Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Куловой Г.Р.
судей Багаутдиновой А.Р. и Портновой Л.В, при секретаре Абдуллиной М.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России N30 по Республике Башкортостан к Калимуллиной З.Ф. о взыскании земельного налога и пени, по апелляционной жалобе Калимуллиной З.Ф. на решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N30 по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным иском к Калимуллиной З.Ф. о взыскании земельного налога и пени.
В обоснование иска указала, что административному ответчику принадлежит земельный участок по адресу: адрес кадастровый N.., площадь 6543545, дата регистрации права дата. Мировым судьей судебного участка N3 по Чишминскому району Республики Башкортостан 06 ноября 2019 года отменен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и сборам от 22 августа 2019 года N2а-1971/2019 отменен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и сборам. При этом налогоплательщиком задолженность полностью не погашена. За должником Калимуллиной З.Ф. числится задолженность по земельному налогу а именно: налог - 10 438 рублей, пени - 147.17 рублей, всего - 10 585, 17 рублей за 2017 год. Уведомление и требование об уплате налога, направленные в адрес ответчика, оставлены без удовлетворения.
Межрайонная ИФНС России N30 по Республике Башкортостан просила суд взыскать с Калимуллиной З.Ф. (ИНН...) земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 10 438 рублей, пени - 147, 17 рублей, всего 10 585, 17 рублей.
Уточнив требования, Межрайонная ИФНС России N30 по Республике Башкортостан просила суд взыскать с Калимуллиной З.Ф. (ИНН...) земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 5 272 рубля, пени - 147, 17 рублей, всего 5 419, 17 рублей, в связи с частичной оплатой.
Решением Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года постановлено:
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N30 по Республике Башкортостан к Калимуллиной З.Ф. о взыскании земельного налога и пени - удовлетворить.
Взыскать с Калимуллиной З.Ф. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N30 по Республике Башкортостан земельный налог 5 272 рубля и начисленные на него пени 147, 17 рублей. Взыскать с Калимуллиной З.Ф. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе Калимуллина З.Ф. просит решение суда отменить, считает его незаконным, ссылаясь на не извещение о времени и месте проведения судебного заседания, необоснованность суммы задолженности ввиду отсутствия расчета суммы налога. Также указала на частичное погашение суммы задолженности, что имеет льготы по земельному налогу в виде необлагаемой части, поскольку является инвалидом второй группы по общему заболеванию.
В судебное заседание лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения надлежащим образом.
Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичные требования закреплены в пункте 1 статьи 3 и подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что Калимуллина З.Ф. в налоговый период дата являлась плательщиком земельного налога поскольку ей принадлежал земельный участок с кадастровым номером.., находящийся по адресу: адрес в связи с чем, ей налоговым органом направлено налоговые уведомление N... от дата с предложением уплатить начисленный налог не позднее дата, а также налоговое требование N... об уплате указанного налога в срок до дата.
Факты направления налоговым органом Калимуллиной З.Ф. писем с налоговыми уведомлением и требованием подтверждены Реестрами почтовых отправлении, в связи с чем, в соответствии с положениями пунктом 4 статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, которыми законодатель установилпрезумпцию получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налога, направленных по почте заказными письмами, налоговое уведомление и требование считаются полученными Калимуллиной З.Ф. по истечении шести дней с даты направления заказных писем.
Однако, Калимуллиной З.Ф. земельный налог в сроки, указанные в налоговом уведомлении и требовании, в добровольном порядке не уплачены.
С учетом частичной уплаты Калимуллиной З.Ф. земельного налога, сумма налоговой недоимки составляет 5 272 рубля. Доказательств погашения в полном объеме задолженности по земельному налогу суду не представлено и представителем Межрайонной ИФНС России N30 по Республике Башкортостан в уточненном исковом заявлении, а также в ответе на судебный запрос суда первой инстанции не подтверждается.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку Калимуллиной З.Ф. законно установленный налог в предусмотренные законодательством о налогах и сборах сроки не был уплачен, Межрайонной ИФНС России N30 по Республике Башкортостан на неуплаченную ею сумму налога правомерно начислены пени 147, 17 рублей.
Предусмотренные законодательством о налогах и сборах и Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации порядок и сроки обращения в суд с настоящим иском с учетом отмены судебного приказа дата не нарушены.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что у административного ответчика имеется задолженность по уплате земельного налога и пени, что подтверждается представленным административным истцом расчетом, признанным судом обоснованным и арифметически верным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении административного ответчика о дате и времени рассмотрения дела в суде первой инстанции, является необоснованным.
Порядок доставки и вручения судебной повестки определены статьями 98 и 99 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Как следует из материалов дела, Калимуллина З.Ф. извещена о проведении судебного заседания дата судебной повесткой, направленной заказным письмом (л.д.22), которое возвращено в суд с отметкой об истечении срока хранения.
Довод жалобы о том, что административный ответчик не согласна с начислением земельного налога в связи с тем, что земельный участок сдан ею в аренду, отклоняется судебной коллегией.
Исчисление налогов физическим лицам, являющимся собственниками земельных участков, осуществляется налоговыми органами по месту нахождения объектов собственности, на основании сведений, представляемых в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
По сведениям, поступившим из органов Росреестра, Калимуллина З.Ф. является собственником следующих объектов недвижимости:
- земельный участок, расположенный по адресу: адрес кадастровый N.., площадь 6543545, дата регистрации права дата.
Расчет суммы налога по задолженности административного ответчика представлен в налоговом уведомлении от дата N...
Согласно статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог обязателен к уплате на территориях муниципальных образований. Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Довод жалобы о том, что административный ответчик освобожден от уплаты земельного налога как инвалид второй группы, не может повлечь отмену решения.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Субъектом налоговой льготы, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, является тот налогоплательщик, у которого имеются основания для ее получения и соответствующие документы.
В силу требований статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган, получив от налогоплательщика документы, свидетельствующие о возможном праве на налоговую льготу, обязан проверить соответствие этих документов требованиям законодательства, оценить полноту указанных в них сведений и принять решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении заявленной налоговой льготы.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2003 года N472-0 выражена правовая позиция, в соответствии с которой положения статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.
Таким образом, предоставление права на налоговую льготу носит заявительный характер.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Калимуллиной З.Ф. - без удовлетоврения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Г.Р. Кулова
Судьи А.Р. Багаутдинова
Л.В. Портнова
Справка: судья Абдрахманов О.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.