Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., и судей Мызниковой Н.В., Заскалько О.В., при помощнике судьи Филатовой Н.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В., гражданское дело (номер дела в суде первой инстанции 2- 13822/2019) по апелляционной жалобе фио на решение Мещанского районного суда города Москвы от 27 января 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования фио к ФСБ России о признании незаконным действий по отказу в оформлении пенсии и расчета выслуги лет истцу, обязании произвести зачет периодов при расчете выслуги лет оставить без удовлетворения, УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с иском к Федеральной службе безопасности Российской Федерации (далее- ФСБ России), просил признать незаконными действия заместителя начальника подразделения Службы ФСБ России- Службы по организационно-кадровой работы, связанные с отказом в оформлении пенсии и расчета выслуги лет истцу, а также обязать заместителя начальника подразделения Службы ФСБ России - Службы по организационно-кадровой работы произвести при расчете выслуги лет истца зачет периодов прохождения им службы в Грузии с 1992-1996 гг, - ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что дата он обратился в ФСБ России письмом об оформлении ему пенсии, указав, что является майором в отставке, в войсках и органах Комитета Государственной Безопасности СССР прослужил с дата по дата В дата окончил Московское высшее пограничное командное краснознаменное военное училище КГБ СССР, воинское звание присвоено приказом председателя КГБ СССР дата С дата по дата проходил службу на оперативных и командных должностях в войсках Закавказского пограничного адрес. В дата переведен на высшие курсы КГБ СССР в адрес, где проходил службу на преподавательских должностях до дата С дата до дата проходил службу в Министерстве Государственной Безопасности Грузии, с дата по политическим мотивам уволился в звании вицеполковника, получил Российское гражданство и переехал на постоянное место жительства в Россию, по состоянию на дата, гражданскую пенсию не оформлял, на дата выслуга лет с учетом льготного и в работе Министерства Государственной Безопасности Грузии составляет 25 лет. дата ФСБ России предоставлен ответ, в котором указано на то, что, правовых оснований для назначения пенсии за выслугу лет не имеется, что истец полагает незаконным.
Представитель истца в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал; представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
Истец фио, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 ГПК Российской Федерации на ведение в суде дела через представителя фио, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца по доверенности фио, возражения представителя ответчика на основании доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судом, дата фио обратился в ФСБ России с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет в связи с тем, что он проходил военную службу в КГБ СССР в период с дата по дата, а с дата по дата- в МГБ Грузии.
Заместителем начальника подразделения ФСБ России на обращение фио дан ответ N 14/3/А-486 от дата с разъяснениями об отсутствии правовых оснований для назначения пенсии, в котором сообщается, что пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Грузии, регулируется специальными соглашениями, однако в настоящее время такие соглашения отсутствуют, а выслуга лет истца в органах Комитета государственной безопасности составляет 19 лет 6 месяцев 5 дней.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, основания для назначения истцу пенсии за выслугу лет по Закону Российской Федерации от дата N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" отсутствуют, поскольку истцом не представлены доказательства наличия выслуги в органах КГБ СССР не менее 20 лет и, как следствие этого, не доказано наличие права на пенсию по выслуге лет, в связи с чем, принимая также во внимание положения Постановления Совета Министров- Правительства Российской Федерации от дата N 941, предусматривающие возможность зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов военной службы в иностранном государстве при наличии соответствующего соглашения, заключенного между Российской Федерацией и Грузией, которого в свою очередь не имеется, пришел к выводу о том, что у ответчика отсутствовали основания для назначения пенсии по выслуге лет истцу.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Порядок назначения и исчисления пенсионного обеспечения на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ от дата N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и постановлением правительства Российской Федерации от дата N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
В соответствии с п. "а" ст. 1 Закона РФ от дата N 4468-1, действие настоящего Закона распространяется на лиц, проходивших службу в органах безопасности в других государствах, при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно статье 4 Закона РФ от дата N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", Пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Российская Федерация является участником Соглашений стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от дата и "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" от дата
Однако Соглашение от дата не было надлежащим образом ратифицировано Грузией, необходимые внутригосударственные процедуры ею не выполнены. Одновременно Грузия прекратила свое членство в СНГ дата
Следовательно, положения указанных Соглашений не могут распространяться на возникшие правоотношения, а нормы Закона Российской Федерации от дата N 4468-1 не позволяют включать в стаж службы периоды ее выполнения на территории иностранных государств в отсутствие соответствующих международных актов.
В этой связи при проверке ответчиком расчета выслуги лет для назначения фио пенсии общая выслуга лет составила 19 лет 6 месяцев 5 дней, что меньше срока службы 20 лет, необходимого для увольнения по выслуге лет в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации N 4468-1 от дата
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, а потому не могут быть основанием к отмене решения суда, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, направлены на иное толкование норм права и оценку доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 27 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.