В соответствии с распоряжением Правительства Сахалинской области от 30 декабря 2010 года N 1002-р "О разработке концепции долгосрочной целевой программы "Развитие профессионального образования Сахалинской области на период до 2018 года" и постановлением Правительства Сахалинской области от 04 октября 2010 года N 476 "О долгосрочных и ведомственных целевых программах в Сахалинской области":
1. Утвердить Концепцию долгосрочной целевой программы "Развитие профессионального образования Сахалинской области на период до 2018 года" (прилагается).
2. Ответственным за разработку долгосрочной целевой программы "Развитие профессионального образования Сахалинской области на период до 2018 года" назначить министерство образования Сахалинской области.
3. Министерству образования Сахалинской области в срок до 01 мая 2011 года разработать проект долгосрочной целевой программы "Развитие профессионального образования Сахалинской области на период до 2018 года".
4. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить заместителя председателя Правительства Сахалинской области И.И. Трутневу.
Губернатор Сахалинской области |
А.В. Хорошавин |
Концепция
долгосрочной целевой программы
"Развитие профессионального образования
Сахалинской области на период до 2018 года"
(утв. распоряжением Правительства Сахалинской области
от 23 марта 2011 г. N 153-р)
Концепция долгосрочной целевой программы "Развитие профессионального образования Сахалинской области на период до 2018 года" (далее Концепция) разработана в связи с принципиальными изменениями социально-экономических условий функционирования системы профессионального образования. Сформированная для выполнения заказа лишь одного заказчика государства, она перестала соответствовать изменившимся требованиям и, оказавшись на рынке труда в качестве производителя образовательных услуг, предлагаемых потребителю как товар, в значительной мере потеряла устойчивость.
Из всех звеньев образовательной системы Российской Федерации профессиональное образование в наибольшей степени оказалось затронутым структурной ломкой переходного периода и значительно запаздывает с изменениями по обновлению содержания образования, совершенствованию финансового механизма, организационной структуры и материальной базы.
Но даже с учетом того, что эта ступень образования с экономической точки зрения существенно отстает от потребностей экономики, она остается приоритетным звеном системы образования, поскольку ее социальная значимость для молодежи определяется перспективой самоопределения в жизни. Концепция подготовлена с учетом положений законодательных и нормативных правовых актов, определяющих основные принципы реализации образовательной политики, а также приоритетные направления модернизации системы образования на средне и долгосрочную перспективу: Закона Российской Федерации "Об образовании", Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Стратегии развития Сахалинской области на период до 2020 года, а также решения совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31.08.2010.
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Сахалинской области
Настоящая Концепция основана на реализации экономической и социальной функций системы профессионального образования, выражающихся через оптимальное согласование экономических и образовательных интересов общества в воспроизводстве трудового потенциала по категории квалифицированных рабочих и специалистов, и определяет цели, задачи, приоритетные направления развития системы профессионального образования Сахалинской области на период до 2018 года, а также механизмы их реализации.
На протяжении последних лет для Сахалинской области были характерны положительные тенденции роста производства и существенные изменения в социальной сфере. Динамичное развитие Сахалина способствовало формированию мобильной экономики, ориентированной на открытость и добросовестное партнерство, обладающей значительными возможностями и потенциалом социально-экономического роста.
Несмотря на положительную динамику, в настоящее время экономика Сахалинской области, как и страны в целом, вслед за большинством стран мира сталкивается со сложными проблемами. Появились новые внешние и внутренние вызовы устойчивому социально-экономическому развитию области.
Первый вызов - нестабильность мировой экономики, колебания мировых финансовых рынков, что влияет на ситуацию в реальном секторе экономики области. При этом результативная диверсификация экономики и полноценное инфраструктурное обустройство области должны смягчить влияние мировых кризисных процессов.
Второй вызов - значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях экономики и общества. Квалифицированный персонал, который является носителем знаний, стал главным источником инноваций, определяющим в конечном счете глобальную конкурентоспособность социально-экономической системы. Отсюда повышение роли социальных сфер - образования, здравоохранения и др.
Структурная перестройка и оптимизация производственных процессов привели к изменению потребности в рабочей силе, определив повышенный спрос работодателей на высококвалифицированные кадры. Начиная с 2008 года рынок труда начал формироваться под воздействием нарастающего дефицита рабочей силы из-за снижения численности населения трудоспособного возраста.
Существующая сегодня система профессионального образования смогла адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. За последние 10 лет она совершила инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений, в том числе во внедрении нового организационно-экономического механизма, в оптимизации сети образовательных учреждений, развитии системы общественно-государственного управления образованием и модернизации учебно-материальной базы и др.
Следующий вызов - ускорение технологических изменений. В мире назревает переход к качественному обновлению технологической базы на основе энергосберегающих, информационных и коммуникационных технологий. С учетом этого в системе профессионального образования области начата модернизация материально-технической базы. Для преодоления очевидного ее отставания от требований современного высокотехнологичного производства были приняты меры по оснащению образовательных учреждений современным учебным оборудованием.
В целях осуществления процесса непрерывного профессионального образования, необходимого для подготовки кадров, способных работать на высокотехнологичных производствах по наукоемким технологиям, в области создаются многоуровневые учреждения профессионального образования путем реорганизации учреждений начального профессионального образования в средние специальные учебные заведения, в которых начато обучение по интегрированным программам начального и среднего профессионального образования.
Важная роль отводится инновационной деятельности образовательных учреждений. Внедрение в учебный процесс инновационных технологий, современных средств и методов обучения стало нормой жизнедеятельности учебных заведений. Дальнейшее развитие получило сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования с общеобразовательными учреждениями по организации профориентационной работы, направленной на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников.
Активно формируется современный корпус педагогов и управленцев, владеющих инновационной управленческой культурой, реализующих современные подходы к функционированию учреждений образования в режиме развития и способствующих повышению качества образования в целом.
Образовательный процесс и обеспечение жизнедеятельности учреждений начального и среднего профессионального образования осуществляют 983 чел., из них инженерно-педагогических работников - 579.
В настоящее время около 60 процентов педагогических работников учреждений профессионального образования области работают в инновационном режиме. Внедряются такие продуктивные инновационные технологии, как технология модульного обучения, основанная на компетентностном подходе, рейтинговое обучение, позволяющее оперативно выявлять уровень сформированности знаний у обучающихся, метод проектов, технология "портфолио". Практически во всех учреждениях начального и среднего профессионального образования активно используются информационно-коммуникативные технологии.
В целях стимулирования педагогических работников к непрерывному повышению квалификации, обеспечения результативности их работы совершенствуется процедура проведения аттестации.
Одним из главных факторов и значительным резервом повышения качества работы педагогов в системе профессионального образования области является новая система дифференцированной оплаты труда, введенная с 01 августа 2009 года в соответствии с постановлением администрации Сахалинской области от 22 июля 2009 года N 283-па "О системе оплаты труда работников государственных учреждений образования Сахалинской области".
Она направлена на повышение эффективности и результативности деятельности каждого из них. Во всех образовательных учреждениях создана стимулирующая часть фонда оплаты труда, которая распределяется администрацией учреждения совместно с управляющим советом в зависимости от качества труда педагогических работников.
С 2009 года учреждения начального и среднего профессионального образования переведены на нормативное подушевое финансирование. Вместе с тем существующая система финансирования образовательных учреждений не в полной мере учитывает затраты, необходимые для своевременного обновления учебного и технологического оборудования в соответствии с требованиями образовательных программ.
Сегодня совершенно очевидно отставание ресурсной базы некоторых учреждений начального и среднего профессионального образования от требований современного производства, что заведомо ведет к низкому качеству профессиональной подготовки выпускников. Износ основных фондов учебных заведений достигает до 80 процентов.
Государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования остаются одними из важнейших институтов воспитания молодого поколения. В них созданы условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Сформирована целостная система физического воспитания, включающая урочную и внеурочную деятельность, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий. Для обеспечения 6 8-часовой двигательной активности в учреждениях начального профессионального образования функционируют 70 спортивных секций и кружков. В 2010 году охват учащихся регулярными занятиями в спортивных кружках и секциях составил около 30 процентов. Ежегодно проводится более 60 крупных спортивных мероприятий разного уровня. Наиболее массовой является областная спартакиада среди обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования, которая включает самые популярные и доступные виды спорта.
Российская профессиональная школа в отличие от западных моделей, помимо профессионального обучения, выполняет функцию социальной поддержки, которая остается крайне востребованной и в настоящее время. Более 60 процентов обучающихся в учреждениях начального профессионального образования составляют дети из малообеспеченных и неполных семей. Среди них постоянно увеличивается количество детей-сирот, детей с девиантным поведением. Это требует особых мер материальной поддержки данной категории обучающихся, таких как обеспечение их льготным питанием, стипендиями, а также возможностью получения бесплатного оздоровления и лечения в период зимних и летних каникул.
Проблемой, которую необходимо решить, становится профессиональная ориентация выпускников общеобразовательных школ с учетом обеспечения экономики необходимыми кадровыми ресурсами. Отсутствие надлежащего уровня профориентационной работы в школе привело к снижению популярности профессии рабочего. Опросы старшеклассников школ показывают, что лишь 8 процентов готовы обучаться рабочим профессиям. Приоритетным критерием успешности общеобразовательной школы остается количество выпускников, поступивших в вузы. Концепция непрерывного профессионального образования трактуется преимущественно как вертикальная траектория, вершина которой диплом о высшем образовании. В итоге необходимые любому обществу рабочие профессии оказались невостребованными, в обществе стало бытовать мнение о том, что стыдно быть рабочим.
Названные вызовы в совокупности определяют необходимость дальнейшего качественного преобразования всей системы непрерывного профессионального образования.
Учитывая разную ведомственную принадлежность учреждений профессионального образования, возникают сложности оперативного решения вопросов реорганизации данных учебных заведений для создания приоритетных зон подготовки кадров, формирования образовательных комплексов.
Несмотря на существующие проблемы, за последние годы в системе профессионального образования области удалось добиться положительных результатов.
Во-первых, ликвидировать дисбаланс между существующим перечнем рабочих профессий в учреждениях начального профессионального образования и востребованным рынком труда перечнем. На 15% расширить перечень необходимых технических профессий и специальностей, который в настоящее время составляет 42% общей численности направлений подготовки.
Во-вторых, обновить и модернизировать учебно-материальную базу учреждений начального и среднего профессионального образования. За период с 2008 по 2010 год дополнительные расходы из областного бюджета на укрепление учебно-материальной базы областных учреждений начального и среднего профессионального образования составили 332,5 млн. рублей. Данные средства были направлены на проведение капитального ремонта образовательных учреждений, реконструкцию и строительство учебно-производственных мастерских, приобретение учебного оборудования и техники.
В-третьих, в области наметилась положительная тенденция в развитии социального партнерства и расширении сфер сотрудничества образовательных учреждений и предприятий в решении вопросов содержания и условий подготовки кадров. На протяжении 3-х лет в области работает Координационный совет по социальному партнерству, в состав которого входят представители областных отраслевых ведомств, службы занятости населения области, агентства по труду Сахалинской области, ассоциаций работодателей, советов руководителей образовательных учреждений. Ведущими направлениями работы данного совета являются формирование проекта государственного заказа на подготовку кадров и обеспечение условий для адаптации молодых специалистов на рынке труда. В результате работы данного совета в 2009/10 учебном году областными учреждениями профессионального образования с предприятиями и организациями области было заключено более 400 договоров о социальном партнерстве, что на 120 договоров больше, чем в предыдущем учебном году.
Удалось повысить ответственность отраслевых ведомств в решении вопросов обеспечения отраслевой экономики. До настоящего времени подавляющее большинство отраслевых целевых программ не содержало разделов о кадровом обеспечении отраслей. В новых отраслевых программах данные мероприятия запланированы в необходимом объеме. Так, в рамках долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Развитие угольной отрасли Сахалинской области на 2010-2015 годы" предусмотрены мероприятия по модернизации учебно-материальной базы учреждения начального профессионального образования для подготовки кадров угледобывающего профиля. На данные цели планируется израсходовать 62 млн. рублей.
В целях реализации областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области на 2009-2012 годы" в течение 2009 и 2010 годов за счет средств областного бюджета приобретены 32 единицы сельскохозяйственной учебной техники на сумму 31,4 млн. рублей для 2 учреждений начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля.
Обеспечена реализация задач инновационного развития образовательных учреждений. Осуществляется отработка модели интеграции начального и среднего профессионального образования в областных учреждениях профессионального образования. На базе учреждения начального профессионального образования было создано многоуровневое образовательное учреждение. Разработан и реализуется региональный компонент по 5 профессиональным образовательным программам, в том числе по профессиям "Сварщик", "Автомеханик", "Проводник". Содержание производственного обучения и производственной практики по данным профессиям приближено к реальным условиям профессиональной деятельности. С целью повышения уровня адаптации выпускников к условиям профессиональной деятельности в каждом образовательном учреждении НПО организовано производственное обучение на выпуске готовой продукции. Выпуск готовой продукции осуществляется в рамках производственного обучения по профессиям "Повар, кондитер", "Сварщик", "Автомеханик", "Мастер столярно-плотничных и паркетных работ".
Расширена сеть дистанционного образования. В 15 муниципальных образованиях открыты пункты дистанционного образования НОУ ВПО "Современная гуманитарная академия". По данным образовательным технологиям обучается около 3 тыс. человек (в 2005 году обучалось 2 тыс. чел.). С помощью дистанционных образовательных технологий организовано индивидуальное обучение инвалидов, ограниченных по состоянию здоровья в передвижении.
Выгодное географическое положение Сахалинской области в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) является нашим преимуществом перед другими территориями и создает благоприятные условия для внешнеэкономического сотрудничества со странами АТР. В связи с этим развитие профессионального образования является одним из решающих факторов международного позиционирования Сахалина. В настоящее время в Сахалинской области готовят специалистов 4 иностранных языков: английского, японского, корейского и китайского, а также по направлению "Востоковедение и африканистика". Улучшение социально-экономических отношений с Японией, Республикой Кореей, Китайской Народной Республикой способствует повышению качества обучения. Японские, корейские и китайские педагоги принимают участие в образовательном процессе, работая по контракту преподавателями в образовательных учреждениях Сахалинской области. Ежегодно около 50 студентов и 10 педагогов участвуют в международных программах обмена по изучению языка и культуры стран АТР.
Сахалинская область активно вовлечена в решение задач развития высшего профессионального образования в островном регионе. Единственное федеральное высшее учебное заведение, расположенное на островах, - Сахалинский государственный университет - является уникальным научно-образовательным комплексом, стратегическим интеллектуальным ресурсом Сахалинской области. Исходя из этого, ближайшей перспективой развития университета в условиях экономического кризиса и устойчивой тенденции сокращения выпускников общеобразовательных школ до 2017 года является сохранение и приумножение достигнутых результатов в непрерывном образовании комплекса "Колледж вуз", а также продолжение дальнейшей интеграции с двумя сахалинскими ссузами федерального подчинения с целью расширения спектра направлений подготовки технического профиля, необходимого для полноценного функционирования быстроразвивающейся экономики Сахалинской области. С целью развития непрерывного профессионального образования в Сахалинской области, поддержки университета, привлечения научно-педагогического потенциала вуза для повышения качества подготовки кадров из средств областного бюджета в соответствии с долгосрочным контрактом университету ежегодно выделяется около 130 млн. рублей на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, востребованных на рынке труда области. Также в университете планируется сохранение блока педагогических специальностей, завершение процесса перехода к многоуровневой подготовке специалистов высшего профессионального образования, включая магистратуру, открытие новых наукоемких специальностей физико-химико-технического направления, укрепление международного сотрудничества в направлении совместной разработки и реализации программ двойных дипломов с вузами стран АТР, продолжение научных исследований совместно с академическими учреждениями и НИИ, создание оптимальной поликультурной среды посредством расширения изучения языков и культур стран региона.
Таким образом, профессиональное образование Сахалинской области, сохраняя некоторые ценности традиционного обучения, будет стремиться к индивидуализации траектории обучения, выбору образовательных технологий и построению образовательной среды, обеспечивающей достижение качественных результатов.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в ходе реализации отраслевой программы "Развитие начального профессионального образования на период 2008-2010 годы", пока еще нельзя говорить о том, что процесс ее модернизации и развития удовлетворяет потребности общества.
Реализация поставленных в долгосрочной целевой программе "Развитие профессионального образования Сахалинской области на период до 2018 года" (далее Программа) целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления негативных явлений в сфере начального и среднего профессионального образования. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития этой области направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами развития экономики Сахалинской области в условиях бюджетных ограничений.
Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять систему профессионального образования на уровень, соответствующий современному этапу социально-экономического развития области.
Кроме того, реализация мероприятий Программы носит межотраслевой характер и направлена на развитие всех учреждений профессионального образования, реализующих программы подготовки кадров, что позволит проводить единую образовательную политику в этой области.
Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на содержание подведомственных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Реализация комплекса мероприятий с помощью программно-целевого метода предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений, фиксирующихся в образовании.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
- усиление деградации материальной инфраструктуры начального и среднего профессионального образования, что к 2018 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию;
- рост социальной напряженности, обусловленной дифференциацией качества предоставляемых учреждениями начального и среднего профессионального образования услуг;
- перенос срока создания эффективно функционирующей целостной системы непрерывного профессионального образования в области.
Вместе с тем при использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:
- с недостатками в управлении Программой;
- с неверно выбранными приоритетами развития системы профессионального образования.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (органы исполнительной власти Сахалинской области, образовательные организации и учреждения), что приведет к возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий и снижению эффективности использования бюджетных средств.
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований состояния начального и среднего профессионального образования может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере профессионального образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что также снизит эффективность использования бюджетных средств.
Несоответствие заявленных целей и задач преобразований тем результатам, которые достигаются в процессе их реализации, может в значительной степени являться следствием того, что каждый из активно действующих в открытом образовательном пространстве субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему. При отсутствии Программы, являющейся одним из основных инструментов единой государственной политики в сфере профессионального образования, все указанные противоречия своевременно не будут устранены и стоящие перед учреждениями образования задачи не найдут своего решения.
В результате не будут созданы единые условия для развития рыночных механизмов в сфере профессионального образования области, увеличится разрыв между требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в сфере профессионального образования без использования программно-целевого метода
В настоящее время система профессионального образования Сахалинской области представляет собой 5 уровней образования: начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное профессиональное образование.
В области функционирует 38 образовательных учреждений профессионального образования. Из них 10 учреждений высшего профессионального образования (2 вуза и 8 филиалов), 18 учреждений среднего профессионального образования (9 ссузов и 9 филиалов) и 10 учреждений начального профессионального образования. В ведении Сахалинской области находятся 3 ссуза с одним филиалом и 10 учреждений начального профессионального образования с одним филиалом.
Общая численность обучающихся - 27,5 тыс. человек, в том числе в учреждениях начального профессионального образования - 3,6 тыс. чел., среднего профессионального образования - 8,1 тыс. чел., высшего профессионального образования - 15,8 тыс. чел.
Учебные заведения области готовят кадры для энергетики, нефтегазодобывающей отрасли, торговли и общественного питания, морского транспорта, строительства, выпускают банковских работников, экономистов, юристов, работников образования, здравоохранения, культуры и искусства и ряда других специалистов.
Подготовка кадров ведется по 150 профессиям и специальностям: по 31 профессии начального профессионального образования, 53 специальностям среднего профессионального образования, 66 специальностям высшего профессионального образования. За последние 3 года наметилась тенденция расширения технических профессий и специальностей. Перечень профессий и специальностей технического профиля в учреждениях НПО области составляет 19 наименований (61 % общей численности профессий), в ссузах - 17 наименований (32% общей численности), в вузах - 21 наименование (33% общей численности).
В учреждениях начального и среднего профессионального образования сохраняется отраслевой характер структуры учебных заведений, выражающийся в преобладании подготовки рабочих кадров и специалистов по профессиям для производственной сферы экономики. В учреждениях высшего профессионального преобладает гуманитарное направление подготовки специалистов.
В учреждениях профессионального образования области обеспечена подготовка по 63 программам дополнительного профессионального образования (курсовая подготовка, переподготовка). Ежегодно проходят обучение в среднем 3 тыс. человек.
Ежегодный прием в учреждения профессионального образования области за последние 3 года в среднем составляет 11,6 тыс. чел., в том числе в учреждения начального профессионального образования - 1,8 тыс. чел., в учреждения среднего профессионального образования - 4,0 тыс. чел., из них на бюджетные места - 2,5 тыс. чел., в учреждения высшего профессионального образования - 5,8 тыс. чел., из них на бюджетные места - 700 чел.
Ежегодный выпуск в учреждениях профессионального образования в среднем составляет 10,1 тыс. чел., в том числе начального профессионального образования - 1,7 тыс. чел., в учреждениях среднего профессионального образования - 3,6 тыс. чел., в учреждениях высшего профессионального образования - 4,8 тыс. чел.
Особенности экономического развития Сахалинской области с учетом географического положения, природных и человеческих ресурсов, развития шельфовых проектов, промышленной индустрии, ее инфраструктуры предполагает, в первую очередь, наличие эффективной системы профессионального образования, ориентированной на потребности островного рынка труда.
С целью решения проблемы обеспечения кадрами областного рынка труда был разработан прогноз потребности в кадрах экономики Сахалинской области на 2008-2015 годы, который четко определил приоритеты в системе подготовки кадров.
Учитывая, что основными отраслями промышленности области являются топливно-энергетическая, лесная, рыбная, деревообрабатывающая, сохраняется спрос на специалистов технического профиля как в группе инженерно-технических работников, так и в группе рабочих. Кроме этого, существует потребность в специалистах компьютерных технологий, по туризму, строительной деятельности и транспорту.
В целом политика в сфере профессионального образования области направлена на решение проблем подготовки кадров для ведущих отраслей экономики области.
Вместе с тем с момента начала работ по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2", для технологической модернизации предприятий потребовались специалисты качественно нового уровня, а рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно отреагировать на эти изменения, что не позволило решить проблему дефицита квалифицированных кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и предложения на локальных рынках труда.
Одним из важнейших показателей, отражающих состояние спроса и предложений на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе, является соотношение вакансий рабочих и служащих. В течение последних лет до 80% заявляемых работодателями вакансий это рабочие профессии. В то же время соотношение выпуска специалистов высшего, среднего и начального профессионального образования области составляет 1:1,1:0,8 при необходимости соотношения 1:3:5, обеспечивающего нормальное функционирование рынка труда.
Количественный анализ выпуска специалистов показывает, что эта тенденция пока сохраняется, в области высшего профессионального образования число выпущенных специалистов будет опережать расчетную потребность рынка труда, при этом специалистов со средним и начальным профессиональным образованием будет существенно не хватать. Диспропорция на рынке труда и рынке образовательных услуг связана с тем, что учреждения высшего и среднего профессионального образования отдают предпочтение подготовке гуманитарно-социального профиля, сферы экономики и управления как наименее затратных в части создания учебно-лабораторной базы и подготовки научно-педагогических кадров. В то же время образовательные учреждения, традиционно осуществляющие подготовку специалистов для промышленных отраслей экономики, сельского хозяйства, строительства, утратили связь с профильными предприятиями и, следовательно, возможность организации полноценной производственной практики для учащихся, что отрицательно сказалось на качестве подготовки специалистов.
Названные проблемы привели к осложнению вопросов занятости молодых специалистов, что подтверждается невысокими показателями их трудоустройства в 2010 году: в ГОУ НПО - 36,1 % (в 2009 году - 40,1 %), выпускников учреждений СПО -31,7% (в 2009 году - 46,2%), выпускников вузов - 29,9% (в 2008 году - 57,1%).
Во многих образовательных учреждениях профессионального образования отсутствует современная учебно-материальная база, особенно по высокотехнологичным профессиям и специальностям, что затрудняет профессиональную и экономическую мобильность обучающихся.
Реализация задач развития профессионального образования области без использования программно-целевого метода может привести к непоследовательности принятия управленческих решений, нерациональному использованию финансовых средств, снижению качества предоставления образовательных услуг.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных сценариях действий по решению проблемы
Вариантами решения проблемы являются:
- первый - сохранение традиционных подходов к разработке программных мероприятий, заявочный механизм формирования комплекса мероприятий;
- второй - концентрация средств для запуска системных изменений, стимулирующих позитивные процессы и достижение конкретных результатов.
Основное преимущество первого варианта заключается в обеспечении уже принятых решений Правительства Сахалинской области, отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.
Основные риски первого варианта заключаются в том, что он предполагает несистемное выделение средств и может не обеспечить достижение реальных изменений, включая показатели эффективности деятельности органов исполнительной власти и образовательных учреждений профессионального образования. Этот вариант не предполагает исследований, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решать проблему в необходимые сроки.
Основным преимуществом второго варианта является реализация механизма государственной поддержки, увеличения объемов финансирования, управления и координации работ с возможностью анализа результативности всей совокупности работ по решению проблем.
Основные риски второго варианта связаны с необходимостью правильного определения приоритетов, подчинения распределения ресурсов достижению определенной цели, процедур объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы для эффективного комплексного механизма государственной поддержки, управления и координации работ.
Общим рисками двух вариантов является риск сокращения бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации и перераспределения средств, что приведет к снижению ожидаемых эффектов.
Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта реализации Программы.
5. Предложения по целям и задачам Программы, описание механизма формирования мероприятий Программы и определение исполнителей программных мероприятий
В современных условиях образовательные учреждения профессионального образования должны входить в рыночные отношения через обновленный организационно-экономический механизм, выступая субъектом регионального товарного рынка в двух качествах:
- как производители профессиональных образовательных услуг и продукции учебно-производственных мастерских;
- как потребители рабочей силы, материальных и финансовых средств для воспроизводства кадрового и материально- технического потенциала.
С учетом этого развитие системы профессионального образования должно быть направлено:
- на повышение мобильности и адаптированности системы к процессам, происходящим в региональной экономике, рыночной инфраструктуре, демографии;
- на эффективное использование и наращивание всех видов ресурсов для повышения качества образовательных услуг, удовлетворения потребностей экономики в квалифицированных кадрах в территориально-отраслевом и профессиональном аспектах, молодежи - в получении качественного профессионального образования, взрослого населения - в профессиональной подготовке и переквалификации.
Стратегической целью Программы является переориентация системы на наиболее полное удовлетворение потребностей экономики региона в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах, создание механизма согласования указанных потребностей с участием всех социальных партнеров, модернизацию организационно-экономического механизма функционирования системы профессионального образования.
Задачи Программы нацелены на формирование устойчивой системы профессионального образования Сахалинской области в долгосрочной перспективе:
- обеспечение тесной взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг;
- обновление содержания и технологий профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг;
- совершенствование экономических механизмов функционирования и инвестиционной привлекательности профессионального образования;
- развитие кадрового потенциала системы профессионального образования;
- усиление мотивации обучающихся к формированию профессиональных компетентностей.
На среднесрочную перспективу ставится задача модернизировать систему профессионального образования таким образом, чтобы она, с одной стороны, обеспечивала опережающий ответ на стратегические вызовы времени, работала на потребности не только сегодняшней, но и завтрашней экономики, а, с другой стороны, быстро и гибко реагировала на динамичные изменения актуальных потребностей производств в новых квалификациях работников.
Решение задач Программы обеспечивается путем реализации системы программных мероприятий.
Организационно-техническое и методическое управление реализацией Программы предполагает проведение мониторинга результатов реализации программных мероприятий, в том числе:
- выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации программных мероприятий и разработка предложений по их решению;
- подготовка рекомендаций по уточнению и корректировке перечня программных мероприятий на очередной финансовый год.
Сегодня в сфере профессионального образования области определены и реализуются приоритетные направления развития и модернизации, это в первую очередь его структурная перестройка - приведение номенклатуры профессий и специальностей, объемов подготовки кадров в соответствие с запросами экономики и рынка труда Сахалинской области; формирование современной системы многоуровневого профобразования; повышение качества подготовки специалистов.
Основные направления реализации Программы призваны обеспечить стратегическую цель профессионального образования
- подготовку квалифицированного специалиста как социально активную личность, конкурентоспособную на рынке труда области, свободно владеющую своей профессией и ориентированную в смежных областях деятельности, способную к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.
Таким образом, приоритетными направлениями реализации Программы являются:
- совершенствование процесса управления учреждениями начального и среднего профессионального образования;
- модернизация структуры системы профессионального образования области;
- обеспечение условий для повышения качества и инновационного развития профессионального образования;
- развитие форм финансирования системы профессионального образования области;
- развитие кадрового потенциала региональной системы профессионального образования;
- создание условий для личностного совершенствования обучающихся.
С целью обеспечения реализации Программы определены следующие приоритетные зоны образовательного пространства:
а) по профильности подготовки кадров:
- образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования отраслевого характера;
- многоуровневые разнопрофильные образовательные учреждения;
б) по территориальному признаку с учетом развития отраслевых предприятий:
- образовательные учреждения топливно-энергетического комплекса (север, центральная часть, южная часть Сахалина);
- образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля (пгт. Тымовское и г. Южно-Сахалинск).
Достижение стратегической цели и решение задач Программы планируется обеспечить путем реализации системы программных мероприятий.
Система мероприятий по совершенствованию процесса управления учреждениями начального и среднего профессионального образования предусматривает создание государственных бюджетных учреждений путем изменения типа региональных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", организацию внедрения федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов нового поколения, обеспечивающих кластерный подход к подготовке квалифицированных кадров, организацию и проведение аудита деятельности подведомственных учреждений начального и среднего профессионального образования на предмет эффективности деятельности и реализации инновационных управленческих механизмов, создание органов общественно-государственного управления процессами подготовки кадров в учреждениях профессионального образования, разработку механизма согласования объемов и профилей профессиональной подготовки с учетом предложений отраслевых органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций.
Модернизация структуры системы профессионального образования Сахалинской области предусматривает ряд мероприятий по реорганизации образовательных учреждений с целью формирования зон образовательного пространства, развития образовательных учреждений отраслевого характера, создания сети многоуровневых образовательных комплексов.
Учитывая развитие в Сахалинской области таких отраслей, как нефтегазодобывающая, угольная промышленность, сельское хозяйство, система профессионального образования области будет ориентироваться на потребность кадровых ресурсов для данных отраслей экономики области и в связи с этим планировать подготовку специалистов указанных профилей в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования отраслевого характера.
Расширение подготовки кадров для нефтегазодобывающей отрасли будет осуществляться во вновь созданном в 2011 году на базе государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Сахалинской области "Профессиональный лицей N 6" многоуровневом образовательном учреждении среднего профессионального образования, расположенном в северной части Сахалина в г. Охе, где наиболее сконцентрированы предприятия нефтегазодобывающей промышленности. В настоящее время в данном учреждении начального профессионального образования осуществляется подготовка рабочих кадров по профессиям "Сварщик", "Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике", "Машинист дорожных и строительных машин", "Автомеханик". Создание областного учреждения среднего профессионального образования данного профиля на севере Сахалина позволит сконцентрировать ресурсы для подготовки кадров для нефтегазодобывающей отрасли по программам начального и среднего профессионального образования и обеспечить мобильность в системе подготовки специалистов для данной отрасли. В существующем Охинском филиале ФГОУ СПО "Сахалинский топливно-энергетический техникум" подготовку специалистов планируется сократить с дальнейшим закрытием данного филиала.
Создание замкнутого цикла подготовки кадров для предприятий угольной отрасли планируется обеспечить на базе государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Сахалинской области "Профессиональное училище N 19", расположенного в муниципальном образовании Шахтерское городское поселение Углегорского муниципального района. Данное образовательное учреждение до 2015 года должно стать центром подготовки работников для предприятий угольной отрасли. Целесообразность концентрирования подготовки кадров для угольной отрасли на базе профессионального училища N 19 обоснована преобладающей численностью работников угольной сферы, проживающих в Углегорском муниципальном районе (с 2015 года данный показатель может достигнуть 2/3). Данное образовательное учреждение планируется до 2013 года реорганизовать в многоуровневое учреждение среднего профессионального образования, на базе которого будет осуществляться подготовка специалистов по следующим специальностям и профессиям: "Техническая эксплуатация и обслуживание электротехнического и электромеханического оборудования (горные машины и оборудование разрезов)", "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", "Подземная разработка месторождений полезных ископаемых", "Открытые горные работы", "Горнорабочий на подземных работах", "Машинист на открытых горных работах", "Ремонтник горного оборудования". В рамках долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Развитие угольной отрасли Сахалинской области на 2010-2015 годы" планируется модернизация учебного заведения за счет средств областного бюджета.
В целях развития кадрового потенциала для сельского хозяйства области планируется расширение подготовки специалистов сельскохозяйственного профиля двух уровней начального и среднего профессионального образования. В 2012 году на базе государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Сахалинской области "Профессиональный лицей N 1" (г. Южно-Сахалинск) планируется открытие колледжа сельскохозяйственного профиля, в котором будет осуществляться двухуровневая подготовка специалистов для сельскохозяйственной отрасли по программам начального и среднего профессионального образования. С целью создания единого образовательного комплекса сельскохозяйственного профиля предполагается присоединение ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 7" (пгт. Тымовское) в статусе филиала ссуза к вновь созданному сельскохозяйственному колледжу.
Учитывая кадровую потребность в жилищно-коммунальном хозяйстве муниципальных образований, с 2012 года планируется перепрофилирование двух учреждений начального профессионального образования на подготовку кадров для ЖКХ - ГОУ НПО "Профессиональное училище N 13" (г. Александровск-Сахалинский) и ГОУ НПО "Профессиональное училище N 17" (г. Южно-Сахалинск). В данных учебных заведениях будут открыты такие профессии и специальности, как "Машинист котлов", "Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования", "Мастер жилищно-коммунального хозяйства", "Теплоснабжение и теплотехническое оборудование", "Сервис домашнего и коммунального хозяйства".
С целью расширения подготовки специалистов для ЖКХ в 2013 году предполагается реорганизация ГОУ НПО "Профессиональное училище N 13" в двухуровневое учреждение среднего профессионального образования, ориентированное на подготовку кадров для ЖКХ. Также в состав вновь создаваемого учреждения среднего профессионального образования планируется присоединение Александровск-Сахалинского филиала Сахалинского базового медицинского колледжа с сохранением подготовки специалистов по программам НПО и СПО "Сестринское дело".
Для обеспечения Сахалинской области специалистами потребительского рынка на базе ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 2" (г. Южно-Сахалинск) планируется расширение перечня профессий сферы обслуживания.
Передача федерального образовательного учреждения среднего профессионального образования "Южно-Сахалинский промышленно-экономический техникум" в ведение Сахалинской области предполагает создание на базе данного ссуза многоуровневого учреждения профессионального образования и расширение сети филиалов техникума на базе ГОУ НПО "Профессиональное училище N 15" (г. Поронайск), ГОУ НПО "Профессиональное училище N 18" (г. Долинск), филиала ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 7" (пгт. Ноглики).
Мероприятия по повышению качества и инновационного развития профессионального образования нацелены на внедрение автоматизированных систем контроля за качеством профессионального образования, совершенствование системы профориентационной работы со старшеклассниками, развитие новых видов образовательных услуг в системе профессионального образования, в том числе создание условий для профессиональной подготовки граждан с ограниченными возможностями здоровья, техническое перевооружение учебно-материальной базы учреждений профессионального образования, совершенствование системы социального партнерства с работодателями с целью учета их мнений и предложений при разработке образовательных программ, организации производственной практики, привлечение наиболее квалифицированных специалистов к образовательному процессу.
С целью обновления учебно-материальной базы учреждений профессионального образования необходимыми мероприятиями являются строительство и капитальный ремонт зданий учебных заведений, приобретение основных средств, ограждение территорий образовательных учреждений, оснащение их спортивных сооружений и общежитий.
Необходимость проведения указанных мероприятий обусловлена инновационными преобразованиями в региональной экономике и, соответственно, возросшими требованиями к уровню подготовки специалистов, что требует качественного изменения содержания профессионального образования и создания системы контроля за организацией процесса подготовки кадров.
Мероприятия по развитию форм финансирования системы профессионального образования предполагают совершенствование экономических механизмов в сфере профессионального образования, рост привлеченных средств в систему профессионального образования Сахалинской области, разработку механизмов управления финансами и контроля за их использованием в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений профессионального образования области.
Для привлечения в систему профессионального образования дополнительных финансовых средств является возможным расширение перечня услуг учебных заведений, в том числе образовательных, выпуск продукции, изготовленной учащимися в процессе производственного обучения, участие в конкурсных проектах и грантовых программах.
Учитывая необходимость обеспечения региональной системы профессионального образования квалифицированными педагогическими кадрами, мероприятия данного направления Программы предусматривают создание условий для индивидуального профессионального развития и выстраивания горизонтальной карьеры педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих решение задач подготовки квалифицированных кадров, динамично реагирующих на запросы регионального рынка труда.
Потребность в повышении профессиональной компетентности необходима руководителям образовательных учреждений. Согласно квалификационным характеристикам руководителей образовательных учреждений они должны иметь образование менеджера, что требует организации их обучения по основным образовательным программам профессионального образования, в том числе дополнительного профессионального образования по направлению "Менеджмент".
Старение и дефицит педагогических кадров требуют создания условий для привлечения квалифицированных специалистов, в том числе молодых специалистов, в систему профессионального образования. Наиболее эффективными мерами для решения данной проблемы являются обеспечение педагогов жильем, создание благоприятных условий для профессиональной деятельности, развитие системы стимулирующей поддержки педагогов.
Мероприятия по созданию условий для личностного совершенствования обучающихся направлены на формирование личностных качеств, развитие индивидуальных способностей, повышение социальной активности обучающихся.
Основными мероприятиями, обеспечивающими реализацию данного направления Программы, являются организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, предметных олимпиад для обучающихся, спартакиад учащейся молодежи, разработка индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения обучающихся в соответствии с требованиями работодателей, развитие инфраструктуры досуговой деятельности с учетом индивидуальных потребностей учащихся. Реализация мероприятий направления обеспечит успешную адаптацию обучающихся к предстоящей профессиональной деятельности, создаст благоприятные условия для обучения и самореализации, сформирует устойчивую систему психолого-педагогической поддержки учащихся образовательного процесса в учебных заведениях профессионального образования.
В результате реализации выше перечисленных мероприятий будут обеспечены:
- повышение мобильности системы профессионального образования области;
- качественная подготовка востребованных кадров;
- повышение конкурентоспособности выпускников учреждений профессионального образования;
- совершенствование форм взаимодействия учреждений профессионального образования и отраслевых ведомств, ассоциаций работодателей;
- расширение доступности начального профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Исполнителями программных мероприятий являются министерство образования Сахалинской области, агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области, образовательные учреждения профессионального образования Сахалинской области.
6. Примерные сроки решения проблемы программно-целевым методом, включая определение этапов реализации Программы
Реализация Программы планируется в сроки с 2011 по 2018 год в два этапа.
На первом этапе (2011-2012 годы) предусматривается проведение основных мероприятий, обеспечивающих:
- аудит в системе профессионального образования;
- расширение нормативной правовой базы профессионального образования области;
- реструктуризацию сети образовательных учреждений профессионального образования, создание интегрированных образовательных учреждений, реализующих многоуровневое профессиональное образование, отраслевых образовательных учреждений; развитие инфраструктуры подготовки кадров;
- внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования;
- разработку модели финансирования многоуровневого образовательного учреждения в зависимости от реализуемых профессиональных образовательных программ (высоко-, средне- и низкозатратные профессии);
- создание устойчивой системы социального партнерства;
- обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений.
На втором этапе (2013-2018 годы) приоритет отдается мероприятиям, направленным на:
- техническое перевооружение учебно-материальной базы системы профессионального образования области;
- обновление методического, кадрового и информационного обеспечения системы;
- развитие государственно-общественных форм управления в системе профессионального образования, обеспечение научно-методического сопровождения деятельности управляющих и попечительских советов в образовательных учреждениях.
7. Предложения по участию областных органов исполнительной власти Сахалинской области в формировании Программы
Участие в формировании Программы принимают министерство образования Сахалинской области, агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области, министерство экономического развития Сахалинской области, министерство финансов Сахалинской области.
К формированию Программы также привлекаются представители ассоциаций работодателей и предпринимателей.
8. Предложения по определению областного органа исполнительной власти Сахалинской области в качестве координатора разработчика Программы
Координатором и разработчиком Программы является министерство образования Сахалинской области.
9. Предложения по финансовому обеспечению Программы
Основными источниками финансирования Программы являются:
средства областного бюджета;
внебюджетные источники, в том числе средства, привлекаемые для реализации образовательных проектов.
Программа предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования областного бюджета Сахалинской области.
Прогнозируемый объем финансирования Программы составляет 2 275 833 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - в пределах бюджетных ассигнований;
2012 год - 147 521 тыс. рублей;
2013 год - 273 175 тыс. рублей;
2014 год - 363 508 тыс. рублей;
2015 год - 546 002 тыс. рублей;
2016 год - 412 727 тыс. рублей;
2017 год - 265 700 тыс. рублей;
2018 год - 205 600 тыс. рублей.
Из них по источникам финансирования:
средства областного бюджета Сахалинской области - 2 238 333 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - в пределах бюджетных ассигнований;
2012 год - 142 521 тыс. рублей;
2013 год - 268 175 тыс. рублей;
2014 год - 358 508 тыс. рублей;
2015 год - 541 002 тыс. рублей;
2016 год - 407 727 тыс. рублей;
2017 год - 260 700 тыс. рублей;
2018 год - 200 600 тыс. рублей.
Средства внебюджетных источников:
2011 год - 2 500 тыс. рублей;
2012 год - 5 000 тыс. рублей;
2013 год - 5 000 тыс. рублей;
2014 год - 5 000 тыс. рублей;
2015 год - 5 000 тыс. рублей;
2016 год - 5 000 тыс. рублей;
2017 год - 5 000 тыс. рублей;
2018 год - 5 000 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Сахалинской области. В целом общий объем финансирования Программы в 2011-2018 годах будет уточнен на этапе разработки мероприятий.
10. Предварительная оценка ожидаемой результативности и социально-экономической эффективности предлагаемого варианта решения проблемы
Эффективность Программы определяется соотношением позитивных изменений, произошедших в системе подготовки кадров вследствие проведенных мер, и затрат на реализацию этих мер.
Реализация Программы позволит придать системе профессионального образования Сахалинской области устойчивость и целостность, обеспечить ее переориентацию на удовлетворение потребностей регионального рынка труда и запросов личности в получении качественного профессионального образования, обновить структуру и содержание профессионального образования, создать новые механизмы взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающие привлечение в сферу профессионального образования дополнительных материальных, финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов.
Индикаторами для оценки эффективности реализации Программы являются:
- удовлетворенность населения качеством начального и среднего профессионального образования;
- доля выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (с учетом призванных в Вооруженные Силы Российской Федерации), трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в течение первого года после окончания обучения;
- доля региональных учреждений профессионального образования, имеющих доступ локальных сетей учебного назначения к глобальным информационным ресурсам;
- охват молодежи обучением по программам подготовки рабочих кадров;
- отношение среднемесячной номинальной заработной платы педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования к заработной плате работников, занятых в сфере экономики Сахалинской области;
- доля руководителей и педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку;
- расходы бюджета Сахалинской области в расчете на одного обучающегося в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
- показатель, характеризующий эффективность использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов в сфере начального и среднего профессионального образования, согласно приложению к настоящей Концепции.
Методика оценки экономической, социальной, бюджетной и иной эффективности реализации Программы основана на расчетах соотношений позитивных изменений, произошедших в системе подготовки кадров вследствие проведенных мер, и затрат на реализацию этих мер и представляет собой следующий механизм данных расчетов:
1. Удовлетворенность населения качеством начального и среднего профессионального образования (в процентах от числа опрошенных) - относительный индикатор, отражающий степень удовлетворенности населения объемом и качеством предоставляемых в сфере начального и среднего профессионального образования услуг.
Данный индикатор определяется путем деления числа респондентов, которые удовлетворены качеством предоставляемых в сфере начального и среднего профессионального образования услуг, на общее число опрошенных. Респонденты определяются по установленной для социологических опросов методике.
2. Доля выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (с учетом призванных в Вооруженные Силы Российской Федерации), трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в течение первого года после окончания обучения (в процентах от числа подготовленных), - относительный индикатор, характеризующий изменение доли выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности), в сравниваемый период.
Данный индикатор определяется как отношение количества выпускников, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в первый год по окончании учебного заведения, к общему количеству выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
Источником информации для расчета индикатора является статистическая отчетность "Сведения об образовательных учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования", "Сведения об образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования", ведущих образовательную деятельность на территории Сахалинской области.
3. Доля региональных учреждений профессионального образования, имеющих доступ локальных сетей учебного назначения к глобальным информационным ресурсам (в процентах от общей численности учреждений начального и среднего профессионального образования).
Данный индикатор определяется как отношение количества учреждений начального и среднего профессионального образования, имеющих доступ локальных сетей учебного назначения к глобальным информационным ресурсам, к общему количеству учреждений начального и среднего профессионального образования относительный индикатор, характеризующий изменение количества учреждений начального и среднего профессионального образования, имеющих доступ локальных сетей учебного назначения к глобальным информационным ресурсам, в сравниваемый период.
Источником информации для расчета индикатора является ежегодный мониторинг учреждений начального и среднего профессионального образования.
4. Охват молодежи обучением по программам подготовки рабочих кадров (в процентах от общей численности обучающихся в учреждениях профессионального образования) относительный индикатор, характеризующий изменение доли молодежи, охваченной программами начального и среднего профессионального образования по рабочим профессиям, в сравниваемый период.
Данный индикатор определяется как отношение количества молодежи, охваченной обучением по программам подготовки рабочих кадров, к общей численности обучающихся по программам профессионального образования.
Источниками информации для расчета индикатора являются статистическая отчетность "Сведения об образовательных учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования", "Сведения об образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования", "Сведения об образовательных учреждениях, реализующих программы высшего профессионального образования", ведущих образовательную деятельность на территории Сахалинской области.
5. Отношение среднемесячной номинальной заработной платы педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования к заработной плате работников, занятых в сфере экономики Сахалинской области.
Этот показатель формируется как отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы педагогических работников областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников, занятых в сфере экономики Сахалинской области (в расчет берется среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых во всех сферах).
6. Доля руководителей и педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку.
Данный индикатор вычисляется путем отношения количества руководителей и педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку, к общей численности педагогических работников в данных образовательных учреждениях в сравниваемый период в процентах.
Источником информации для расчета индикатора являются сведения учреждений начального и среднего профессионального образования.
7. Расходы бюджета Сахалинской области в расчете на одного обучающегося в учреждениях начального и среднего профессионального образования показатель, характеризующий эффективность использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов в сфере начального и среднего профессионального образования.
Данный показатель определяется как отношение фактических расходов бюджета Сахалинской области к среднегодовой численности обучающихся в областных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Источниками информации для расчета показателя являются годовой отчет об исполнении бюджета и статистическая отчетность "Сведения об образовательных учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования", "Сведения об образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования".
Мониторинг реализации Программы с целью оценки ее результативности и социально-экономической эффективности для комплексного социально-экономического развития Сахалинской области осуществляется ежеквартально министерством экономического развития Сахалинской области. Основной информацией мониторинга являются:
- конкретные результаты, достигнутые за отчетный период, с учетом индикаторов для оценки эффективности реализации Программы;
- перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки;
- перечень факторов, повлиявших на ход реализации Программы;
- данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий;
- причины неисполнения мероприятий или неосвоения средств;
- перечень внесенных исполнителем изменений в Программу и причин указанных изменений (при внесении изменений).
Мониторинг и контроль заходом реализации Программы, а также оценку достижения или анализ причин недостижения индикаторов и количественных показателей Программы осуществляет министерство образования Сахалинской области.
Приложение
к Концепции долгосрочной целевой программы
"Развитие профессионального образования Сахалинской области
на период до 2018 года", утвержденной распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 23 марта 2011 г. N 153-р
Целевые индикаторы
и их количественные показатели реализации
долгосрочной целевой программы "Развитие
профессионального образования Сахалинской области
на период до 2018 года"
N п/п |
Наименование |
Отчет 2010 год |
Прогноз 2011 год |
Прогноз 2012 год |
Прогноз 2013 год |
Прогноз 2014 год |
Прогноз 2015 год |
Прогноз 2016 год |
Прогноз 2017 год |
Прогноз 2018 год |
1. |
Удовлетворенность населения качеством начального и среднего профессионального образования (%) |
60 |
62 |
65 |
68 |
70 |
75 |
80 |
85 |
90 |
2. |
Доля выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (с учетом призванных в Вооруженные Силы Российской Федерации), трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в течение первого года после окончания обучения (%) |
37 |
42 |
45 |
48 |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
3. |
Доля региональных учреждений профессионального образования, имеющих доступ локальных сетей учебного назначения к глобальным информационным ресурсам (%) |
18 |
27 |
36 |
45 |
54 |
63 |
72 |
82 |
100 |
4. |
Охват молодежи обучением по программам подготовки рабочих кадров (%) |
24 |
25 |
26 |
28 |
30 |
32 |
35 |
38 |
40 |
5. |
Отношение среднемесячной номинальной заработной платы педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования к заработной плате работников, занятых в сфере экономики Сахалинской области (%) |
96,9 |
97,05 |
97,2 |
97,35 |
97,5 |
97,65 |
97,8 |
97,9 |
98,0 |
6. |
Доля руководителей и педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку (%) |
25 |
28 |
30 |
33 |
35 |
40 |
45 |
50 |
60 |
7. |
Расходы бюджета Сахалинской области в расчете на одного обучающегося в учреждениях начального и среднего профессионального образования (тыс. руб.) |
195,8 |
205,6 |
215,9 |
226,7 |
238,0 |
249,9 |
262,4 |
275,5 |
289,3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проблема, которую необходимо решить - это профессиональная ориентация выпускников общеобразовательных школ с учетом обеспечения экономики необходимыми кадровыми ресурсами. Отсутствие надлежащего уровня профориентационной работы в школе привело к снижению популярности профессии рабочего. Опросы старшеклассников школ показывают, что лишь 8 процентов готовы обучаться рабочим профессиям. Приоритетным критерием успешности общеобразовательной школы остается количество выпускников, поступивших в вузы. Концепция непрерывного профессионального образования трактуется преимущественно как вертикальная траектория, вершина которой диплом о высшем образовании. В итоге необходимые любому обществу рабочие профессии оказались невостребованными, в обществе стало бытовать мнение о том, что стыдно быть рабочим.
Приводятся возможные варианты решения указанной проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных сценариях действий. Первый вариант - сохранение традиционных подходов к разработке программных мероприятий, заявочный механизм формирования комплекса мероприятий. Второй вариант - концентрация средств для запуска системных изменений, стимулирующих позитивные процессы и достижение конкретных результатов.
Реализация Программы планируется в сроки с 2011 по 2018 год в два этапа.
Прогнозируемый объем финансирования Программы составляет 2 275 833 тыс. рублей.
В целом общий объем финансирования Программы в 2011-2018 годах будет уточнен на этапе разработки мероприятий.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 23 марта 2011 г. N 153-р "О Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие профессионального образования Сахалинской области на период до 2018 года"
Текст распоряжения опубликован в газете "Губернские ведомости" от 19 апреля 2011 г. N 68-69