Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Алиэскерова М.А, судей Ватолиной Ю.А, Романовой В.В, при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Плиевой З.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ватолиной Ю.А. дело по апелляционной жалобе министерства труда и социальной защиты Калужской области на решение Людиновского районного суда Калужской области от 11 февраля 2020 года по иску Шушковой Антонины Игоревны к отделу социальной защиты населения администрации муниципального района "Жиздринский район" Калужской области о признании права на выплаты, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", УСТАНОВИЛА:
30 октября 2019 года Шушкова А.И. обратилась в суд с иском к отделу социальной защиты населения администрации муниципального района "Жиздринский район" Калужской области, уточнив требования, просила признать за ней право на получение меры социальной поддержки в виде гарантированной оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, обязать ответчика осуществить за счет средств федерального бюджета оплату данного отпуска продолжительностью 14 календарных дней за период с 19 августа 2019 года по 1 сентября 2019 года в размере 20 055 руб. 28 коп.
В обоснование иска указала, что она относится к категории граждан, выехавших добровольно в 1986 году из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. При обращении в отдел социальной защиты населения администрации муниципального района "Жиздринский район" Калужской области ей было необоснованно отказано в оплате предоставленного работодателем ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней со ссылкой на то, что статья 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не содержит нормы, предусматривающей предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, выехавшим добровольно из зоны отселения.
Шушкова А.И. в суде первой инстанции заявленные требования поддержала.
Представитель отдела социальной защиты населения администрации муниципального района "Жиздринский район" Калужской области Скобликова С.А. просила в удовлетворении иска отказать.
Представители третьих лиц министерства труда и социальной защиты Калужской области и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явились, в письменных возражениях полагали иск не подлежащим удовлетворению.
Решением Людиновского районного суда Калужской области от 11 февраля 2020 года иск удовлетворен, за Шушковой А.И. в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" признано право на оплату ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Отдел социальной защиты населения администрации муниципального района "Жиздринский район" Калужской области обязан включить Шушкову А.И. в заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации, в целях осуществления оплаты ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней с 19 августа 2019 года по 1 сентября 2019 года в размере 20 055 руб. 28 коп. за счет средств федерального бюджета и предоставить заявку в министерство труда и социальной защиты Калужской области в установленный срок, перечислить данную сумму Шушковой А.И.
В апелляционной жалобе министерством труда и социальной защиты Калужской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и принятии по делу нового решения.
Заслушав Шушкову А.И, полагавшую решение суда законным, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Из дела видно, что Шушкова (Николаева) А.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ в городе Новозыбков Брянской области, относившегося к зоне отселения, 1 декабря 1986 года добровольно выехала оттуда.
8 февраля 1994 года истцу было выдано удостоверение серия АХ N 001089, подтверждающее статус гражданина, выехавшего добровольно из зоны отселения.
Шушкова А.И. с 9 ноября 2011 года и по настоящее время проживает по адресу: "адрес".
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" населенный пункт деревня Мужитино Калужской области включен в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Шушкова А.И. работает в городе Людиново Калужской области в АО "Сукремльский Чугунолитейный завод".
Согласно справке АО "Сукремльский Чугунолитейный завод" N 28 от 5 сентября 2019 года Шушковой А.И. был предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск 14 календарных дней с 19 августа 2019 года по 1 сентября 2019 года, размер оплаты дополнительного отпуска составляет 20 055 руб. 28 коп.
За оплатой отпуска Шушкова А.И. обратилась в отдел социальной защиты населения администрации муниципального района "Жиздринский район" Калужской области.
Письмом от 21 октября 2019 года ответчик отказал в оплате дополнительного оплачиваемого отпуска со ссылкой на то, что статья 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не содержит нормы, предусматривающей предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, выехавшим добровольно из зоны отселения.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Как установлено судом, статус истца как лица, выехавшего добровольно из зоны отселения, подтверждается удостоверением, выданным в установленном порядке, и не оспаривался ответчиком и третьими лицами.
Как следует из преамбулы к статье 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются меры социальной поддержки, перечисленные в пунктах 1-13 статьи 17 Закона.
Использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней как мера социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, предусмотрено пунктом 5 части 1 статьи 14 Закона.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 13 декабря 2017 года N 40-П, выезд из населенных пунктов, относящихся как к зоне отчуждения, так и к зоне отселения (включая ту ее часть, откуда жители подлежали обязательному переселению), мог быть осуществлен и в добровольном порядке исходя из предоставленной гражданам объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья (пункт 5 статьи 6 и пункт 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), что не лишает граждан, таким образом покинувших указанные территории, возможности присвоения им статуса пострадавших от чернобыльской катастрофы и, соответственно, права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, основанием возникновения которого, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является воздействие радиации, а не какие-либо иные обстоятельства (определения от 14 июня 2006 года N 273-О и от 1 марта 2007 года N 26-О).
При этом в пункте 22 вышеназванного постановления Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что зона отселения характеризуется различными показателями радиоактивного загрязнения, с учетом которых оценивается возможность проживания на соответствующей территории. Если плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), проживание населения на таких территориях зоны отселения запрещается. Граждане подлежат обязательному отселению, а возможность их возвращения на указанные территории исключается вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки
Кроме того, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден Классификатор мер социальной защиты (поддержки), содержащий перечень получателей мер социальной поддержки, в котором под кодом "05 01 05 02" указаны граждане, выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей. При этом в разделе 7 "Льготы" в качестве предоставляемой льготы указан дополнительный оплачиваемый отпуск, в числе лиц, которым он может быть предоставлен, лица, указанные под кодом "05 01 05 02", то есть выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и последующие годы.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Шушкова А.И. имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней и удовлетворил заявленные исковые требования.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые ставили бы под сомнение законность и обоснованность решения суда, нарушений норм права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Людиновского районного суда Калужской области от 11 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства труда и социальной защиты Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.