Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Барминой Е.А.
судей
Селезневой Е.Н.
Ягубкиной О.В.
при помощнике
Исаевой К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 октября 2020 г. гражданское дело N 2-3702/2020 по апелляционной жалобе Бойчука Валерия Дмитриевича на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июня 2020 г. по иску Бойчука Валерия Дмитриевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской федерации в Выборгском районе Санкт-Петербурга о включении периодов в специальный стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Барминой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бойчук В. Д. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской федерации в Выборгском районе Санкт-Петербурга (далее - УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга) об обязании включить в специальный стаж периоды работы: с 1 июля 1998 г..по 13 декабря 1999 г..в должности начальника подземного участка на Восточно-Жезказганском руднике г..Саптаев, с 13 декабря 1999 г..по 29 ноября 2000 г..в должности мастера подземного участка ПВС и БВР на Восточно-Жезказганском руднике г..Саптаев, с 29 ноября 2000 г..по 22 марта 2001 г..в должности заместителя главного инженера по буровзрывным работам шахты N 57 на Восточно-Жезказганском руднике г..Саптаев, с 22 марта 2001 г..по 31 мая 2001 г..в должности начальника подземного участка шахты N 57 на Восточно-Жезказганском руднике г..Саптаев, с 31 мая 2001 г..по 15 октября 2001 г..в должности заместителя главного инженера подземного участка по буровзрывным работам на Восточно-Жезказганском руднике г..Саптаев, с 15 октября 2001 г..по 16 января 2003 г..в должности главного инженера треста в Жезказганском шахтопроходческом управлении филиала ТОО "Корпорация Казахмыс" Шахтопроходческий трест им. Г.О.Омарова г..Жезказган, с 16 января 2003 г..по 17 июля 2003 г..в должности заместителя главного инженера по буровзрывным работам на Восточно-Жезказганском руднике г..Саптаев, с 17 июля 2003 г..по 17 октября 2006 г..в должности начальника подземного участка шахты N57 на Восточно-Жезказганском руднике г..Саптаев, с 17 октября 2006 г..по 20 ноября 2009 г..в должности заместителя председателя профсоюзного комитета ТОО "Корпорация Казахмыс", с 1 января 2010 г..по 23 мая 2011 г..в должности директора Восточно-Жезказганского рудника филиала ТОО "Корпорация Казахмыс" РО "Жезказганцветмет", с 23 мая 2011 г..по 10 августа 2011 г..в должности подземного инженера по горным работам горного отдела Рудоуправления филиала ТОО "Корпорация Казахмыс", с 19 октября 2011 г..по 1 апреля
2013 г..в должности горного мастера на подземных работах с полным рабочим днем в ЗАО "Управление-20 Метрострой", с 1 апреля 2013 г..по 1 октября 2013 г..в должности старшего производителя работ в ЗАО "Управление-20 Метрострой", с 13 января 2014 г..по 21 июля 2015 г..в должности начальника отдела по охране труда и промышленной безопасности в ЗАО "Строительно-Монтажное Управление N 20"; обязании ответчика назначить досрочно страховую пенсию по старости на основании п. 2. ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня обращения.
В обоснование иска истец указал, что 08 ноября 2017 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости, однако решением от 26 апреля 2019 г. во изменение решения от 26 июня 2018 г. ему было отказано, при этом в специальный стаж не включены спорные периоды работы с 1 января 1998 г. со ссылкой на письмо от 6 марта 2018 г. N 02-25/7079 Департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Карагандинской области о том, что назначение льготных пенсий по Списку N 1 и Списку N 2 с 1 января 1998 г. отменено. С данным решением пенсионного органа истец не согласен, полагает, что с учетом Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с применением Перечня профессий и должностей, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июня 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Бойчук В.Д. просит решение суда от 11 июня 2020 г. отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, в том числе, Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. Истец полагает, что на основании Списка N 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец - посредством направления почтовой корреспонденции, ответчик - посредством факсимильной связи, о причинах неявки суду не сообщили, доказательств невозможности явки в судебное заседание не представили, в связи с чем, судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Как следует из материалов дела, 8 ноября 2017 г. истец обратился в УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В подтверждение факта работы в спорные периоды, истцом представлена копия трудовой книжки, а также справки работодателей, уточняющие характер работы истца. Сам факт осуществления истцом трудовой деятельности в спорные периоды и на указанных им должностях ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
При рассмотрении заявления истца, пенсионным органом было получено письмо Республиканского Государственного учреждения "Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Карагандинской области" от 6 марта 2018 г, согласно которому с 1 января 1998 г. в Республике Казахстан было отменено назначение пенсий по возрасту на льготных основаниях по Списку N 1, Списку N 2 и выслуге лет. С указанной даты в Республике Казахстан пенсионные выплаты по возрасту назначались мужчинам по достижении 63 лет при наличии трудового стажа не менее 25 лет, а женщинам по достижении пенсионного возраста 58 лет, при наличии трудового стажа не менее 20 лет по состоянию на 1 января 1998 г. Назначение пенсионных выплат на льготных основаниях по Спискам N 1 и N 2 не предусмотрено (л.д. 60).
Решением УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга от 26 апреля 2019 г, принятым во изменение решения от 26 июня 2018 г, пенсионным органом отказано в досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. Пенсионным органом определен специальный стаж истца в размере 6 лет 1 месяц 4 дня за период по 31 декабря 1997 г, спорные периоды не включены в специальный стаж работы со ссылкой на то, что в Республике Казахстан назначение льготных пенсий по Списку N 1 и Списку N 2 отменено с 1 января 1998 г.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом исковых требований, суд первой инстанции со ссылкой на Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, пришел к выводу, что граждане, переселившиеся на территорию Российской Федерации из государства-участника Соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории Российской Федерации, так и на территории государства-участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии, а поскольку в Республике Казахстан с 1 января 1998 г. отсутствует такой вид пенсии, как досрочная пенсия в связи с занятостью на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в специальный стаж истца для определения его права на такую пенсию на территории Российской Федерации не могут быть включены спорные период работы после 1 января 1998 г.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из смысла ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 г, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с указанным Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Указанное положение закреплено и в ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г, которым предусмотрено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Согласно статьям 1, 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения.
В соответствии со статьей 5 данное Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан от 17 июня 1991 г. N 675-XII "О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан" право на пенсию по возрасту на льготных условиях независимо от места последний работы имели, в том числе, работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, и по результатам аттестации рабочих мест: мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах; женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Казахстан от 17 июня 1991 г. N 675-XII "О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан" работники, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников имеют право на пенсию независимо от возраста, если они были заняты на этих работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах: горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин при условии, если они были заняты на этих работах не менее 20 лет. Списки работ и профессий, дающих право ухода на пенсию, порядок исчисления стажа на подземных и открытых горных работах указанным работникам определяются Правительством Республики Казахстан.
Действие данных норм вышеуказанного Закона Республики Казахстан было приостановлено до 1 января 2001 г. в соответствии со статьями 2, 5 Закона Республики Казахстан от 16 июля 1996 г. N 32-I "О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской СССР "О пенсионном обеспечении граждан в Казахской СССР" со дня опубликования Закона от 16 июля 1996 г. N 32-I (с 27 июля 1996 г.).
Институт досрочной пенсии работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в Республике Казахстан отменен в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. N 136-1 с 1 января 1998 г.
С 1 января 1998 г. вступил в действие Закон Республики Казахстан от 16 января 1996 г. N 32-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР "О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР", которым не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет.
Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. N 136-1 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", вступившим в силу с 1 января 1998 г, определены новые правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, в частности, в статьях 8 и 9 указаны категории граждан, имеющих право на получение пенсионных выплат до достижения общего пенсионного возраста (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, органов финансовой полиции, государственной противопожарной службы; граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска; женщины, родившие 5 и более детей).
Работники, занятые на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в качестве граждан, имеющих право на получение пенсии досрочно, до достижения пенсионного возраста, в данном законодательном акте не указаны.
Кроме того, законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. N 136-1 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" с 1 января 1998 г. введена накопительная система и не предусмотрено назначение пенсии работникам ранее достижения ими общеустановленного возраста. С указанной даты "Государственный центр по выплате пенсий министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан" ведет учет поступающих взносов для назначения пенсии на общих основаниях, то есть только по достижению пенсионного возраста.
Так, во исполнение реформы пенсионного обеспечения на территории Республики Казахстан были созданы накопительные пенсионные фонды, в которые с 1 января 1998 г. все работающие граждане в обязательном порядке производили отчисления в размере 10% дохода на свой индивидуальный пенсионный счет.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Республики Казахстан от 31 июля 2013 г. N 747 "О создании единого накопительного пенсионного фонда", "Единый накопительный пенсионный фонд" был переименован в некоммерческое акционерное общество "Единый накопительный пенсионный фонд".
В соответствии с п. 14 пенсионных правил единого накопительного пенсионного фонда, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан N 984 от 18 сентября 2013 г, информация о состоянии пенсионных накоплений за счет обязательных пенсионных взносов и (или) обязательных профессиональных взносов предоставляется единым накопительным пенсионным фондом с даты открытия индивидуального пенсионного счета по учету обязательных пенсионных взносов.
Уполномоченными органами по предоставлению сведений об уплаченных взносах являлись: Республиканское государственное казенное предприятие "Государственный центр по выплате пенсий министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан", "Единый накопительный пенсионный фонд", переименованный в последующем в некоммерческое акционерное общество "Единый накопительный пенсионный фонд".
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В письме Пенсионного фонда России от 17 января 2017 г. N ЛЧ-25-26/358 "О реализации международных соглашений с бывшими республиками СССР в части назначения досрочно пенсии по старости на территории Российской Федерации" отмечено об обязательности наличия схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий досрочного пенсионного обеспечения и наличия даты отмены института досрочных пенсий. При этом необходимо учитывать, что при досрочном назначении страховой пенсии в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ документально подтверждается наличие в государстве - участнике международных соглашений схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий досрочного пенсионного обеспечения и дата отмены института досрочных пенсий.
В силу статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Как разъяснил Экономический Суд Содружества Независимых Государств в консультативном заключении N 01-1/1-09 от 28 сентября 2009 г, сохранение права на пенсию в государстве нового места жительства или продолжение выплаты пенсии государством, ее назначившим, норма статьи 7 Соглашения связывает с наличием пенсии того же вида в законодательстве государства, куда гражданин переехал на постоянное жительство. Анализ пенсионного законодательства государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г. свидетельствует о том, что право на пенсию определенного вида имеют граждане при наличии всех предусмотренных законом для данного вида пенсии условий, совокупность которых является правовым основанием назначения пенсии. С учетом изложенного Экономический Суд СНГ, осуществляя толкование содержащегося в части первой статьи 7 Соглашения термина "пенсия того же вида", полагает, что пенсия может быть отнесена к "пенсии того же вида", если законодательством государства нового места жительства пенсионера установлены такие же основания (условия) назначения данной пенсии. При этом Экономический Суд СНГ отметил, что, несмотря на имеющуюся схожесть в названии пенсии, основания (условия) ее назначения по законодательству государств-участников могут быть различны. Учитывая изложенное, Экономический Суд СНГ пришел к выводу, что право гражданина на выплату пенсии, которую он получал в одном государстве-участнике Соглашения от 13 марта 1992 г, сохраняется при его переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник только в том случае, когда законодательство государства нового места жительства предусматривает такие же основания (условия) назначения данной пенсии.
Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм и разъяснений следует, что на основании Соглашения от 13 марта 1992 г, для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях, учитывается стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения.
Стаж, приобретенный на территории любого из государств - участников Соглашения, учитывается при определении права на пенсию, и приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. При этом, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ после 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчет страхового стажа только при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Кроме того, исходя из положений статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 г, с учетом разъяснений Экономического Суда Содружества Независимых Государств, при переезде гражданина из одного государства - участника Соглашения в другое государство, право на льготное пенсионное обеспечение сохраняется только в том случае, когда законодательствами двух государств предусмотрены одинаковые основания (условия) назначения данного вида пенсии.
При этом, в связи с введением с 1 января 1998 г. на территории Республики Казахстан накопительной пенсионной системы, были определены категории граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии по старости. При этом работники, занятые на подземных работах, работах с вредными или тяжелыми условиями труда, в Республике Казахстан с 1 января 1998 г. не обладают льготами при определении их права на пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия отмечает, что право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществлявшим трудовую деятельность на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, законодательством Республики Казахстан с 1 января 1998 г. не предусмотрено, однако предусмотрена выплата соответствующего пособия за работу по Списку N 1.
Так, с 1 января 2000 г. в Республике Казахстан был введен в действие Закон Республики Казахстан "О государственном специальном пособии лицам, работавшим на поземных и открытых горных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда" от 13 июля 1999 г, согласно которому право на пособие имеют граждане Республики Казахстан, имевшие по состоянию на 1 января 1998 г. стаж работы по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиям труда, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 1999 г. N 1930: мужчины - по достижении возраста 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на подземных работах, женщины - по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них 7 лет 6 месяцев на подземных работах.
С 1 января 2008 г. в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в вышеуказанный Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 г, право на государственное специальное пособие имеют граждане Республики Казахстан, имевшие по состоянию на 1 января 1998 г. стаж работы по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2007 г. N 1283: мужчины - по достижению 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах, женщины - по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
При этом возможность увеличения возраста, с которого назначается соответствующее пособие, при наличии специального стажа менее установленного размере, вышеуказанным нормативным актом Республики Казахстан не предусмотрено.
Из решение УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга от 26 апреля 2019 г. следует, что при обращении за назначением страховой пенсии по старости досрочно истец Бойчук В.Д. достиг возраста 50 лет, и имел специальный стаж работы по состоянию на 1 января 1998 г. - 6 лет 1 месяц 4 дня, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что права на дополнительное пособие лицам, работавшим на поземных и открытых горных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 июля 1999 г, истец также не имел, а следовательно, после 1 января 1998 г. истец по законодательству Республики Казахстан не имел права ни на какие льготы, связанные с пенсионным обеспечение.
Поскольку до 1 января 1998 г. пенсионное законодательство Республики Казахстан предусматривало назначение пенсий на льготных условиях работникам, занятым полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и данный институт утратил силу с 1 января 1998 г, правом на дополнительные льготы в виде соответствующего государственного специального пособия истец не обладал, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции о том, что спорные периоды работы истца, имевшие место после отмены института досрочного назначения пенсии в Республике Казахстан, не подлежали включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как правильно указал суд первой инстанции, из анализа вышеуказанных норм следует, что граждане, переселившиеся по месту жительства на территорию Российской Федерации из государства-участника Соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории Российской Федерации, так и на территории государства-участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец реализовал право на назначение пенсии по правилам, установленным в Российской Федерации, следовательно, и правила пенсионного обеспечения иного государства не имеют значения, а условия назначения страховой пенсии по старости досрочно подлежит определению на основании законодательства Российской Федерации, с учетом вышеуказанных обстоятельств признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку уполномоченные органы Российской Федерации не вправе оценивать характер работы, осуществляемый лицом на территории иного государства. В данном случае, юридически значимым обстоятельством является установление того, является ли выработанный истцом стаж признаваемым на территории государства, где такая деятельность осуществлялась.
По смыслу норм пенсионного законодательства Российской Федерации, право на досрочное назначение пенсии законодатель связывает не с любой работой, а с той, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Для определения таких особых условий труда на территории Российской Федерации установлены соответствующие нормативы.
Однако, при определении права истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости на территории Российской Федерации, ни пенсионные, ни судебные органы Российской Федерации не обладают полномочиями по оценке тех условий труда, при которых истец осуществлял свою трудовую деятельность на территории другого государства. В данном случае может быть оценено только то обстоятельство, насколько другим государством, в котором лицом осуществлялась трудовая деятельность, признается факт выполнения работы в таких особых условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, периоды осуществления истцом трудовой деятельности в Республике Казахстан, имевшие место после 1 января 1998 г. включению в специальный стаж не подлежали, поскольку с указанной даты по настоящее время на территории Республики Казахстан работа в указанных истцом должностях, государством не признается в качестве работы на тех условиях, которые давали бы право на досрочное назначение пенсии.
Указанное в просительной части апелляционной жалобы требования о включении части спорных периодов в общий страховой стаж, не может быть предметом рассмотрения судебной коллегии, поскольку таких требований в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истцом заявлено не было.
Согласно тексту искового заявления, истцом были заявлены требования о включении спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, и требования о возложении на ответчика обязанности по назначении досрочно страховой пенсии по старости. Требований о включении каких-либо периодов работы истца в общий страховой стаж заявлено не было, заявлений об уточнении исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истцом не подавалось.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК Российской Федерации). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.
Оснований для выхода за пределы заявленных требований в данном случае у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с ч. 4 ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.
По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июня 2020 г, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Бойчука Валерия Дмитриевича, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.