Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Роженцевой Ю.В, при секретаре Крикуновой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-203/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СибАльянс" о признании недействующими в части Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2017 года N 651 "Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость", Распоряжения Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2018 года N 3-р "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе Правительства Кемеровской области - Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от 11 августа 2020 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "СибАльянс" Ермоленко Н.С, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
21 декабря 2017 года Коллегией Администрации Кемеровской области принято Постановление N 651 "Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость" (далее - Постановление), пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год), являющийся приложением к Постановлению, которое опубликовано 21 декабря 2017 года на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" www.zakon.kemobl.ru.
Пунктом 233 Перечня на 2018 год в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером N.
21 декабря 2018 года Администрацией Кемеровской области принято Распоряжение N 3-р "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость" (далее -Распоряжение), пунктом 1 указанного Распоряжения определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год), являющийся приложением к Распоряжению, которое опубликовано 21 декабря 2018 года на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" www.zakon.kemobl.ru.
В Перечень на 2019 год также включено здание с кадастровым номером N (пункт 270).
Общество с ограниченной ответственностью "СибАльянс" (далее -Общество, ООО "СибАльянс") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с даты вступления в силу Постановления в части включения здания с кадастровым номером N в пункт 614 Перечня на 2018 год и Распоряжения в части включения здания с кадастровым номером N в пункт 270 Перечня на 2019 год.
Требования мотивированы тем, что в период с 30 мая 2011 года по 14 ноября 2019 года ООО "СибАльянс" являлось собственником здания с кадастровым номером N (ранее присвоенный кадастровый номер N), расположенного по адресу "адрес", которое не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. Включение здания в Перечни на 2018 и 2019 годы произошло исключительно исходя из вида разрешенного использования земельного участка под зданием, который не предусматривает со всей очевидностью размещение именно торговых объектов, при том, что мероприятия по определению вида фактического использования здания на момент включения его в Перечни не проводились. Указанное неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания.
Решением Кемеровского областного суда от 11 августа 2020 года административные исковые требования удовлетворены, оспариваемые положения нормативного правового акта признаны недействующим с даты принятия.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Кемеровской области - Кузбасса Сухорукова А.А. просит отменить решение суда, указывая, что установленный в отношении земельного участка вид разрешенного использования безусловно предусматривает размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания и правомерно может быть признан торговым центром (комплексом) по условиям пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вместе с тем, земельный участок должен быть отнесен к бытовому обслуживанию. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Администрации Кемеровской области, с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Относительно изложенных в жалобе доводов ООО "СибАльянс", Кемеровской области - Кузбасса, прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса представлены возражения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
Согласно статьям 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые Перечни приняты уполномоченным органом, в установленном порядке официально опубликованы, и по этим основаниям не обжалуются.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 5.2 Закона Кемеровской области "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона Кемеровской области от 11 февраля 2015 года N 3-03, действовавшей до 01 января 2018 года, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв.м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений). Аналогичные положения содержатся в статье 4 Закона Кемеровской области от 26 ноября 2003 года N 60-03 "О налоге на имущество организаций" в редакции Закона Кемеровской области от 24 ноября 2017 года N 99-03.
Из сведений в Едином государственном реестре недвижимости следует, что назначение здания - нежилое здание, наименование - салон по продаже и техническому обслуживанию легковых автомобилей, в том числе: салон по продаже автомобилей, сервисный центр на 24 поста (совмещен со зданием салона), количество этажей 2, подземных этажей 2.
Аналогичные данные содержатся в техническом паспорте на здание, составленном по состоянию на 22 апреля 2019 года.
Из представленных по запросу суда второй инстанции кадастровому делу объекта недвижимости с кадастровым номером N (дата открытия 29 марта 2011 года), технического паспорта по состоянию на 19 января 2011 года, не следует использование не менее 20% помещений от общей площади в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, спорное нежилое здание включено в Перечни на 2018 и 2019 годы по виду разрешенного использования земельного участка.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков, которые предусматривают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, являются самостоятельным основанием для включения этих зданий в Перечень.
Земельный участок, занимаемый принадлежащим ранее Обществу объектом недвижимости, имеет вид разрешенного использования "для салона по продаже и техническому обслуживанию легковых автомобилей, в том числе: салон по продаже автомобилей, сервисный центр на 24 поста (совмещен со зданием салона)".
Оценивая данное обстоятельство, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что поскольку земельный участок предусматривает возможность размещения на нем здания смешанного типа, а не исключительно торгового объекта, объектов общественного питания и бытового обслуживания, то нельзя сделать однозначный вывод о его отнесении к числу объектов, подпадающих под условия подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом правильно дана оценка доводам административного ответчика о возможности отнесения объекта недвижимости по виду разрешенного использования земельного участка для бытового обслуживания, к которому относится техническое обслуживание легковых автомобилей.
Так, классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, к земельным участкам с видом разрешенное использование - бытовое обслуживание (код 3.3) относит земельные участки для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).
Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей поименованным Классификатором в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов, было отнесено к коду разрешенного использования земельного участка - объекты придорожного сервиса (код 4.9.1).
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения Общероссийских классификаторов видов экономической деятельности и продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, утвержденных распоряжением Правительством Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р, являются необоснованными, поскольку противоречат части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Также следует отметить, что доказательств, подтверждающих размещение в спорном здании объектов используемых для оказания бытовых услуг физическим лицам, не представлено, мероприятия по определению вида фактического использования спорного объекта недвижимости в период включения его в оспариваемые Перечни на 2018 и 2019 годы не проводились.
Исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (части 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), основания не согласиться с выводами суда первой инстанции отсутствуют.
При таких обстоятельствах выводы суда о противоречии оспариваемых пунктов Перечней на 2018 и 2019 годы положениям действующего законодательства являются верными.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, учитывая, что административный истец с момента утверждения Перечней на 2018 и 2019 года обязан уплачивать налог на имущество в размере кадастровой стоимости объекта недвижимости и признание оспоренных норм с момента вынесения решения не достигнет цели восстановления его нарушенных прав и законных интересов, суд правомерно признал оспариваемые пункты Перечней на 2018 и 2019 годы недействующими со дня их принятия.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, и оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кемеровского областного суда от 11 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Кемеровской области - Кузбасса - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Кемеровский областной суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
Е.Н. Ненашева
Ю.В. Роженцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.