В целях создания на территории Сахалинской области благоприятных условий в сфере обеспечения устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области:
1. Утвердить Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2011-2016 годы (прилагается).
2. Отделу коренных народов Севера аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области с участием заинтересованных органов исполнительной власти Сахалинской области и привлечением органов местного самоуправления, общественных объединений коренных этносов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности разработать и внести в Правительство Сахалинской области во II квартале 2011 года проект Концепции долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012-2016 годы".
3. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.П. Карепкина.
Губернатор Сахалинской области |
А.В. Хорошавин |
Концепция
устойчивого развития коренных малочисленных
народов Севера Сахалинской области на 2011-2016 годы
(утв. распоряжением Правительства Сахалинской области
от 1 апреля 2011 г. N 178-р)
1. Введение
Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в отношении деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений коренных малочисленных народов Севера (далее - коренные народы) в сфере обеспечения устойчивого развития коренных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Концепция строится на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Устава Сахалинской области, других нормативных правовых актов Российской Федерации, Сахалинской области в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Концепция призвана:
- стать основой для разработки и реализации нормативных правовых актов, долгосрочных целевых программ и основных механизмов в сфере формирования и реализации особой государственной национальной политики в отношении коренных народов на территории Сахалинской области;
- содействовать укреплению социально-экономического положения коренных народов, сохранению их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
2. Современное состояние коренных народов Сахалинской области
Исторически сложившейся особенностью многонационального состава населения Сахалинской области является то, что в него входят коренные этносы - чуть более 3,8 тысячи человек: нивхи, нанайцы, эвенки, уильта (ороки) в 7 муниципальных образованиях мест их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 года N 631-р, к ним относятся муниципальные образования: городской округ "Александровск-Сахалинский район", "Городской округ Ногликский", городской округ "Охинский", городской округ "Поронайский", городской округ "Смирныховский", "Тымовский городской округ" и городской округ "Город Южно-Сахалинск".
По сравнению с данными Всероссийской переписи населения 2002 года, наметилась положительная динамика демографических процессов. В среде коренных народов выросло число уильта (ороков), нивхов, эвенков.
Коренные народы так же, как и другие народы, испытывают вызовы современного общества: процессы глобализации оказывают определяющее влияние на социально-экономическую жизнь, традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы именно в период активного промышленного освоения их исконной среды обитания. В связи с этим произошел рост этнического самосознания коренных народов: активно действуют Региональный совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера, 12 общественных объединений коренных народов, а также советы коренных народов при органах местного самоуправления. Региональный совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области (далее - Региональный совет) избирается на областном съезде коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области 1 раз в четыре года по этническому принципу (представительство от каждого этноса).
Наличие представителя коренных народов при Сахалинской областной Думе и Регионального совета является отличительной особенностью Сахалинской области как субъекта Российской Федерации в выстраивании процессов взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений коренных народов по защите их конституционных прав, исконной среды обитания и традиционного образа жизни.
Около 70% представителей коренных народов проживают в сельской местности. С 2005 года наблюдается рост количества созданных и зарегистрированных общин (семейно-родовых и территориально-соседских) как признанной формы самоорганизации коренных народов в целях ведения традиционных образа жизни и хозяйствования. В соответствии с законодательством Российской Федерации общины как некоммерческие организации пользуются рядом льгот и используют упрощенную систему налогообложения.
Преференции для представителей коренных народов, проживающих в местах традиционного проживания и занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности, предусмотрены Налоговым, Лесным, Водным и Земельным кодексами Российской Федерации.
Традиционной хозяйственной деятельности коренных народов региона присуща следующая специфика. При всей общности коренные народы относятся к различным языковым группам, осуществляют разные виды хозяйственной деятельности, проживают в разных природно-климатических условиях, ареалах обитания объектов животного мира и водных биологических ресурсов (далее - ВБР), также действуют иные факторы, обусловливающие специфику жизнедеятельности коренных народов.
На территории Сахалинской области зарегистрировано 50 родовых хозяйств и общин коренных народов Сахалинской области, из них территориально-соседских общин - 12, семейно-родовых общин - 10, родовых, крестьянско-фермерских хозяйств и общин - 28. Из числа видов традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р, для коренного сообщества Сахалинской области характерны рыболовство, оленеводство, охота, собирательство дикоросов, собаководство, художественные промыслы. Именно эти исторически сложившиеся виды традиционной хозяйственной деятельности являются этнообразующей и этносохраняющей базой для коренных народов. Исконная среда обитания и традиционный образ жизни, традиционная хозяйственная деятельность коренных народов составляют единый комплекс, обеспечивающий самоидентификацию и сохранение коренных народов.
Региональное законодательство Сахалинской области как субъекта Российской Федерации отражает многие аспекты жизнедеятельности коренных народов. Оно направлено на комплексное решение задач социально-экономического и этнокультурного развития коренных этносов. В этой связи особое значение имеют законы региона, отражающие специфику регулируемых отношений:
- Закон Сахалинской области от 31 декабря 2003 года N 463 "О представителе коренных малочисленных народов Севера при Сахалинской областной Думе";
- Закон Сахалинской области от 19 февраля 2007 года N 8-ЗО "Об утверждении областной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2007-2011 годы" (далее - Программа);
- Закон Сахалинской области от 04 июля 2006 года N 72-ЗО "О правовых гарантиях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области";
- Закон Сахалинской области от 16 октября 2007 года N 91-ЗО "О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Сахалинской области";
- Закон Сахалинской области от 01 августа 2008 года N 75-ЗО "Об образовании в Сахалинской области";
- Закон Сахалинской области от 01 апреля 2008 года N 17-ЗО "О лесопользовании в Сахалинской области" и др.
Значительным достижением стало формирование финансовых инструментов государственной поддержки экономического и социального развития коренных народов. С 2007 года общий объем финансирования Программы из областного бюджета вырос более чем на 18 миллионов рублей. С 2009 года по Соглашению с Министерством регионального развития Российской Федерации Сахалинской области выделяется субсидия из федерального бюджета на развитие инфраструктуры, культуры, образования и общин коренных народов в местах их традиционного проживания.
При аппарате Губернатора и Правительства Сахалинской области много лет действует структурное подразделение, координирующее реализацию Программы, финансовую поддержку из федерального бюджета и в целом вопросы социально-экономического развития коренных народов в рамках Второго Международного десятилетия коренных народов мира. Однако ни в одном из муниципальных образований мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов таких структурных подразделений не существует, что отрицательно сказывается на эффективности реализации государственной национальной политики в целом.
Вопросы государственной поддержки образования детей и студентов из числа коренных народов, сохранения и возрождения традиционной культуры, издания литературы на языках коренных народов решаются в рамках Программы. С 2007 года опубликованы книга для чтения на уйльтинском языке, библиотека нивхского школьника "Я читаю с бабушкой" (автор В.М. Санги). Букварь на нивхском языке и учебное пособие для 2 класса (автор В.М. Санги) готовятся к переизданию. В области, по данным министерства образования Сахалинской области за 2009 год, детей и подростков из общей численности коренных народов Севера - 37,7 %, из них 516 - учащиеся школ, 164 человека изучают родной язык на уроках и факультативах. Наработана система проведения праздников, фестивалей, конкурсов коренных народов, первенств по национальным видам спорта среди детей коренных этносов. В области действуют национальные ансамбли на основе сохранения и передачи традиционной культуры новому поколению коренных народов.
В Сахалинской области сформировалась практика взаимодействия коренных народов с крупными промышленными компаниями в рамках государственно-частного партнерства. Ярким примером передового международного опыта служит План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалина на основании трехстороннего Соглашения от 25 мая 2006 года о сотрудничестве и взаимодействии между Правительством Сахалинской области, Региональным советом уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера и компанией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.".
Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, положение коренных народов осложнено: патерналистская политика в советский исторический период привела к нарушению традиционного уклада жизни; в условиях интенсивного промышленного освоения природных ресурсов возрастают экологические риски; объемы производства традиционных видов хозяйственной деятельности при отсутствии материально-технического оснащения, современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов неконкурентоспособны в новых экономических реалиях. В рамках Программы только 9% средств от общего объема финансирования идут на поддержку экономического развития общин. На областном фестивале родовых общин и родовых хозяйств (2009 год) представители общин и родовых хозяйств коренных народов, обсуждая дальнейшие пути своего устойчивого развития, определили, что 50% от общего объема новой долгосрочной программы должны направляться на нужды общин, родовых хозяйств и национальных предприятий.
В силу противоречивости российского законодательства общины коренных народов испытывают определенные трудности:
- продолжается процесс потери рыбопромысловых участков, охотничьих угодий, родовых угодий;
- только 54% от общего количества общин и родовых хозяйств получают разрешение на вылов ВБР;
- территории традиционного проживания как федерального, так и регионального значения не установлены; ограничения в коммерческой деятельности не дают возможности целевому и эффективному общинному развитию.
Всего 30 % от общего количества общин и родовых хозяйств (Охинский и Поронайский районы) определили для себя реальную тенденцию к устойчивому развитию: имеют разрешения на осуществление деятельности (ВБР), показывают сведения по ежегодному валовому доходу, количеству работников, средней зарплате и количеству лиц, ушедших на пенсию. Такие сведения полностью отсутствуют по Ногликскому и Тымовскому районам, хотя именно в этих муниципальных образованиях общинники и родовики получали как государственную, так и спонсорскую поддержку.
Преподавание родных языков, бесспорно, замечательное достижение системы образования Сахалинской области. Однако давно назрела проблема увеличения количества часов на изучение родного языка и создания условий для этнического содержания образования, обновления учебно-методического обеспечения.
Во многих районах традиционного проживания коренных этносов отсутствует система преемственности в изучении родного языка: ДОУ - младшее звено школы, среднее звено школы и старшее звено средней школы.
Таким образом, системный подход в организации изучения родного языка требует многостороннего процесса управления подготовкой кадров, материально-технического обеспечения, финансирования, активизации ресурса самих коренных этносов.
Существенными проблемами для коренных народов, ведущих традиционную хозяйственную деятельность и проживающих в труднодоступных населенных пунктах, являются дефицит и дороговизна электроснабжения, несоответствие системы связи современному техническому прогрессу (отсутствие Интернета, мобильной связи), некомфортные жилищно-бытовые условия проживания, которые заключаются в преобладании ветхого жилья. Места традиционного проживания коренных народов расположены вдали от транспортных магистралей, что осложняет социально-экономическое развитие северных территорий.
Большинство семей из числа коренных народов находятся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, что является основной причиной повышенной заболеваемости и смертности населения, сокращения средней продолжительности жизни и снижения рождаемости. Это связано с некомфортными жилищно-бытовыми условиями проживания, которые становятся также непривлекательными для специалистов в сфере образования, здравоохранения, культуры и других отраслях.
Осталась в прошлом практика медицинского обслуживания представителей коренных народов выездными бригадами непосредственно в местах их традиционного проживания.
Ни в одном муниципальном образовании мест традиционного проживания коренных народов нет ни одного этнокультурного центра, оснащенного современным оборудованием для сохранения и развития традиционной культуры, родного языка, художественных ремесел.
Таким образом, учитывая ряд особенностей и существующие проблемы коренных народов, необходимо сформулировать новые принципы, цели и задачи их устойчивого развития на территории сахалинской области.
3. Основные принципы устойчивого развития коренных народов
Основными принципами устойчивого развития коренных народов являются:
- признание потенциальной опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности для исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов;
- ответственность за экологические, социальные, экономические и иные негативные последствия хозяйственных и управленческих решений при осуществлении деятельности, связанной с использованием природных ресурсов;
- возмещение ущерба, нанесенного исконной среде обитания и традиционному образу жизни коренных народов;
- мобилизация внутренних ресурсов коренных народов в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права и интересы, при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
- обеспечение комплексной государственной поддержки возрождения, сохранения и развития традиционных образа жизни и хозяйствования коренных народов на основе координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- обеспечение механизмов реализации гарантированных прав коренных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
4. Цель, задачи и основные направления Концепции
Целью Концепции является создание в Сахалинской области условий для формирования устойчивого развития коренных народов на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.
Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач.
Первой задачей является сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования коренных народов.
Решение данной задачи предусматривает:
- установление территорий традиционного природопользования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов;
- обеспечение приоритетного доступа коренных народов к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
- предоставление для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Второй задачей является развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности коренных народов.
Решение данной задачи предусматривает:
- обеспечение мест традиционного проживания коренных народов жилищной, коммунальной, транспортной, энергетической инфраструктурами;
- модернизацию материально-технического оснащения общин, родовых хозяйств и национальных предприятий, ведущих традиционную хозяйственную деятельность; стимулирование создания новых рабочих мест в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
- установление региональных льгот для представителей общин, родовых хозяйств и предприятий, ведущих традиционную хозяйственную деятельность;
- создание в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности цехов по первичной и глубокой переработке продукции традиционных промыслов, в том числе с использованием современных технологий;
- государственную поддержку развития оленеводства;
- развитие этнотуризма и экологического туризма с участием представителей коренных народов Севера в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
- развитие традиционных художественных промыслов, ремесел, включая изготовление сувенирной продукции, а также содействие их продвижению на внутреннем и внешнем рынках.
Третьей задачей является повышение качества жизни коренных народов.
Решение указанной задачи предусматривает обеспечение оказания социальных услуг для представителей коренных народов в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты и культурного развития, а также содействие общественным объединениям коренных народов.
В сфере здравоохранения:
- разработка программы укрепления здоровья коренных народов, включающей разработку и внедрение системы показателей качества жизни коренных народов для мониторинга их соответствия среднероссийским показателям, реализацию мер по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья коренных народов, проведение регулярных профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния их здоровья и социально значимых заболеваний, укрепление материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов и развитие мобильных форм медицинской помощи в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
- поддержка и развитие физической культуры и национальных видов спорта коренных народов.
В сфере образования:
- разработка программы, направленной на этническое содержание образования с изучением родного языка, национальной культуры и основ ведения традиционного хозяйства;
- организация подготовки и переподготовки кадров по специальностям, связанным с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности.
В сфере социальной защиты:
- введение системы учета сведений о коренных народах;
- государственная поддержка детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, студентов и пенсионеров, а также молодых специалистов из числа коренных народов.
В сфере культурного развития:
- создание многофункциональных этнокультурных и культурно-просветительных центров коренных народов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
- создание информационной базы объектов культурного наследия коренных народов Сахалинской области;
- издание произведений устного народного творчества, художественной и иной литературы на национальных языках;
- развитие традиционных художественных промыслов и ремесел;
- поддержка национальных ансамблей и творческих коллективов.
Содействие общественным объединениям коренных народов:
- привлечение уполномоченных представителей коренных народов к участию в подготовке и принятии органами государственной власти Сахалинской области и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных народов;
- привлечение уполномоченных представителей коренных народов к участию в проведении общественных экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
- проведение консультаций с коренными народами до начала реализации проектов промышленного освоения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
- развитие форм социального и государственно-частного партнерства уполномоченных представителей коренных народов, органов государственной власти и органов местного самоуправления, промышленных компаний.
5. Механизмы реализации Концепции
Реализация Концепции осуществляется путем:
- совершенствования законодательства Российской Федерации, Сахалинской области в сфере защиты прав, традиционного образа жизни и исконной среды обитания коренных народов с учетом цели и задач Концепции, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации;
- разработки и реализации региональной, ведомственных целевых программ и планов мероприятий, направленных неустойчивое социально-экономическое и этнокультурное развитие коренных народов;
- реализации государственной поддержки из федерального бюджета, направленной на экономическое и социальное, этнокультурное развитие коренных народов; привлечения внебюджетных средств на эти цели;
- информационного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в сфере устойчивого развития коренных народов как внутри региона, так и в Российской Федерации;
- взаимодействия органов государственной власти с общественными организациями и объединениями коренных народов;
- организации системы государственного статистического мониторинга состояния коренных народов, соответствующей международным рекомендациям в области защиты прав коренных народов;
- проведения научных исследований социально-экономического развития коренных народов.
6. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции
Целевые установки государственной политики в отношении устойчивого развития коренных народов будут реализованы в два этапа:
I этап - 2011-2012 годы
II этап - 2013-2016 годы
6.1. I этап
Первый этап является организационным и предполагает реализацию комплекса первоочередных мер, предусматривающих совершенствование нормативной правовой базы в области защиты прав коренных народов и создание системы учета сведений о коренных народах.
6.1.1. Совершенствование нормативной правовой базы Сахалинской области
Разработка законов и нормативных актов в соответствии с целями и задачами, определенными настоящей Концепцией, предполагает создание системы правовых актов, в том числе:
- разработка и принятие областной целевой программы устойчивого развития коренных народов на 2012-2016 годы;
- разработка и принятие закона Сахалинской области о территориях традиционного природопользования.
Будут подготовлены специальные нормативные акты с более узким характером правового регулирования вопросов охраны здоровья коренных народов, развития и внедрения этнопедагогики, развития национальных видов спорта и традиционной культуры, определения этнической принадлежности коренных народов.
6.1.2. Система учета сведений о коренных народах
Предполагается создание системы учета сведений о коренных народах с целью формирования реестра субъектов, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих хозяйственную деятельность в местах их проживания (далее - Реестр субъектов).
Реестр субъектов - перечень, составляемый на основании личных заявлений, содержащий сведения о субъектах, проживающих в местах традиционного проживания, осуществляющих традиционный образ жизни и хозяйственную деятельность коренных народов на территории Сахалинской области.
Реестр субъектов является основанием для учета сведений о физических и юридических лицах, поселках, сведений о реализации программных мероприятий, выплате пособий представителям коренных народов и их объединениям, производимых за счет средств областного и федерального бюджетов, по соответствующим целевым программам.
Реализация представленных мер устойчивого развития коренных народов в организационный период с 2011 по 2012 год направлена на достижение следующих результатов:
- создание системы правовых актов, что позволит законодательно урегулировать широкий круг правоотношений, сформировать правовые условия, устранить множество пробелов в законодательстве в области защиты исконной среды обитания коренных народов, их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;
- создание системы учета сведений о коренных народах, что позволит определить точное количество субъектов государственной поддержки, провести анализ социально-экономического положения коренных народов и их объединений, разработать проекты нормативных правовых актов, разработать и реализовать мероприятия, соответствующие текущей ситуации и потребностям коренных народов.
6.2. II этап
Второй этап рассчитан на среднесрочную перспективу и предусматривает комплекс первоочередных мер по созданию условий для устойчивого развития коренных народов.
6.2.1. Сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования коренных народов
Предусматривается разработка и принятие закона Сахалинской области о территориях традиционного природопользования коренных народов.
6.2.2. Развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности коренных народов
50% средств областной целевой программы устойчивого развития коренных народов на 2012-2016 годы будут направлены на модернизацию традиционной хозяйственной деятельности и на обеспечение мест традиционного проживания коренных народов жилищной, коммунальной, транспортной, энергетической инфраструктурами.
Особое внимание будет уделено:
- обеспечению автономной энергетикой и материально-техническому оснащению общин и родовых хозяйств коренных народов;
- обеспечению занятости коренных народов, прежде всего в традиционных видах хозяйственной деятельности, через повышение социальной ответственности действующих общин и родовых хозяйств коренных народов;
- внедрению этнотуризма в местах традиционного проживания коренных народов как нового вида хозяйственной деятельности;
- организации заготовки, переработки, реализации продукции хозяйственной деятельности;
- внедрению современных технологий по переработке рыбы, дикоросов, выделке шкур;
- обеспечению выхода этой продукции на рынки сбыта;
- завозу, накоплению и доставке продовольствия, промышленных товаров народного потребления, промыслового снаряжения, топлива и нефтепродуктов, техники и оборудования, других жизнеобеспечивающих грузов в места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов.
Особое внимание будет уделено созданию условий для продолжения ведения оленеводами традиционного образа жизни (без отвлечения на поиски дохода, смену образа жизни для облегчения труда и прочее), сохранения оленеводов и имеющегося поголовья оленей.
Кроме того, будет оказано содействие коренным народам в оформлении прав на природные ресурсы (лесные, земельные участки, рыбопромысловые участки, охотничьи угодья, объекты животного мира, объекты водных биологических ресурсов и прочее), необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, а также содействие выполнению коренными народами установленных действующим законодательством условий пользования этими природными ресурсами.
6.2.3. Специальные меры государственной поддержки социальной сферы
В настоящее время в жилищно-бытовой сфере на территории Сахалинской области действуют различные программы поддержки, реализация которых предусматривает обеспечение жильем молодых семей, обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности, переселение граждан из аварийного жилья.
Основными направлениями реализации Концепции в жилищно-бытовой сфере являются:
- содействие созданию системы промыслового и стационарного жилья для общин и родовых хозяйств коренных народов;
- создание системы по реализации мер государственной поддержки, направленных на обеспечение жильем представителей малочисленных народов, особенно молодых специалистов;
- создание условий для развития малоэтажного жилищного строительства в сельской местности северных территорий.
В области образования необходимо постепенно повышать доступ к образовательным услугам коренных народов с учетом их этнокультурных особенностей и потребностей. Решение указанной задачи предусматривает:
- создание специфических моделей школ в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов;
- поддержку малокомплектных детских садов и школ;
- оснащение учреждений системы образования современным оборудованием, обеспечивающим высокий уровень образовательного процесса;
- развитие профессиональной ориентации психологической поддержки коренных народов с учетом этнических, социальных и культурных особенностей.
Предполагается разработка программных мероприятий, предусматривающих на условиях софинансирования капитальные ремонты или строительство образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, совмещение школы - сада, оснащение школ компьютерами, учебно-наглядными пособиями, спортивным оборудованием, учебно-методическими комплексами.
В вопросах медицинского обеспечения коренных народов особое внимание будет уделено представителям, ведущим традиционный образ жизни.
В первую очередь будут предусмотрены усиление профилактических мер, мобильные формы оказания медицинской помощи; продолжение практики оказания комплексной стоматологической помощи с выездом бригад врачей в места традиционного проживания коренных народов.
Предполагается развитие системы здравоохранения и повышение уровня медицинского обслуживания на территориях проживания коренных народов, подготовка и проведение мер по диспансеризации и медицинской реабилитации.
Для повышения роли духовного и национально-культурного развития коренных этносов предполагается в дальнейшем:
- создание условий для привлечения средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников на долевое финансирование строительства этнокультурных центров в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов;
- внедрение современных технологий в производство изделий художественных промыслов и народных ремесел;
- проведение фестивалей культуры, обучающих семинаров и мастер-классов, праздников оленеводов, охотников и рыбаков, традиционных спортивных состязаний.
Реализация представленных мер устойчивого развития коренных народов на втором этапе с 2013 по 2016 год позволит создать условия для устойчивого развития коренных народов через модернизацию:
- хозяйственной деятельности, что будет способствовать как сохранению традиционного образа жизни, так и обеспечению сезонной занятости малочисленных народов, выходу на внутренний рынок с новым продуктом, а также росту доли продукции местного производства на региональном уровне;
- социальной сферы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, что в конечном итоге приведет к положительной демографической тенденции, увеличению продолжительности жизни и улучшению качества жизни.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Концепции является создание в Сахалинской области условий для формирования устойчивого развития коренных народов на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.
Целевые установки государственной политики в отношении устойчивого развития коренных народов будут реализованы в два этапа.
I этап - 2011-2012 годы. Реализация мероприятий I этапа направлена на достижение следующих результатов:
создание системы правовых актов, что позволит законодательно урегулировать широкий круг правоотношений, сформировать правовые условия, устранить множество пробелов в законодательстве в области защиты исконной среды обитания коренных народов, их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;
создание системы учета сведений о коренных народах, что позволит определить точное количество субъектов государственной поддержки, провести анализ социально-экономического положения коренных народов и их объединений, разработать проекты нормативных правовых актов, разработать и реализовать мероприятия, соответствующие текущей ситуации и потребностям коренных народов.
II этап - 2013-2016 годы. Реализация мероприятий II этапа позволит создать условия для устойчивого развития коренных народов через модернизацию:
хозяйственной деятельности, что будет способствовать как сохранению традиционного образа жизни, так и обеспечению сезонной занятости малочисленных народов, выходу на внутренний рынок с новым продуктом, а также росту доли продукции местного производства на региональном уровне;
социальной сферы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, что в конечном итоге приведет к положительной демографической тенденции, увеличению продолжительности жизни и улучшению качества жизни.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 1 апреля 2011 г. N 178-р "Об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2011-2016 годы"
Текст распоряжения опубликован в газете "Губернские ведомости" от 13 апреля 2011 г. N 65