Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А. М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Беленко Р.В. на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 02 июня 2020 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 16 сентября 2020 года по административному делу N 2а-1743/2020 по административному иску Беленко Р.В. о признании незаконным и отмене решения Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Мурманской области" от 25 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Беленко Р.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Мурманской области" от 25 февраля 2020 года.
В обоснование заявленных требований Беленко Р.В. указал, что 03 марта 2020 года им получено уведомление должностного лица военного комиссариата Мурманской области - начальника центра социального обеспечения Поворознюка Ю.М. от 25 февраля 2020 года об удержании выявленной в ходе ревизии переплаты истцу надбавки к пенсии за выслугу лет на нетрудоспособного члена семьи за период с 11 мая по 30 сентября 2018 года в сумме 10 855 рублей 12 копеек.
Истец с указанным решением не согласен, полагает его незаконным и подлежащим отмене, поскольку 11 мая 2018 года истцу присвоен статус адвоката, однако в период с мая по сентябрь 2018 года доход от адвокатской деятельности он не получал, в связи с чем надбавка к пенсии за выслугу лет на нетрудоспособного члена семьи в указанном выше размере произведена законно.
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 02 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 16 сентября 2020 года, административное исковое заявление Беленко Р.В. оставлено без удовлетворения.
На вступившие в законную силу судебные акты Беленко Р.В. подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. Ссылается на нарушение судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, в том числе сотрудников, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, которым предусмотрен такой вид пенсионного обеспечения как пенсия за выслугу лет (статья 5, статьи 13-18 Закона).
Подпункт "б" части второй статьи 17 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, устанавливая правило, согласно которому к пенсии за выслугу лет, выплачиваемой неработающим пенсионерам, имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, начисляется надбавка, закрепляет для лиц, проходивших военную службу, дополнительные гарантии повышения уровня пенсионного обеспечения. Такое регулирование обусловлено существующей у названной категории граждан необходимостью нести повышенные расходы и имеет своей целью их материальную поддержку в тех случаях, когда пенсионер не осуществляет деятельности, направленной на получение средств к существованию для него самого и членов его семьи.
Статьей 57 Закона N 4468-1 предусмотрено, что пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, выплачиваются полностью независимо от наличия у пенсионеров заработка или другого дохода. Пенсионерам, поступившим на работу или имеющим доход от занятия предпринимательской деятельностью, не выплачиваются только надбавки к пенсии, предусмотренные для неработающих пенсионеров пунктом "б" статьи 17 и статьей 24 настоящего Закона.
Положениями статьи 62 Закона N 4468-1 установлено, что удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20% причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50% причитающейся ему пенсии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Беленко Р.В. является получателем пенсии за выслугу лет в Военном комиссариате Мурманской области.
02 июля 2018 года административный истец представил заявление, в котором указал, что не работает с 22 августа 2017 года, не занимается предпринимательской (индивидуальной) деятельностью, имеет на руках трудовую книжку, в связи с чем просил выплачивать надбавку к пенсии на нетрудоспособного члена его семьи, находящегося на его иждивении - сына Беленко Н.Р, 2004 года рождения.
Центром социального обеспечения ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области на основании пункта "б" статьи 17 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 за период с 11 мая 2018 года по 30 сентября 2018 года истцу была выплачена надбавка к пенсии в общем размере 10 855 рублей 12 копеек.
19 сентября 2018 года Беленко Р.В. обратился в Военный комиссариат г. Североморска с заявлением о прекращении с 01 октября 2018 года выплаты надбавки к пенсии на иждивенца, в связи с получением денежного содержания за осуществление адвокатской деятельности, при этом документы, подтверждающие факт трудоустройства истца представлены не были.
На основании указанного заявления должностным лицом Военного комиссариата Мурманской области было принято решение о прекращении выплаты истцу надбавки к пенсии с 01 октября 2018 года.
С учетом сведений, установленных в ходе проведения ревизионных мероприятий, 25 февраля 2020 года начальником центра социального обеспечения Поворознюком Ю.М. в соответствии с требованиями статей 17, 56, 62 Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 было принято решение об удержании из причитающейся к выплате пенсии Беленко Р.В. выплаченной надбавки на иждивенца за период с 11 мая 2018 года по 30 сентября 2018 года в сумме 10 855 рублей 12 копеек по 20% ежемесячно до полного погашения, о чем также был уведомлен истец.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое административным истцом решение об удержании надбавки к пенсии за выслугу лет на нетрудоспособного члена семьи, оформленное уведомлением от 25 февраля 2020 года, принято должностным лицом в пределах его полномочий, действия по его вынесению соответствовали требованиям действующего законодательства и не повлекли нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. У Беленко Р.В. отсутствовали законные основания для получения надбавки к пенсии за выслугу лет на нетрудоспособного члена семьи за период с 11 мая 2018 года по 30 сентября 2018 года в связи с присвоением ему статуса адвоката, самостоятельно обеспечивающим себя работой.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда признала вывод суда правильным и соответствующим нормам материального права, которым регламентированы спорные правоотношения, указав, что поскольку решением квалификационной комиссии адвокатской палаты N 2 Беленко Р.В, 11 мая 2018 г. присвоен статус адвоката, у административного ответчика имелись основания для принятия оспариваемого решения от 25 февраля 2020 г, учитывая, что Беленко Р.В. в период с 11 мая 2018 г. по 30 сентября 2018 г. неработающим пенсионером не являлся, правом на получение надбавки на нетрудоспособного иждивенца не обладал.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", что подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
Адвокат, занимающийся частной практикой, - это адвокат, который выбрал форму адвокатского образования в виде адвокатского кабинета (статья 21 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ). При этом, если адвокат выбрал иную форму адвокатского объединения, то, исходя из положений статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ, он продолжает оставаться страхователем в обязательном порядке. Таким образом, исходя из системы действующего правового регулирования, обязанность уплачивать страховой взнос возложена на всех адвокатов, независимо от избранной ими организационно-правовой формы деятельности.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ застрахованными лицами, то есть лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 23 октября 2014 года N 2346-0, граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, уплата страховых взносов обеспечивает приобретение ими права на получение соответствующих социальных выплат.
При этом, учитывая особенности правового статуса лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, федеральный законодатель предусмотрел для них особый порядок исчисления страховых взносов, уплата которых производится в фиксированном размере (статья 14 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страховании" и статья 28 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Таким образом, адвокаты, получающие пенсии по Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" осуществляющие в силу предписаний федеральных законов "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, имеют право - при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (достижение общеустановленного пенсионного возраста и наличие необходимого страхового стажа), - помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению получать и соответствующее страховое обеспечение с учетом уплаченных сумм страховых взносов.
Согласно ч. 1 ст. 12 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.
Таким образом, Беленко Р.В, получив 11 мая 2018 года статус адвоката, в силу вышеприведенных правовых норм являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как лицо, самостоятельно обеспечивающим себя работой, в связи с чем, учитывая положения статьи 57 Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 основания для получения истцом надбавки к пенсии за выслугу лет на нетрудоспособного члена семьи за период с 11 мая 2018 года по 30 сентября 2018 года отсутствуют.
Данная позиция так же отражена в статье 62 вышеуказанного закона, на основании которой сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность вынесенного решения, постановленного в соответствии с законом, не влияют.
Установленные законом основания для отмены обжалованных судебных актов отсутствуют.
Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов нет.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 02 июня 2020 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 16 сентября 2020 года по административному иску Беленко Р.В. о признании незаконным и отмене решения Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Мурманской области" от 25 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Беленко Р.В. - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 02 июня 2020 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 16 сентября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 24 декабря 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.