Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Некраова И.А, Латышева И.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 02 сентября 2020 года по административному делу N 33а-5170/2020 по административному иску Некраова И.А, Латышева И.Н. к администрации муниципального образования "Емецкое" о признании незаконным требования о сносе жилого дома в части срока его исполнения, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, (по первой инстанции решение принято Холмогорским районным судом Архангельской области 28 мая 2020 года (дело N2а-129/2020).
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Некрасова И.А, Латышева И.Н. обратились в суд с административным иском об оспаривании требований администрации муниципального образования "Емецкое" от 14 февраля 2020 года о сносе многоквартирного жилого "адрес" "адрес" в части срока его исполнения, возложении обязанности изменить указанные требования, установив срок их исполнения не позднее 14 августа 2020 года.
В обоснование административного иска указали, что являются собственниками помещений данного многоквартирного жилого дома. Распоряжением администрации муниципального образования "Емецкое" от 11 декабря 2019 года N 263/1 (в редакции распоряжения от 27 января 2020 года N 10), принятым на основании заключения межведомственной комиссии от 11 декабря 2019 года N 79, данный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. 14 февраля 2020 года в их адрес администрацией муниципального образования "Емецкое" направлено требование в срок до 1 января 2025 года, совместно с иными собственниками помещений указанного дома, решить вопрос о его сносе. Полагают, что установленный этим требованием срок для решения собственниками помещений многоквартирного жилого дома вопроса о его сносе является неразумным, нарушает их жилищные права.
Решением Холмогорского районного суда Архангельской области 28 мая 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 02 сентября 2020 года решение Холмогорского районного суда Архангельской области 28 мая 2020 года отменено, административные исковые требования удовлетворены.
На указанное апелляционное определение Некрасова И.А, Латышева И.Н. подали кассационную жалобу. В жалобе приводятся доводы о нарушении судом норм процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в результате пожара, произошедшего 22 ноября 2019 года, "адрес" в районе среднего (второго) подъезда значительно поврежден огнем.
Некрасова И.А, Латышева И.Н. являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес". При этом из 755, 7 кв.м. площади жилых помещений дома в муниципальной собственности находятся квартиры площадью 413 кв.м, что составляет 55%.
По результатам обследования данного многоквартирного жилого дома межведомственной комиссией составлено заключение от 11 декабря 2019 года N 79, в котором указано на выявление оснований для признания здания аварийным и подлежащим сносу.
Это заключение послужило основанием для принятия администрацией муниципального образования "Емецкое" распоряжения от 11 декабря 2019 года N 263/1 "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" (в редакции распоряжения от 27 января 2020 года N 10), которым многоквартирный жилой "адрес" "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок расселения жильцов этого дома - 1 января 2025 года.
14 февраля 2020 года N 16-29/2413 в адрес Некрасовой И.А, Латышевой И.Н. администрацией муниципального образования "Емецкое" направлены требования в срок до 1 января 2025 года совместно с другими собственниками решить вопрос о сносе данного жилого дома.
Из заключения эксперта N 207/19-СЭ, выполненного ООО "Респект" 11 декабря 2019 года, следует, что физический износ конструкций первого подъезда составляет 70%, при этом техническое состояние части перекрытий 1 и 2 этажей и кровли 2 подъезда, наиболее поврежденных при пожаре, оценивается как аварийное, характеризующееся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Требуется проведение срочных противоаварийных мероприятий, так как состояние внутренней продольной стены в районе квартир 6-10 оценивается как недопустимое, характеризующееся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования.
Распоряжением муниципального образования "Емецкое" от 22 ноября 2019 года N 251/1 в связи с выездом жильцов из указанного многоквартирного жилого дома с 23 ноября 2019 года отменено начисление платы за наем жилого помещения и жилищно-коммунальные услуги.
Указанный многоквартирный жилой дом отключен от электричества, центральных инженерных систем отопления и водоснабжения, огорожен сигнальными лентами в целях ограничения доступа в здание.
На основании заключенного 3 января 2020 года администрацией муниципального образования "Емецкое" и индивидуальным предпринимателем Ермолиным Г.Е. договора возмездного оказания услуг по разборке аварийного многоквартирного дома исполнитель фактически приступил к разбору указанного многоквартирного жилого дома. Выполнение данных работ приостановлено на основании вступившего в законную силу решения Холмогорского районного суда Архангельской области от 18 марта 2020 года в связи с несоблюдением органом местного самоуправления установленных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации требований к процедуре сноса аварийного многоквартирного жилого дома.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что срок решения вопроса о сносе жилого дома - до 1 января 2025 года является разумным и не нарушает жилищных прав административных истцов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда пришла к правильному выводу о том, что установленный оспариваемыми требованиями срок для решения собственниками помещений в нем вопроса о сносе данного многоквартирного дома (более 5 с половиной лет) является явно неразумным и чрезмерным, что свидетельствует об использовании уполномоченным органом местного самоуправления предоставленных ему полномочий в сфере обеспечения сохранности и соответствия жилых помещений санитарным и техническим требованиям вопреки законной цели, а также правам, законным интересам граждан, государства и общества.
В силу статьи 22 закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года N 258-внеоч.-03 "О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области" муниципальное образование "Емецкое" наделено статусом сельского поселения.
В соответствии с пунктом 6 части 1, частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации на территории сельских поселений учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов.
Фактически полномочия по решению вопросов, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", осуществляет муниципальное образование "Емецкое" на основании заключенного между муниципальным образованием "Емецкое" и муниципальным образованием "Холмогорский муниципальный район" соглашения о передаче полномочий, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее по тесту также - Положение).
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления (за исключением случаев, указанных в пункте 7(1) данного Положения).
По результатам работы комиссия принимает одно из предусмотренных пунктом 47 Положения решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в данном Положении требованиям. Данное решение оформляется в виде заключения и в 3-дневный срок направляется комиссией в орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения (пункты 47 и 47(1) Положения).
На основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения (в частности, решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
В силу п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Проанализировав перечисленные положения законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу и неосуществления собственниками в установленный органом местного самоуправления срок работ по сносу либо реконструкции жилого дома, земельный участок и расположенные на нем жилые помещения в составе многоквартирного дома подлежат изъятию на основании соответствующего решения органа местного самоуправления. При этом непринятие длительное время такого решения, свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на орган местного самоуправления полномочий и нарушении жилищных прав граждан.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Длительное бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер, по расселению граждан, проживающих в таких жилых помещениях, а также длительное бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер предусмотренных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по изъятию земельного участка и жилых помещений у собственников аварийного дома, не отвечает обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, влечет ущемление их прав и интересов.
Поскольку судами установлено, что дом, в котором проживают истцы является аварийным, проживание в нем представляет непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан, имеются основания полагать ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что то при таких обстоятельствах установленный срок сноса дома - до 1 августа 2025 года является разумным и не нарушающим права граждан.
Установленный судебной коллегией по административным делам Архангельского областного суда срок требования о сносе дома до 01 августа 2021 года является разумным и обусловлен не только аварийном состоянием жилого дома, в котором проживают истцы, но и комплексом необходимых мероприятий по сносу дома, требующих временных затрат. При этом суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно принял решение об их частичном удовлетворении.
Содержащиеся в кассационной жалобе ссылки на то, что суд не привлек к участию в деле всех собственников помещений в жилом доме, не являются основанием к отмене вступивших в законную силу судебных актов.
На основании пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Предметом настоящего судебного разбирательства были требования органа местного самоуправления, адресованные конкретным лицам, а именно административным истцам. Вопрос о правах и обязанностях иных собственников жилых помещений в жилом доме судом не разрешался. В случае наличия у них претензий к администрации МО "Емецкое" отсутствуют препятствия для самостоятельного обращения таких граждан в суд.
Описки в судебных актах подлежат исправлению в установленном законом порядке и не влекут отмены решения суда и апелляционного определения.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Апелляционное определение соответствует требованиям закона.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 02 сентября 2020 года по административному исковому заявлению Некраова И.А, Латышева И.Н. оставить без изменения, кассационную жалобу Некраова И.А, Латышева И.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 02 сентября 2020 года, и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 24 декабря 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.