Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М, судей Алексеевой О.В, Гусевой А.В.
при секретаре судебного заседания Корецкой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 8 декабря 2020 г. гражданское дело по иску СВМ к администрации г. Куртамыша Курганской области о признании права на принятие наследства, по апелляционной жалобе СВМ на решение Куртамышского районного суда Курганской области от 22 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
СВМ обратился в суд с иском к администрации г. Куртамыша Курганской области о признании права на принятие наследства.
В обоснование исковых требований, уточненных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указал, что его бабушка СЛА умерла "... " После ее смерти открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: "адрес". Наследником первой очереди после ее смерти являлся его отец СМВ, который решением Куртамышского районного суда Курганской области от 10 апреля 2002 г. признан безвестно отсутствующим, в связи с чем 10 апреля 2007 г. согласно действующему законодательству он мог быть признан умершим. Впоследствии на основании судебного акта 22 июня 2019 г. отец истца был признан умершим. В силу указанных обстоятельств его отец СМВ о смерти матери не мог знать, к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращался. СВМ полагал, поскольку его отец признан умершим после открытия наследства, не успел принять наследство после смерти своей матери СЛА в установленный законом срок, то право на причитающееся ему наследство в порядке наследственной трансмиссии перешло к нему. К нотариусу по вопросу принятия наследства СВМ не обращался, так как в круг наследников первой очереди не входит, однако он фактически вступил во владение и пользование наследственным имуществом, принял меры по сохранению квартиры, защите ее от посягательств третьих лиц, оплачивал коммунальные услуги.
Просил суд признать за ним право на принятие наследства, открывшееся после смерти его бабушки СЛА, умершей "... ", в виде квартиры, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей его отцу СМВ до момента смерти.
В судебное заседание истец СВМ не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, обеспечил явку своего представителя.
Представитель истца СВМ по доверенности КДВ в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, дал пояснения согласно изложенным в иске доводам, указал, что СВМ проживал в квартире совместно с бабушкой.
Представитель ответчика администрации г. Куртамыша Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в представленном в суд отзыве с исковыми требованиями СВМ согласился, просил иск удовлетворить.
Куртамышским районным судом Курганской области 22 сентября 2020 г. постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований СВМ к администрации г. Куртамыша Курганской области о признании права на принятие наследства отказано.
В апелляционной жалобе истец СВМ просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении его исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что выводы суда в решении противоречат обстоятельствам, изложенным в иске и установленным по делу. В силу статьи 1156 Гражданского кодекса Российской Федерации, если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, то право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону. Таким образом, право на принятие наследства, принадлежавшее умершему наследнику, может быть осуществлено его наследниками на общих основаниях. У отца истца СМВ было право принять наследство после смерти своей матери СЛА, но в силу того, что он не знал и объективно не мог знать об открывшемся наследстве, он его в установленном законом порядке не принял. В таком случае, по мнению истца, право отца на принятие наследства перешло ему. Иных наследников у СЛА не имеется. Отмечает, что он находился под опекой бабушки и проживал с ней, был признан ребенком, оставшимся без попечения родителей. Суд, отказав в удовлетворении его исковых требований, фактически лишил его единственного жилья, где он проживал с бабушкой более 20 лет. Обращает внимание судебной коллегии на то, что признание за ним права на вступление в наследство чьих-либо прав не нарушает, ответчик при рассмотрении дела выражал согласие с заявленным им иском. Таким образом, он фактически является единственным наследником и после смерти бабушки, и после смерти отца, в связи с чем настаивает на наличии у него права вступить в наследство после их смерти.
В возражениях представитель ответчика администрации г. Куртамыша Курганской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу СВМ - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Представитель истца СВМ по доверенности КДВ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия областного суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Из материалов дела следует, что "... " умерла СЛА (свидетельство о смерти от 2 октября 2018 г. серии N).
После ее смерти открылось наследство в виде квартиры общей площадью 38, 7 кв. м, расположенной по адресу: "адрес".
Наследником первой очереди после смерти СЛА являлся ее сын СМВ, "... " рождения, что подтверждается свидетельством о рождении от 27 ноября 1962 г. серии N.
По данным нотариуса Куртамышского нотариального округа Курганской области АМА наследственное дело после смерти СЛА не заводилось.
Вступившим в законную силу решением Юргамышского районного суда Курганской области от 10 апреля 2002 г. СМВ по заявлению органов опеки и попечительства Юргамышского РОО был признан безвестно отсутствующим.
Решением Куртамышского районного суда Курганской области от 21 мая 2019 г. СМВ признан умершим. Решение суда вступило в законную силу 22 июня 2019 г.
14 ноября 2019 г. отделом ЗАГС администрации Куртамышского района Курганской области составлена запись акта о смерти СВМ N, выдано свидетельство о смерти с указанием даты его смерти 22 июня 2019 г.
Согласно свидетельству о рождении от 22 января 2019 г. серии N отцом СВМ является СМВ
Обращаясь в суд с настоящим иском, СВМ полагал, что в соответствии с законом он имеет право наследовать имущество, открывшееся после смерти его бабушки СЛА, так как его отец СМВ умер после открытия наследства, не успев принять наследство после смерти своей матери в установленный срок.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что за истцом не может быть признано право наследовать после смерти бабушки СЛА, так как его отец СМВ признан умершим по истечении шести месяцев после смерти СЛА, в связи с чем наследовать в порядке наследственной трансмиссии истец не может. Право наследовать в порядке представления у истца также не возникло, так как на момент смерти наследодателя наследник первой очереди СМВ юридически был жив.
Судебная коллегия находит данные выводы суда обоснованными, соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 1112 названного Кодекса установлено, что в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
При наследовании по закону наследники призываются к наследованию в порядке установленной законом очередности (пункт 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
По общему правилу, установленному в статье 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (пункт 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1156 Гражданского кодекса Российской Федерации, если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано - к его наследникам по завещанию (наследственная трансмиссия).
В силу названной нормы наследственная трансмиссия возможна лишь в том случае, когда наследник умер после открытия наследства, не успев его принять, то есть умер до истечения шестимесячного срока, установленного для принятия наследства в соответствии пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такое толкование соответствует и понятию наследственной трансмиссии как перехода права на принятие наследства, поскольку это право, по общему правилу, может быть осуществлено только в пределах установленного шестимесячного срока.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации временем открытия наследства является момент смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 45 данного Кодекса днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, - день и момент смерти, указанные в решении суда.
На основании пункта 1 статьи 45 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев.
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели и указать момент его предполагаемой гибели (пункт 3).
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что истец СВМ не может быть призван к наследованию после смерти СЛА в порядке наследственной трансмиссии, поскольку наследник первой очереди по закону СМВ с учетом даты вступления решения суда о признании его умершим (22 июня 2019 г.) умер после истечения шестимесячного срока для принятия наследства, последним днем для которого являлось 27 марта 2019 г.
Согласно пункту 1 статьи 1146 Гражданского кодекса Российской Федерации доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем (пункт 2 статьи 1114), переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
Из положений приведенной правовой нормы следует, что при наследовании по праву представления внуки наследодателя наследуют в том случае, если ко времени открытия наследства нет в живых того из родителей, который был бы наследником.
Руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец не может быть призван к наследованию после смерти бабушки СЛА по праву представления, так как решением Куртамышского районного суда Курганской области от 21 мая 2019 г. конкретный день смерти СМВ не установлен, а в силу статьи 45 Гражданского кодекса Российской Федерации днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, в данном случае - 22 июня 2019 г.
Таким образом, смерть СМВ юридически наступила после смерти его матери СЛА, умершей 27 сентября 2018 г, вследствие чего правила о наследовании, установленные пунктом 2 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, в данном случае не применимы.
При таких обстоятельствах, поскольку у истца отсутствует право на призвание к наследованию как по праву представления, так и в порядке наследственной трансмиссии, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что каких-либо прав на наследственное имущество после смерти бабушки СЛА у истца не возникло и отказал в удовлетворении его требований.
Довод истца в жалобе о том, что у него возникло право на принятие наследства после смерти бабушки СЛА в связи с непринятием его отцом СМВ наследства после смерти матери, являются несостоятельными, так как основаны на неверном толковании норм материального права.
Ссылки СВМ в жалобе на то, что его отец по объективным обстоятельствам не знал и не мог знать об открывшемся наследстве судебной коллегией во внимание приняты быть не могут ввиду следующего.
В соответствии со статьей 42 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
Институт признания гражданина безвестно отсутствующим - это удостоверение в судебном порядке факта длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного жительства, если оказались безуспешными меры по установлению места его пребывания и получению каких-либо сведений о нем. Данный правовой институт имеет целью предотвращение - как для самого гражданина, о месте пребывания которого нет сведений в его месте жительства, так и для других лиц, в том числе имеющих право на получение от него содержания, для которых от признания гражданина безвестно отсутствующим зависит реализация определенных социальных гарантий - негативных последствий такого отсутствия в имущественной и неимущественной сфере.
При этом каких-либо специальных правовых последствий признание гражданина безвестно отсутствующим в отношении его наследственных прав законом не предусмотрено. Правовой статус лица, признанного безвестно отсутствующим, не равнозначен смерти этого лица. У безвестно отсутствующего сохраняются имущественные права, в том числе право на принятие наследства, так как с юридической точки зрения, как верно отметил суд первой инстанции, такой гражданин является живым.
Таким образом, решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которые основаны на неверном толковании закона, направлены на переоценку выводов суда и исследованных в судебном заседании доказательств, оснований для удовлетворения которых судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено, доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Куртамышского районного суда Курганской области от 22 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу СВМ - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.