на котором расположен дом - не зарегистрирован в установленном законом порядке.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 13.01.2015 N 23-23/001-23-23-01/2626/2014-1703/1, Беседина С.Б. является собственником жилого дома, общей площадью 21, 1 кв.м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, "Адрес... " на основании договора купли-продажи N 1 от 04.03.2013, договора дарения от 28.07.1995, соглашения об определении долей.
В соответствии с распоряжением главы Администрации Карасунского Административного округа г. Краснодара от 02.08.2002 N 1109/р "Об утверждении акта комиссии по приемке в эксплуатацию индивидуального жилого дома гр. Бесединой С.Б, проживающей в пос. Пашковском, "Адрес... ", следует, что Бесединой С.Б. возведен двухэтажный жилой дом литер "Г1, Г11, подГ/11, над/Г11, Г12". Актом от 16.07.2002 указанный дом сдан в эксплуатацию.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 25.01.2005 серия 23-АА N "N... " Беседина С.Б. является собственником жилого дома, литер "Д, д" общей площадью 115, 1, жилой площадью 60 кв.м.
В соответствии с архивной справкой от 17.01.2014 N 163-Б, выданной ГКУ "Крайгосархив", документы исполнительных комитетов Пашковского районного и сельского Советов депутатов трудящихся Пашковского района Краснодарского края до февраля 1943 не сохранились, по причине временной оккупации Краснодарского края в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. в связи с этим, выдать справку о предоставлении земельного участка по адресу: "Адрес... " в пос. Пашковском г. Краснодара не предоставляется возможным. Регистрационные удостоверения на хранение в ГКУ "Крайгосархив" не поступали, поэтому выдать копию регистрационного удостоверения от 29.06.1948, выданного Пашковским сельским Советом депутатов трудящихся Пашковского района Краснодарского края на имя Панченко Л.К, не представляется возможным.
Изложенное прослеживается из копий решения Советского районного суда г. Краснодара от 15.11.1976, свидетельства о праве на наследство по завещания от 18.07.1982, договора от 28.07.1995, справки филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация -Краевое БТИ" по г. Краснодару, свидетельств о государственной регистрации права, решения Советского районного суда г. Краснодара от 03.04.2019, решения Советского районного суда г. Краснодара от 26.04.2017.
Решением Советского районного суда г. Краснодара от 26.04.2017 по делу административному исковому заявлению Бесединой С.Б. к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании решения незаконным, признано незаконным решение N 7244.26 от 07.03.2017 об отказе в муниципальной услуге о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 357 кв.м в пос. Пашковском по "Адрес... " в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара в собственность. На администрацию муниципального образования г. Краснодара возложена обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 357 кв.м в пос. Пашковском по "Адрес... " в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара с условным кадастровым номером "N... " земли населенных пунктов, с испрашиваемым правом на земельный участок - собственность.
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от 29.11.2017 N 8416-А присвоен адрес: Земельному участку (кадастровый номер "N... "): Российская Федерация, Краснодарский край, муниципальное образование город Краснодар, город Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. "Адрес... "; Объекту недвижимости (кадастровый номер "N... "): Российская Федерация, Краснодарский край, муниципальное образование город Краснодар, город Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. "Адрес... ". Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар обратиться в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарском краю для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части изменения адреса.
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от 19.11.2018 N 107-ИВ установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "N... ", площадью 357 кв.м, по ул. "Адрес... " в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара - для индивидуального жилищного строительства.
Основанием установления данного вида использования земельного участка явилась ссылка в приказе на Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2017 N19 п. 6, а именно земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (Ж. 1.1), где вид "для индивидуального жилищного строительства" (код 2.1 классификатора) является основным видом разрешенного использования земельного участка.
Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 12.04.2018 N 1534 Об исполнении решения Советского районного суда г. Краснодара от 26.04.2017 на землях населенных пунктов в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах г. Краснодара (Ж.1.1) предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 357 кв.м. с кадастровым номером "N... ", расположенного в зоне планируемого к размещению объекта местного значения (автомобильная дорога), частично расположенного в береговой полосе водного объекта общего пользования (20 м) и в каскаде Карасунских озер, включая Городской сад Карасунский, по ул. "Адрес... " в Карасунском внутригородском округе города Краснодара.
Также приведенным постановлением:
-истцу необходимо обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка;
-истцу до предоставления земельного участка, провести работу по установлению вида разрешённого использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства;
-истец вправе обратиться без доверенности с заявлением в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю для уточнения границ земельного участка, стоящего на государственном кадастровом учёте;
-предоставление земельного участка осуществить после уточнения его границ и внесения сведений о земельном участке в Единый государственный реестр недвижимости; департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар внести соответствующие изменения в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар.
В целях изготовления межевого плана, необходимого для уточнения границ земельного участка истец обращалась к кадастровому инженеру, которым подготовлен межевой план, однако описанная в нем граница земельного участка ничем не подтверждена ввиду отсутствия документов, предусмотренных ст. 22 ФЗ N218 от 13.07.2015 "О государственной регистрации".
Решением Советского районного суда г. Краснодара от 03.04.2019 по гражданскому делу N2-2199/2019 установлен юридический факт существования на местности более 15 лет границ земельного участка с кадастровым номером "N... ", расположенного по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, "Адрес... ", определенных в межевом плане от 12.11.2018.
В приведенном решении отмечено, что граница земельного участка не выходит за красную линию (что подтверждается выпиской из ИСГД от 05.11.2015 N 23/3-11908), не находится на проезжей части, и сложившийся порядок пользования земельным участком в границах указанных в межевом плане еще с 15.11.1976, что подтверждается решением Советского районного суда.
Исследование копии межевого плана земельного участка в гражданском деле N 2-2199/2019, затребованного из архива Советского районного суда г. Краснодара, показало, что площадь данного участка составляет 377 кв.м, что также отражено и в копии выписки из ЕГРН в материалах настоящего гражданского дела.
По сведениям копии выписки из ЕГРН земельный участок относится к категории "земли населенных пунктов", видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Письмом администрации муниципального образования г. Краснодар от 24.07.2019 N 15856/26 истцу возвращено заявление о предоставлении муниципальной услуги О предоставлении в собственность земельного участка бесплатно по тому основанию, что право собственности на жилой дом по ул. "Адрес... " в Карасунском округе г. Краснодара возникло 13.01.2015 (жилой дом с кадастровым номером "N... ") и 24.01.2005 (жилой дом с кадастровым номером "N... " - условный номер "N... "), тогда как гражданин РФ вправе приобрести в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до введения в действие Земельного кодекса РФ (до 25.10.2001).
Письмом от 18.09.2019 N 19961/26 истцу возвращено заявление о предоставлении муниципальной услуги О предоставлении в собственность земельного участка бесплатно по основанию, аналогичному в письме от 24.07.2019 N 15856/26.
Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодара от 22.08.2019 N 1877-026/19 Об оформлении земельно-правовой документации истцу сообщено о том, что земельный участок площадью 377 кв.м, с кадастровым номером "N... " для индивидуального жилищного строительства по ул. "Адрес... " в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара сформирован и поставлен на кадастровый учет. Ввиду изложенного истцу следует обратиться за оказанием муниципальной услуги по предоставлению земельного участка в собственность.
Письмом администрации муниципального образования г. Краснодар от 15.11.2019 N 24321/26 истцу отказано в оказании муниципальной услуги по тому основанию, что согласно заключению департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от 23.10.2019 N 29/12146-1 в соответствии с генеральным планом муниципального образования г. Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15 истребуемый истцом земельный участок расположен в границах зоны планируемого к размещению объекта местного значения -автомобильные дороги (мосты и путепроводы).
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ закреплён принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначения территории, отнесённой к функциональным зонам.
Следовательно, должен быть соблюдён принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану муниципального образования.
Необходимо отметить, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15, земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Ленина, 1 расположен в границах зоны планируемого к размещению объекта местного значения - автомобильной дороги (мосты и путепроводы).
В свою очередь автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог). Размещение объектов уличнодорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства включены в понятие земельные участки "территории общего пользования".
Как отмечено судом первой инстанции, генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.
Вместе с тем, как следует из письма департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от 24.03.2020 N4145/29 О земельном участке с кадастровым номером "N... " с вложением, в соответствии с генеральным планом развития муниципального образования г. Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15, рассматриваемый земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры (мосты и путепроводы). Согласно правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 рассматриваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара (Ж. 1.1). Красная линия в районе испрашиваемого земельного участка не установлена. В государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования г. Краснодар сведения об утвержденном проекте планировки отсутствуют.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 23.04.2020 N 935-0, собственник здания или сооружения, расположенного на публичном земельном участке, вправе приватизировать его в границах и площади, определенных исходя из необходимости обеспечить функциональное использование расположенного на этом участке здания или сооружения. При этом размер участка, предоставленного под строительство объектов недвижимости, может не совпадать с размером участка, необходимого для эксплуатации этих объектов, поскольку данные цели различны.
Таким образом, учитывая изложенное, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также нормы ст. 209 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом, разрешая требования в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к выводу о частичной отмене обжалуемого судебного акта.
При этом, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закреплённых Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить частично и принять по делу в указанной части новое решение.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Краснодара от 15 июня 2020 года отменить в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования город Краснодар в месячный срок после вступления решения суда в законную силу направить в адрес Бесединой С.Б. договор купли-продажи на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером "N... ", площадью 357 кв.м, по "Адрес... " в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара - для индивидуального жилищного строительства.
В этой части принять новое решение.
Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар повторно рассмотреть заявление Бесединой С.Б.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Ю.В.Онохов
Судья Н.А.Морозова
Судья А.В.Леганов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.