Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Краснодарского края Полубоярова А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 25 мая 2020 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Центр-Моторс", установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 25 мая 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Центр-Моторс" прекращено в связи с установлением обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 июля 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.
В протесте, поданном в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Краснодарского края Полубояров А.А. просит об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на их незаконность, и направлении дела на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в протесте и отзыве, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать, в частности, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В части 1 статьи 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
Как следует из постановления о возбуждении настоящего дела об административном правонарушении, в январе 2018 года в ООО "Центр Моторс" поступило предписание управления земельного контроля администрации МО г. Краснодар о демонтаже рекламных конструкций.
Директор ООО "Центр Моторс" поручил ЯЮА. разобраться в ситуации, связанной с названным предписанием, уполномочив его доверенностью действовать от имени общества.
ЯЮА, действуя по поручению директора ООО "Центр Моторс", обратился к заместителю директора МКУ МО г. Краснодар "Управление земельных отношений" КАА. с просьбой прекратить демонтаж рекламной конструкции по предписанию муниципального органа. С целью прекращения демонтажа, 15 января и 17 марта 2018 года ЯЮА. перечислил на банковскую карту, указанную КАА, по 10 000 рублей.
Возбуждая дело об административном правонарушении, прокурор указал, что представитель ООО "Центр Моторс" по доверенности ЯЮА передал должностному лицу органа местного самоуправления КАА денежные средства за совершение заведомо незаконных действий (бездействия), которыми в силу своего служебного положения он мог способствовать.
Нижестоящие суды пришли к выводу о наличии обстоятельств, при которых юридическое лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
К таким обстоятельствам суды отнесли сообщение ЯЮА о совершении КАА. коррупционного преступления, и содействие ЯЮА следствию по уголовному делу.
Производство по делу было прекращено со ссылкой на пункт 5 примечания к статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому, юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает указанные доводы и основанные на них выводы ошибочными.
Из материалов дела следует, что ни директор ООО "Центр Моторс" ЗВА ни другие представители общества, не способствовали выявлению данного правонарушения, а также выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением.
То обстоятельство, что ЯЮА в рамках расследования уголовного дела давал признательные показания, не может служить основанием к прекращению настоящего дела об административном правонарушении. Необходимо отметить, что на момент сообщения ЯЮА 15 мая 2018 года правоохранительным органам сведений о противоправных действиях КАА, в отношении этих лиц уже были проведены оперативно-розыскные мероприятия, направленные на раскрытие данного преступления, и установлен факт перечисления денежных средств. Согласно справке-меморандуму от 10 мая 2018 года в ОЭБиПК УМВД России по г. Краснодару с 30 января 2018 года в рамках дела оперативного учета проводилась проверка оперативной информации в отношении КАА.
Постановлением органа предварительного следствия от 21 декабря 2018 года в отношении ЯЮА отказано в возбуждении уголовного дела, предусмотренного частью 3 статьи 291 Уголовного кодекса Российской Федерации. Основанием к отказу послужило примечание к статье 291 названного Кодекса, согласно которой лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Вместе с тем освобождение физического лица от уголовной ответственности по основанию, предусмотренному в примечании к статье 291 поименованного Кодекса, не является достаточным основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности на основании примечания 5 к статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Для применения примечания 5 к указанной статье должна быть установлена совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным административным правонарушением.
Однако совокупность таких действий со стороны ООО "Центр Моторс" не имела места в рассматриваемых событиях.
Как уже было указано, Федеральный закон "О противодействии коррупции" возлагает на организации обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат сведений о мерах по предупреждению коррупции, принятых ООО "Центр Моторс" до указанных выше событий, доказательства разработки и внедрения в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации не представлены.
Согласно статье 24.1 указанного Кодекса задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Приведенные требования судами нижестоящих инстанций не выполнены, материалам дела дана неверная оценка.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 поименованного Кодекса по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно части 1 статьи 4.5 данного Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции не может быть вынесено по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 25 мая 2020 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 июля 2020 года подлежат отмене, а дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 25 мая 2020 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Центр-Моторс" отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.