Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Козловой Н.И, Сальниковой В.Ю.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 ноября 2020 года апелляционную жалобу Кружковой Татьяны Николаевны на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 1 июня 2020 года по гражданскому делу N 2-2894/2020 по иску Кружковой Татьяны Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга о признании недействительным решения, обязании включить период работы в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости досрочно, назначении страховой пенсии по старости досрочно
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н, выслушав объяснения истца представителя истца - Мелюшенок Ю.В, представителя ответчика - Тимофеевой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кружкова Т.Н. обратилась в Калининский районный суд Санкт- Петербурга с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Калининском районе Санкт-Петербурга о признании недействительным решения ответчика N 683 от 19.07.2019 в части отказа в назначении страховой пенсии по старости досрочно, обязании включить период работы в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду N 111 комбинированного вида Выборгского административного района Санкт-Петербурга (далее - Детский сад N 111) в должности педагога-психолога с 18.09.2003 по 22.07.2008 в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости досрочно, признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии с 17.06.2019, обязании назначить страховую пенсию по старости с 17.06.2019.
В обосновании заявленных исковых требований истец указала на то, что в спорный период она была принята на должность педагога-психолога 18.09.2003 в детский сад N 111, 19 января 2005 года ей была присвоена I квалификационная категория по должности "педагог-психолог", 22.07.2008 уволена по переводу в школу N 468. В указанный период она работала полный рабочий день в режиме полной рабочей недели на полную ставку педагога - психолога. Согласно положениям пунктов 1.3, 1.4 Устава детского сада N 111 основной целью учреждения являлось воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными особенностями, в том числе, путем выполнения основной задачи - осуществления необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка. Должностной инструкцией педагога-психолога были утверждены функции, согласно которым основным направлением ее деятельности являлось психолого - педагогическое сопровождение коррекционного процесса в логопедических группах детского сада и по запросу в общеразвивающих группах; оказание психологической помощи воспитанникам и другим участникам воспитательного образовательного процесса. Приложением N 1 к лицензии Б 475632 учреждения от 07.02.2003 предусмотрено право реализовывать программу обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Характер деятельности истца в должности "педагога-психолога" соответствовал требованиям законодательства, так как ее работа в данном учреждении проходила с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической помощи. Указанные доводы при вынесении оспариваемого решения ответчиком учтены не были.
На основании изложенного, просила об удовлетворении заявленных исковых требований.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 1 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований Кружковой Т.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец Кружкова Т.Н. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Кружкова Т.Н. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представила, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие не заявляла. Истец направила в судебное заседание своего представителя, имеющего надлежащим образом удостоверенные полномочия. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав, явившихся участников процесса, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 18.09.2003 по 22.07.2008 истец работала в должности педагога-психолога в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду N 111 комбинированного вида Выборгского административного района Санкт-Петербурга, что не оспаривается сторонами.
Кружкова Т.Н, "... " года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 19.07.2019 N 683 отказано в досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности с 17.06.2019.
Из представленного в материалы дела оспариваемого решения усматривается следующее.
Оспариваемый период работы с 18.09.2003 по 22.07.2008 в должности педагога-психолога в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду N 111 не зачтен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку в соответствии с пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" Списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" Списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" Списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" Списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что стаж работы в оспариваемый период с 18.09.2003 по 22.07.2008 в должности педагога-психолога в детском саду N 111 не соответствовал условиям, определенным в Списках. Работодатель истца не подтвердил специальный стаж, не скорректировал сведения, предоставленные о периодах работы истицы в Пенсионный фонд Российской Федерации, не уплатил взносы по ставке, предусмотренной для работы в специальных условиях.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В силу пункта 19 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 01.01.2015 года) (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 19 пункта 1 статьи 27).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Пунктом 1 Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена должность педагога-психолога, занимаемая истицей, и пунктом 1.8 детские сады всех наименований.
Согласно пункту 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Таким образом, указанным выше Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрена работа с детьми, имеющими отклонения в развитии полный рабочий день при выполнении нормы рабочего времени на полную ставку в специальном коррекционном учреждении, где все воспитанники имеют ограничения по состоянию здоровья или страдают отклонениями в развитии.
Вместе с тем, суд верно исходил из того, что ГДОУ "Детский сад N 111 комбинированного вида Выборгского района СПб" таковым не является.
Статья 39 Конституции Российской Федерации, гарантируя права граждан на обязательное пенсионное обеспечение указывает, что пенсии и пособия устанавливаются законом.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, характере осуществляемой профессиональной деятельности, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Устанавливая в Федеральном законе N 400-ФЗ от 28.12.2013 правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психологофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Льготные условия назначения страховой пенсии находятся в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих трудовую деятельность, исходя из чего, законодателем определяются исчерпывающие списки должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение трудовой пенсии на льготных условиях.
Тем самым, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости дает не сам факт педагогической (воспитательной) работы, а определенная ее специфика ля отдельных должностей и в определенных учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Закона N 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 2 и 6 настоящего Перечня, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
Трудовая книжка не содержит сведений об условиях и характере труда. Так как при определении права на назначение досрочной страховой пенсии по старости учитываются периоды работы в определенных условиях труда, значение имеет подтверждение характера труда для включения периодов работы в специальный стаж. В связи с этим, периоды работы, указанные в трудовой книжке, включаются в общий стаж, а для включения данных периодов в специальный стаж необходимо дополнительное подтверждение, что прямо предусмотрено Перечнем документов, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н.
При этом, в соответствии с указанным Перечнем обязанность по предоставлению документов, подтверждающий особый характер труда, возложена на заявителя.
Согласно пунктам 2.8, 2.12 Устава Детского сада N 111, прием воспитанников в данное образовательное учреждение производится при наличии, в том числе, медицинских документов о состоянии здоровья ребенка, в том числе документов, подтверждающих наличие (отсутствие) медицинских показаний для пребывания ребенка в образовательном учреждении данного вида.
Обучение и воспитание в образовательном учреждении осуществляется в группах различных видов (ясельных, дошкольных, неполного дня) по следующим возрастным ступеням:
- одновозрастные группы для детей от 1 до 3 лет - наполняемость 15 человек;
- одновозрастные группы для детей от 3 до 4 лет - наполняемость 20 человек;
- одновозрастные группы для детей от 4 до 5 лет - наполняемость 20 человек;
- одновозрастные группы для детей от 5 до 6 лет - наполняемость 20 человек;
- одновозрастные группы для детей от 6 до 7 лет - наполняемость 20 человек;
- разновозрастные группы для детей от 3 до 7 лет: наличие любых 3-х возрастов - наполняемость 10 человек; наличие любых 2-х возрастов - наполняемость 12 человек.
- группы для детей с нарушением речи от 3 до 7 лет - наполняемость 10 человек;
- группы для детей с нарушением речи от 3 до 7 лет - наполняемость 12 человек.
В пункте 1.12 Устава указано, что образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется, в том числе, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 677, изменениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.1997 N 179.
Согласно пунктам 3, 4, 5 указанного Типового положения дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, просмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального личностного и физического развития ребенка;
- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
- детский сад;
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений и физическом и психическом развитии воспитанников;
- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
В пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" Списка 781 указаны специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 N 288 (ред. От 23.12.2002) "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии" создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:
- специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;
- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273 (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" зафиксировано право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования - обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В соответствии с законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" дети с ОВЗ могут получать образование не только в учреждениях коррекционного типа, но и в образовательных учреждениях основного типа при создании необходимых условий.
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования" частью III. "Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья", при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:... педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Оценивая доводы истца о том, что согласно положениям пунктов 1.3, 1.4 Устава детского сада N 111 основной целью учреждения являлось воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными особенностями, в том числе, путем выполнения основной задачи - осуществления необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка (пункт 1.4), также должностной инструкцией педагога-психолога были утверждены функции, согласно которым основным направлением ее деятельности являлось психолого-педагогическое сопровождение коррекционного процесса в логопедических группах детского сада и по запросу в общеразвивающих группах (пункт 2.1 должностной инструкции); оказание психологической помощи воспитанникам и другим участникам воспитательного образовательного процесса (пункт 2.3 должностной инструкции); приложением N 1 к лицензии Б 475632 учреждения от 07.02.2003 предусмотрено право реализовывать программу обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, суд верно указал на то, что данные доводы правового значения не имеют, поскольку вышеуказанными Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 предусмотрена работа с детьми, определенных категорий, полный рабочий день при выполнение нормы рабочего времени на полную ставку в определенных учреждениях, указанных в п.11 Правил N 781, тогда как психолого-педагогическое сопровождение коррекционного процесса в логопедических группах детского сада и по запросу в общеразвивающих группах не свидетельствует об изменении профиля образовательного учреждения и об особом характере деятельности истицы.
Таким образом, Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 111 комбинированного вида Выборгского административного района Санкт-Петербурга не является учреждением, работа в котором в должности педагога-психолога давала бы право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ.
Как усматривается из Списка учреждений и должностей, утверждая наименования учреждений, Правительство Российской Федерации включило в Перечень не все учреждения для детей, осуществляющие педагогическую деятельность, а конкретизировало их наименования.
Принимая во внимание, что отнесение учреждений для детей к учреждениям, работа в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии в вышеуказанный Список является прерогативой Правительства Российской Федерации, которое не отнесло все учреждения, а конкретизировало их наименования, учитывая содержание в указанных выше законодательных акта исчерпывающего перечня должностей и наименований учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, к которым ГДОУ "Детский сад N 111 комбинированного вида Выборгского района СПб" не отнесено, оснований для включения в специальный стаж спорного периода отсутствуют.
Также, судом установлено, что согласно выписке из индивидуального лицевого счета, сведения о работе истца в спорный период указаны работодателем общим трудовым стажем без кода особых условий труда.
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показания, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии.
В соответствии с пунктом 43 Правил, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (пункты 1, 2 статьи 11). Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти (статья 8.1.).
Пенсионным законодательством четко регламентированы правила подтверждения страхового стажа до и после даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица. Тем самым, периоды работы после даты регистрации не могут быть подтверждены никаким иным способом, кроме как сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Дата регистрации Кружковой Т.Н. в системе обязательного пенсионного страхования - 19.10.1997.
Вместе с тем, выпиской из лицевого счета застрахованного лица периоды с 18.09.2003 по 22.07.2008 работодателем не подтверждены как периоды, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что стаж работы истца в указанный период не соответствовал условиям, определенным в Списках, специальный стаж не подтвержден, в связи с чем признал оспариваемое истцом решение N 683 от 19.07.2019 законным и обоснованным.
Поскольку в удовлетворении основного требования о признании недействительным решения ответчика N 683 от 19.07.2019 в части отказа в досрочном назначении пенсии по старости, то производные требования об обязании включить период ее работы с 18.09.2003 по 22.07.2008 в страховой стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в ГБДОУ N 111 в должности педагога-психолога, признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии с 17.06.2019, обязании назначить страховую пенсию по старости с 17.06.2019, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 1 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кружковой Татьяны Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.