Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В., и судей Лобовой Л.В., Мызниковой Н.В., при помощнике судьи Червенко А.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Журавлевой М.А. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 02 июля 2020 года в редакции определения об исправлении описки от 02 июля 2020 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска фио, действующей в интересах несовершеннолетнего Захарова Ю.А, паспортные данные, к ГУ - Московское региональное отделение фонда социального страхования РФ, Филиалу N 38 ГУ - Московское региональное отделение фонда социального страхования РФ о выплате компенсации за приобретенное техническое средство - отказать, УСТАНОВИЛА:
Журавлева М.А, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Захарова Ю.А, паспортные данные, 25.02.2020 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ МОРО ФСС РФ) в лице филиала N 38, в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 63) просила о взыскании с ответчика 633 463, 66 руб. в счет разницы между стоимостью самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации для ребенка-инвалида и фактически выплаченной ответчиком суммы компенсации, мотивируя обращение тем, что является матерью несовершеннолетнего Захарова Ю.А, являющегося ребенком-инвалидом, которому в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) предусмотрено техническое средство в виде протеза бедра модульного с внешним источником энергии, который истец приобрела самостоятельно по цене 3 222 321 руб, при обращении к ответчику по вопросу выплаты компенсации стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации инвалида решением ответчика от 15.08.2019 была одобрена выплата компенсации в размере 2 588 857, 34 руб, которая произведена только 10.02.2020, что истец полагает незаконным, нарушающим ее права и права ребенка-инвалида на социальную защиту.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал; представитель ответчика иск не признала.
02.07.2020 судом постановлено приведенное выше решение в редакции определения об исправлении описки от 02.07.2020, об отмене которого просит истец Журавлева М.А. по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Двораком А.А.
В заседании судебной коллегии представитель истца Журавлевой М.А. по доверенности Дворак А.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель ответчика ГУ - МОРО ФСС РФ по доверенности Малыгина О.А. против удовлетворения жалобы возражала.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований Журавлевой М.А. о выплате компенсации стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Захарову Ю.А, паспортные данные, согласно акту освидетельствования Бюро МСЭ N 7 ФКУ "ГБ МСЭ по Московской области" Минтруда России N 2037.7.50/2015 от 15.09.2015 установлена инвалидность по категории "ребенок-инвалид" до достижения возраста 18 лет (до 03.01.2022) и 15.09.2015 выдана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (ИПР), в соответствии с которой ему показаны технические средства реабилитации и услуг по реабилитации (ТСР), исполнителем которых указаны органы фонда социального страхования (ФСС); указанная программа предусматривает в качестве технического средства реабилитации, в том числе протез бедра модульный с внешним источником энергии - 1 шт. (л.д. 5-7).
01.07.2019 Журавлевой М.А, паспортные данные, являющейся матерью Захарова Ю.А. (л.д. 8-9), был приобретен протез бедра модульный с внешним источником энергии ПН6-ОБ-Э 1 шт. стоимостью 3 222 321 руб, о чем представлен договор на проведение протезирования и изготовления протеза N Д2019.07.01-01 от 01.07.2019, заключенный с ООО "Современные протезные технологии и материалы в ортопедии М", акт выполненных услуг от 07.08.2019, товарная накладная N 108 от 07.08.2019 и платежные поручения об оплате от 24.07.2019 на сумму 500 000 руб, от 25.07.2019 - на сумму 999 000 руб, от 26.07.2019 - на сумму 900 000 и от 29.07.2019 - на сумму 823 321 руб. (л.д. 10-17), в связи с чем 15.08.2019 Журавлева М.А. обратилась к ответчику с заявлением о выплате компенсации стоимости самостоятельно приобретенных технических средств реабилитации ребенка-инвалида Захарова Ю.А.
Согласно приложению к договору N Д2019.07.01-01 от 01.07.2019 о функциональном описании протеза бедра модульного с внешним источником энергии: протез бедра модульный с внешним источником энергии, с несущей приемной гильзой, индивидуального изготовления по слепку. Гидравлический одноосный коленный шарнир с электронной системой управления обеспечивает более безопасную, по отношению к аналогам физиологическую ходьбу по любой поверхности, с функцией автоматической подстройки коленного шарнира под скорость и условия ходьбы пациента, с режимом, дающим возможность пациентам подниматься по лестнице и наклонной плоскости переменным (не приставным) шагом, с режимом полной фиксации под любым углом. Углепластиковая стопа с высоким уровнем энергосбережения, адаптированная как для повседневного использования, так и для занятий спортивными упражнениями, с возможностью выбора косметической оболочки в зависимости от пола инвалида. Наличие поворотного регулировочно-соединительного устройства, которое обеспечивает возможность поворота согнутой в колене искусственной голени относительно гильзы (для обеспечения самообслуживания пациента). Торсионное устройство обеспечивает вращательные движения между коленным модулем и стопой, устраняет динамические нагрузки на позвоночник, улучшает управляемость протезом при ходьбе по неровной поверхности. Полуфабрикаты изготовлены из титана, рассчитаны на нагрузку до 125 кг. Косметическая облицовка модульная - пенополиуретан. Крепление осуществляется замковым устройством для лайнеров. Протез бедра модульный с внешним источником энергии укомплектован необходимым набором чехлов, который необходим пациенту на весь срок пользования изделием. Изготовленный протез аналогичен протезу из Государственного контракта N 0348100085018000071-0250173-01 от 12.10.2018 ИКЗ 181771003036277040100101020443250323 (л.д. 11)
15.08.2018 ответчиком принято решение о выплате Захарову Ю.А. компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средства реабилитации в сумме 2 588 857, 34 руб. (л.д. 51), при этом выплата компенсации произведена 10.02.2020 (л.д. 52).
Как указывает ответчик, размер стоимости технического средства реабилитации определен по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации ГУ - МОРО ФФС РФ на основании контракта с ООО НПФ "ОРТО-Космос" от 25.09.2018, который исполнен 29.12.2018 в соответствии с техническими характеристиками, учитывая, что в ИПР Захарова Ю.А. технические характеристики протеза бедра модульного не указаны, в связи с чем приобретенное истцом ТСР определено как аналог со следующими техническими характеристиками изделия: "Скелетированная приемная гильза индивидуального изготовления по слепку культи пациента из слоистого пластика; Гидравлический одноосный коленный шарнир с электронной системой управления, обеспечивающей безопасную физиологическую ходьбу по любой поверхности, с функцией автоматической подстройки коленного шарнира под скорость и условия ходьбы пациента, с режимом, дающим возможность пациентам заниматься спортивными упражнениями. Стопа с изменяемой пациентом высотой каблука 0-5 см, для пользователей среднего уровня активности, максимальным весом 100 кг (масса модуля 710 г), в комплекте с упругими вставками для регулировки жесткости пяточного контакта при ходьбе в зависимости от веса пациента; - Поворотно-соединительное устройство, обеспечивающее возможность поворота согнутой в колене искусственной голени относительно гильзы; - Торсионное устройство, обеспечивающее вращательное движение между коленным модулем и стопой, устраняет динамические нагрузки на позвоночник, улучшает управляемость протезом при ходьбе по неровной поверхности; Полуфабрикаты: - Титан на нагрузку 125 кг; - Косметическая облицовка модульная; Крепление мышечно-вакуумное" (л.д. 53).
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельства на основании собранных доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, которым утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н, пришел к выводу об отсутствии оснований для выплаты истцу компенсации в большем размере и исходил из того, что ответчик правомерно определилстоимость протеза, указанного в последнем государственном контракте, исполненном в полном объеме на дату подачи истцом заявления о выплате компенсации и являющемся аналогичным по виду и наименованию протезу, приобретенному истцом, а также учитывая, что решение ответчика от 15.08.2019 истцом не обжалуется.
С выводами суда первой инстанции об основаниях отказа в удовлетворении требований Журавлевой М.А. об обязании осуществить выплату компенсации стоимости самостоятельно приобретенных технических средств реабилитации ребенка-инвалида Захарова Ю.А. в полном объеме судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не основаны на имеющихся в деле доказательствах и положениях действующего законодательства.
Так, согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ч. 1). Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2). Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3). Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (ч. 4). Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами (ч. 5). Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 6). Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно (ч. 7).
Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ч. 8). Указанные органы и организации предоставляют информацию об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида мероприятий в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы по форме и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 9).
В силу ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган); при подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида (ветерана), или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение) (п. 4). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление); в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном пунктом 12 настоящих Правил.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п. 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (п. 5). В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Актуализация классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, осуществляется ежегодно в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Отказ инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, от обеспечения техническим средством (изделием) и (или) услугой по его ремонту не дает инвалиду (ветерану) права на получение компенсации в размере их стоимости (п. 15(1)).
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету ФСС РФ в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания. В случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов субъектам Российской Федерации финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации осуществляется за счет субвенций, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий (п. 16).
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н (в редакции, действовавшей на момент приобретения истцом ТСР, обращения к ответчику и принятия им решения), который предусматривает, что компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, утвержденной приказом Минтруда РФ от 24.05.2013 N 214н, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией (п. 3 Порядка).
Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме). В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации. В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на
официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах адрес. Уполномоченные органы могут направлять запрос о последней по времени осуществления закупке технического средства реабилитации и (или) оказания услуги в Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации в течение 5 дней со дня поступления запроса уполномоченного органа предоставляет информацию о последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги в пределах федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, или в пределах адрес.
Информация об итогах осуществления уполномоченным органом закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг также размещается в официальных информационных ресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должна содержать следующие сведения: - вид технического средства реабилитации в соответствии с классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, утвержденной приказом Минтруда от 24.04.2013 N 214н, закупленного уполномоченным органом; - вид услуги в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р; - стоимость конкретного вида технического средства реабилитации и (или) услуги в рамках заключенного уполномоченным органом государственного контракта на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг; - ссылка на заключенный уполномоченным органом государственный контракт и исполненный сторонами в полном объеме по конкретному виду технического средства реабилитации и (или) услуги, включенный в реестр контрактов, который размещен на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (п. 4 Порядка).
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: - документа, удостоверяющего личность; - индивидуальной программы реабилитации инвалида; - страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (п. 5 Порядка).
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (п. 6 Порядка).
Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в отношении оказания услуги по ремонту технического средства реабилитации), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг. В случае если фактическая стоимость технического средства реабилитации и (или) услуги меньше, чем размер компенсации, определенный по итогам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, компенсация выплачивается исходя из затрат инвалида в соответствии с предоставленными документами, подтверждающими расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оплаты оказанной услуги (п. 7).
В федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р предусмотрен раздел "8. Протезы и ортезы".
Приказом Минтруда России от 24.05.2013 N 214н, на который имеется ссылка в приказе Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н (в редакции, действовавшей на момент приобретения истцом ТСР, обращения к ответчику и принятия им решения), утверждена классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р.
В разделе 8 "Протезы и ортезы" указанного приказа установлены вид и наименование технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом самостоятельно, - протез бедра, виды и наименования технического средства реабилитации, рекомендованного ИПР, - протез бедра модульный с внешним источником энергии, номер вида технического средства реабилитации 8-31.
Этим же приказом предусмотрено, что федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (п. 1) и технические средства реабилитации (изделия) могут приобретаться инвалидами (ветеранами) в различных модификациях, в том числе с дополнительными функциями (п. 2).
В приказе Минтруда России от 13.02.2018 N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" в разделе 8 "Протезы и ортезы" протезы нижних конечностей (8-07) также установлены вид и наименование технического средства реабилитации, рекомендованного ИПРА, - протез бедра модульный с внешним источником энергии, и вид и наименование технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом самостоятельно, - протез бедра (номер вида технического средства реабилитации 8-07-12). Этим же приказом предусмотрено, что федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р (п. 1) и технические средства реабилитации (изделия) могут приобретаться инвалидами (ветеранами) в различных модификациях, в том числе с дополнительными функциями (п. 2).
Таким образом, действующим законодательством установлено, что определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР), документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных Классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р.
Ответчиком представлен контракт N 0348100085018000063-0250173-01 от 25.09.2018 (ИКЗ 181771003036277040100101210783250323), заключенный с ООО НПФ "ОРТО-Космос" на общую сумму 14 199 392, 61 руб, который исполнен 29.12.2018 и по которому приобретено 8 протезов, в том числе 3 протеза бедра модульного с внешним источником энергии, стоимостью 2 588 857, 34 руб, 3 140 286, 34 руб. и 3 301 144, 66 руб, информация о котором размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; на основании указанного контракта ответчиком определен размера компенсации, подлежащей выплате истцу, исходя из технических характеристик протеза бедра с внешним источником энергии, стоимостью 2 588 857, 34 руб.
Между тем, истцом также представлены сведения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно которым ГУ - МОРО ФСС РФ с ООО "ДЖАМП" заключен контракт N 0348100085018000071-0250173-01 от 12.10.2018 ИКЗ 181771003036277040100101020443250323 на сумму 13 424 181, 13 руб, который также исполнен 29.12.2018 и по которому приобретены 4 протеза, в том числе 3 протеза бедра модульного с внешним источником энергии, стоимостью 4 200 591, 50 руб. (1 шт.) и 3 223 800 руб. (2 шт.), при этом технические характеристики приобретенного истцом протеза, указанные в договоре N Д2019.07.01-01 от 01.07.2019, заключенном истцом с ООО "Современные протезные технологии и материалы в ортопедии М" на сумму 3 222 321 руб, соответствуют характеристикам, указанным в контракте в отношении протеза бедра модульного с внешним источником энергии, стоимостью 3 223 800 руб.
Из объяснений представителя истца следует, что при заключении договора на проведение протезирования и изготовления протеза N Д2019.07.01-01 от 01.07.2019 с ООО "Современные протезные технологии и материалы в ортопедии М" Журавлева М.А. руководствовалась сведениями, размещенными ответчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в отношении контракта от 12.10.2018, при этом ответчик не оспаривал, что размещение информации о контракте от 12.10.2018 соответствует требованиям действующего законодательства.
При таких данных, оснований полагать, что истцом не соблюдены требования действующего законодательства при самостоятельном приобретении технического средства реабилитации ребенку-инвалиду Захарову Ю.А. и при обращении к ответчику с заявлением о выплате компенсации за его приобретение, не имеется; ответчиком не представлены какие-либо доказательства того, что при сопоставлении наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, которая утверждена как приказом Минтруда РФ от 24.05.2013 N 214н, так и приказом Минтруда РФ от 13.02.2018 N 86н, нарушены требования п.п. 3, 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н, и самостоятельно приобретенное инвалидом за собственный счет техническое средство реабилитации не соответствует указанной классификации, в связи с чем истец, которая на основании информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) приобрела в интересах своего несовершеннолетнего сына, являющегося ребенком-инвалидом, техническое средство реабилитации, указанное в ИПР, имеет право на компенсацию его стоимости в полном объеме.
Также судебная коллегия находит несостоятельными доводы ответчика о том, что размер компенсации определен им правильно ввиду неуказания в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида (ИПР) Захарова Ю.А. от 15.09.2015 технических характеристик протеза бедра модульного с внешним источником энергии, поскольку в нее внесены сведения о ТСР в соответствии с федеральном перечнем технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, который как и установленная классификация, включают обобщенные наименования таких изделий, и предусматривают возможность различных модификаций таких средств, в том числе с дополнительными функциями.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого судебного решения в части отказа во взыскании с ответчика в пользу Журавлевой М.А. разницы компенсации за приобретенное техническое средство и фактически выплаченной ответчиком денежной суммой, которая составляет 633 463, 66 руб. (3 222 321 руб. - 2 588 857, 34 руб.).
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда города Москвы от 02 июля 2020 года в редакции определения об исправлении описки от 02 июля 2020 года в части отказа в удовлетворении требований Журавлевой М.А. в выплате компенсации за приобретенное техническое средство отменить, принять по делу в этой части новое решение, которым взыскать с ГУ - Московское региональное отделение фонда социального страхования РФ в пользу фио недополученную компенсацию за самостоятельно приобретенное для ребенка-инвалида фио, паспортные данные, техническое средство реабилитации в размере 633 463 (шестьсот тридцать три тысячи четыреста шестьдесят три) рубля 66 коп, в остальной части решение Пресненского районного суда города Москвы от 02 июля 2020 года в редакции определения об исправлении описки от 02 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Журавлевой М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.