Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Бейтуллаевой З.А.
судей Магомедовой З.А. и Гасановой Д.Г.
при секретаре судебного заседания Исмаиловой А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан к М.С.С. о взыскании убытков
по апелляционной жалобе ответчика Магомедова С.С. на решение Хунзахского районного суда Республики Дагестан от 28 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Бейтуллаевой З.А, объяснения представителя ответчика Магомедова С.С. Газиева А.М. просившего решение суда отменить, объяснения представителя ГУ-ОПФР по РД Алиевой М.М, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (далее ГУ ОПФР по РД) обратилось в суд с исковым заявлением, ссылаясь на следующее.
М.М.С, 06.02.2011 года рождения является получателем социальной пенсии по инвалидности.
Согласно Указу Президента Российской Федерации N 551 от 17.03.1994 года "О размере компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" (в дальнейшем выплата производилась с 01.01.2007 года на основании Указа Президента Российской Федерации N 1455 от 26.12.2006 года "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами"; с 22.06.2007 года на основании Постановления Правительства от 04.06.2007 г. N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" действующего до настоящего времени) был оформлен уход за нетрудоспособным ребенком.
Ухаживающим лицом, согласно поданного заявления в УОПФР в Хунзахском районе, с 01.08.2018 года был назначен М.С.С. законный опекун ребенка инвалида с детства.
Согласно выписке ИЛС, был выявлен факт работы Магомедова С.С. Исходя из Правил, осуществление ежемесячных компенсационных выплат прекращается в случае выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы. При этом согласно п. 10 Правил, лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационных выплат. При назначении компенсационной выплаты за уход Магомедовой М.С, Магомедов С.С, законный представитель несовершеннолетней дочери, был предупрежден о необходимости известить Управление Пенсионного фонда о факте своего трудоустройства, как ухаживающего лица.
Ввиду сокрытия факта работы, Магомедов С.С. незаконно получал компенсационную выплату по уходу с 01.08.2018 г. по 30.09.2018г, с 01.11. 2018 года по 31.12.2018г, с 01.01.2019г. по 31.03.2019г, с 01.05.2019г. по 30.06.2019г, с 01.07.2019. по 30.11.2019 г, сумма незаконно полученных выплат составила 99 500 руб. Ответчику было направлено уведомление с просьбой вернуть переплату в добровольном порядке.
В силу требований п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. В данном случае суммы ежемесячной компенсационной выплаты, излишне выплаченные, могут быть возмещены М.С.С. только на основании судебного решения.
Истец просит суд взыскать с М.С.С, 26.07.1977 г.р. уроженца с. Арани, Хунзахского района, проживающего по адресу: с. Арани, Хунзахский район, РД, в пользу Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда России по Республике Дагестан незаконно полученную компенсационную выплату по уходу за нетрудоспособным лицом, как законный опекун ребенка инвалида с детства, в размере 99 500 рублей, уплаченную за период с 01.08.2018 г. по 30. 09.2018г, с 01.11.2018 года по 31.12.2018г, с 01.01.2019г. по 31.03.2019г, с 01.05.2019г. по 30.06.2019г, с 01.07.2019. по 30.11.2019г. и перечислить на следующие реквизиты: Банк получателя ОТДЕЛЕНИЕ - НБ РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН г. Махачкала, Получатель УФК по РД (ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по РД), Расчетный счет 40101810600000010021, БИК 048209001, ИНН 0541001139 КПП 057101001, ОКТМО 82701000, КБК 392 1 13 02996 06 6000 130.
Решением Хунзахского районного суда Республики Дагестан от 28 июля 2020 года постановлено:
"Исковое заявление Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фон да Российской Федерации по Республике Дагестан удовлетворить.
Взыскать с М.С.С. в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 99500 рублей (девяносто девять тысяч пятьсот рублей) излишне выплаченной компенсационной выплаты.
Заявление М.С.С. о взыскании в пользу М.С.С. с Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан денежных средств за оплату юридических услуг отклонить".
В апелляционной жалобе ответчик Магомедов С.С. с указанным судебным актом не согласен, считает его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права в связи со следующим:
Он являлся опекуном и осуществлял уход за своей несовершеннолетней дочерью М.М.С, нетрудоспособным ребенком-инвалидом осуществлял трудовую деятельность в обществе ограниченной ответственностью "Экодаг" и получал предусмотренные законодательством РФ компенсационные выплаты по уходу за нетрудоспособным лицом в сумме 99500 рублей, что привело, по мнению истца, к переплате по компенсационной выплате.
Считает, что при решении вопроса о законности или не законности установления ему компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным лицом суд должен был установить факт наличия именно оплачиваемой работы, а не формально ссылаться на то, что он указан в учредительных документах ООО "Экодаг" в качестве руководителя.
Вывод суда о том. что основным видом деятельности Общества является выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей (01.13), в связи с чем участие в данном ООО суд не может признать неоплачиваемой работой, является необоснованным, так как в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие извлечение ООО "Экодаг" в период с 01.08.2018г. по 30.11.2019г. материальных благ в результате осуществленной хозяйственной деятельности.
Вывод суда первой инстанции о том, что ответчик знал о том, что он будет лишен права на выплату при осуществлении оплачиваемой работы, подтверждается его заявлением, написанным собственноручно ответчиком (пенсионное дело), также является не обоснованным, так как он в ходе судебного заседания не подтверждал факт составления и подписания им собственноручно заявления о предоставлении компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным лицом приобщенного к пенсионному делу.
Являясь физическим лицом, он оказал себе, как учредителю ООО "Экодаг", безвозмездную услугу, выраженную в даче согласия на свое назначение на должность директора указанного общества в период с 01.08.2018г. по 30.11.2019г. Между ним и ООО "Экодаг" возникли отношения, вытекающие из договора безвозмездного оказания услуг.
Факт отсутствия начислений заработной платы подтверждается сведениями ИФНС России по Советскому району г. Махачкала, согласно которых отчисления НДФЛ за спорный период на его имя обществом не производились.
Истец в обоснование своих требований не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что представление недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на компенсационные выплаты и тем самым ГУ-ОПФР по РД причинен какой-либо ущерб.
В связи с необоснованным обращением ответчика ГУ-ОПРФ по РД с иском о взыскании незаконно полученной компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным лицом, как законный опекун ребенка инвалида с детства, в размере 99 500 рублей 00 копеек за период с 01.08.2018г. по 30.11.2019г. для защиты нарушенных прав он вынужден был понести расходы в сумме 30000 рублей 00 копеек на оплату юридических услуг представителя и консультационные услуги в области юриспруденции.
По изложенным основаниям Магомедов С.С. просит отменить решение Хунзахского районного суда Республики Дагестан от 28 июля 2020 года, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, взыскать с ответчика - ГУ ОПРФ по РД в его пользу расходы на оплату юридических услуг в размере 30 000 рублей 00 копеек.
В апелляционной жалобе Магомедова С.С. также содержится просьба при рассмотрении апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотреть дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции. При этом каких-либо мотивов в обоснование этой просьбы в жалобе не приведено.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик Магомедов С.С. не явился, о причинах своей неявки суд не известил, ходатайства об отложении судебного разбирательства на другой срок не направил.
В отсутствие возражений со стороны явившихся в судебное заседание представителя истца Газиева А.М. и представителя ГУ-ОПФР по РД Алиевой М.М, с учетом сведений об извещении участников судебного разбирательства о времени и месте апелляционного разбирательства по правилам статей 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), подтвержденных уведомлениями о вручении почтового отправления, данными внутрироссийского почтового идентификатора, размещенными на официальном сайте ФГУП "Почта России" pochta.ru, информацией о времени и месте судебного заседания, размещенной на официальном сайте Верховного суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", суд апелляционной инстанции на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие ответчика Магомедова С.С.
Судебная коллегия не усматривает предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации оснований для перехода к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В силу ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
В соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются:
1) рассмотрение дела судом в незаконном составе;
2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство;
4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;
6) отсутствие в деле протокола судебного заседания в письменной форме или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 230 настоящего Кодекса, в случае отсутствия аудио- или видеозаписи судебного заседания;
7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела не допущено.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с приведенной выше нормой, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы исходя из изученных материалов дела не имеется.
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" были установлены ежемесячные выплаты в размере 1200 руб. неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Ежемесячные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (пункт 4 названного Указа).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" Правительством Российской Федерации принято постановление от 02.05.2013 N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы", которым были утверждены "Правилами осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы" (далее - Правила). Пунктом 3 названного постановления определено, что Финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, осуществляется за счет ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на очередной финансовый год и плановый период.
Далее нормы Правил приводятся в редакции, действовавшей на дату принятия пенсионным органом решения о назначении Юсупову М.К. компенсационной выплаты - 1 июня 2013 года.
В соответствии с пунктом 2 Правил ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (далее - лицо, осуществляющее уход), независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 4 Правил ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы (далее - орган, осуществляющий выплату пенсии).
Пунктом 5 Правил определен перечень документов, необходимых для назначения указанной выплаты:
а) заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства;
б) заявление законного представителя ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или заявление инвалида с детства I группы о согласии на осуществление ухода конкретным лицом. Ребенок-инвалид, достигший 14 лет, вправе подать заявление от своего имени. При необходимости подлинность подписи ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на указанном заявлении может подтверждаться актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии. В случае если уход осуществляется за лицом, признанным в установленном порядке недееспособным, такое заявление подается от имени его законного представителя. От родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, такое заявление не требуется. В случае подачи заявления законным представителем представляется документ, подтверждающий полномочия законного представителя. В качестве документа, подтверждающего, что законный представитель является родителем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы, принимается свидетельство о рождении. В качестве документа, подтверждающего усыновление, принимается свидетельство об усыновлении либо решение суда об установлении этого факта. В качестве документа, подтверждающего установление опеки (попечительства), принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;
в) справка органа, осуществляющего назначение и выплату пенсий по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;
г) справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;
д) выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, направляемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в орган, осуществляющий выплату пенсии, или медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом;
е) документ, удостоверяющий личность, и трудовая книжка (при ее наличии) лица, осуществляющего уход;
ж) разрешение (согласие) одного из родителей (усыновителя, попечителя) и органа опеки и попечительства на осуществление ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время. В качестве документа, подтверждающего, что указанное лицо является родителем, принимается свидетельство о рождении. В качестве документа, подтверждающего усыновление, принимается свидетельство об усыновлении либо решение суда об установлении этого факта. В качестве документа, подтверждающего установление попечительства, принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;
з) справка образовательного учреждения, подтверждающая факт обучения по очной форме лица, осуществляющего уход;
и) справка (сведения) о неназначении ежемесячной выплаты за осуществление ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, являющимся получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", выдаваемая органом, осуществляющим выплату соответствующей пенсии;
к) документы, подтверждающие, что лицо, осуществляющее уход, является родителем (усыновителем) или опекуном (попечителем) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы. В качестве документа, подтверждающего, что лицо, осуществляющее уход, является родителем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы, принимается свидетельство о рождении. В качестве документа, подтверждающего усыновление, принимается свидетельство об усыновлении либо решение суда об установлении этого факта. В качестве документов, подтверждающих установление опеки (попечительства), принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве.
При этом названные документы представляются в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии (пункт 6 Правил).
Согласно пункту 7 Правил орган, осуществляющий выплату пенсии, не вправе требовать представления лицом, осуществляющим уход, документов (сведений), указанных в подпунктах "в" - "д" и "и" пункта 5 настоящих Правил. Эти документы (сведения) запрашиваются органом, осуществляющим выплату пенсии, у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Межведомственный запрос направляется органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления лицом, осуществляющим уход, в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Документы (сведения), указанные в подпунктах "в" - "д" и "и" пункта 5 настоящих Правил, предоставляются соответствующими органами по запросу органа, осуществляющего выплату пенсии, в течение 3 рабочих дней со дня его получения.
Лицо, осуществляющее уход, вправе представить указанные документы (сведения) по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 9 Правил ежемесячная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
В случае если к заявлениям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, приложены не все документы, предусмотренные подпунктами "е" - "з" и "к" пункта 5 настоящих Правил, орган, осуществляющий выплату пенсии, дает лицу, осуществляющему уход, разъяснение о том, какие недостающие документы необходимо представить. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, месяцем обращения за ежемесячной выплатой считается месяц приема заявления.
Заявление лица, осуществляющего уход, с приложенными к нему документами, предусмотренными подпунктами "е" - "з" и "к" пункта 5 настоящих Правил, рассматривается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 рабочих дней со дня его приема (пункт 10 Правил).
В пункте 12 Правил перечислены случаи прекращения осуществления ежемесячной выплаты, перечень которых является исчерпывающим.
В числе этих случаев - выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт "д" пункта 9 Правил).
В силу пункта 13 Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии:
об изменении своей категории в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил;
о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной выплаты в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
Извещение может быть представлено в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с пунктом 14 Правил прекращение осуществления ежемесячной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 12 настоящих Правил.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" имеют трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы.
Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление об установлении ежемесячной выплаты со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении компенсационной выплаты или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных в порядке межведомственного информационного обмена документов.
Основанием для прекращения ежемесячной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина, обратившегося за указанной выплатой, возложена обязанность представить достоверные сведения пенсионному органу, а после назначения ему такой выплаты - в 5-дневный срок сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением сумм компенсационной выплаты лицами, осуществляющими уход за престарелыми гражданами, достигшими возраста 80 лет.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что ежемесячная выплата, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006г. N 1455, была установлена Магомедову С.А. с 1 августа 2018 года на основании его заявления в связи с тем, что ответчик не работал, осуществлял уход за ребенком-инвалидом М.М.С, 06.02.2011 года рождения.
Из подписанного Магомедовым С.А. заявления лица, осуществляющего уход за ребенком - инвалидом о назначении ежемесячной выплаты, датированного 17 ноября 2015 года, следует, что он был извещен территориальным пенсионным органом о предусмотренных пунктом 12 названных выше Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы", прекращения осуществления ежемесячной выплаты, в том числе в случае выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы, и об обязанности в течение 5 дней известить территориальный пенсионный орган о наступлении этих обстоятельств (пункт 4 подписанного Магомедовым С.С. заявления).
Судебная коллегия отвергает доводы апелляционной жалобы о том, что заявление о назначении ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, Магомедовым С.С. не подписано.
Как усматривается из материалов дела, при исследовании судом первой инстанции в судебном заседании 10 июля 21020 года заявления Магомедова С.С. о назначении ежемесячной выплаты ни сам Магомедов С.С, ни его представители Дарбишев Г.Г. и Газиев А.М, которым судом под роспись были разъяснены их процессуальные права и обязанности, каких-либо замечаний не высказали, ходатайства о назначении по делу почерковедческой экспертизы не заявили. Не заявлено такое ходатайство стороной ответчика и в суде апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, Магомедов С.С. зарегистрирован в селе Арани Хунзахского района. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Магомедов С.С. осуществлял трудовую деятельность в ООО "Экодаг" в периоды с 01.08.2018 г. по 30.09.2018г, с 01.11. 2018 года по 31.12.2018г, с 01.01.2019г. по 31.03.2019г, с 01.05.2019г. по 30.06.2019г, с 01.07.2019. по 30.11.2019 г.
Неуплата в указанный период ООО "Экодаг" страховых взносов, равно как и представленная суду ответчиком справка ООО "Экодаг" об отсутствии у Магомедова С.С. заработной платы, подписанная самим же Магомедовым С.С, не могут служить достаточным основанием отказа в иске о взыскании с Магомедова С.С. безосновательно полученной им компенсационной выплаты за указанные периоды.
С 19 июля 2018 года ответчик зарегистрирован в налоговом органе в качестве единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью "Экодаг", основными видами деятельности которого является выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей, прочих однолетних культур, выращивание рассады, торговля цветами и растениями, оптовая торговля фруктами и овощами.
Указанное обстоятельство ответчиком в апелляционной жалобе не оспаривается.
Директором ООО "Экодаг" значится супруга ответчика Магомедова Баху Амирхановна - мать несовершеннолетней Магомедовой М.С, по ходу за которой Магомедову С.С. осуществлялась компенсационная выплата.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что в нарушение Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы и принятых на себя при обращении с заявлением о назначении ежемесячной выплаты обязательств Магомедов С.С. не уведомил пенсионный орган о своей предпринимательской деятельности.
Незаконная выплата Магомедову С.С. в сумме 99500 рублей произошла по вине ответчика, который в нарушение требований пунктов 9 и 10 Правил, в течение 5 суток не известил орган, осуществляющий компенсационную выплату к пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение указанной компенсации.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных ст. 1072 ГК РФ оснований для взыскания указанной суммы с Магомедова С.С.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, находит их основанными на правильном применении и толковании норм материального права.
При изложенных установленных судом обстоятельствах предусмотренных ст. 100 ГПК РФ оснований для удовлетворения заявления Магомедова С.С. о взыскании в его пользу 30000 рублей в возмещение его расходов на оплату услуг представителя у суда первой инстанции не имелось, К тому же указанные расходы не подтверждены платежными документами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции не соответствуют, изложенным в решении суда обстоятельствам дела являются несостоятельными, опровергаются изложенным выше.
Решение суда отвечает требованиям части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является законным и обоснованным.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом у исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
По изложенным основаниям апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
Решение Хунзахского районного суда Республики Дагестан от 28 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца М.С.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Хунзахский районный суд Республики Дагестан.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.