Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., судей Рачиной К.А., Лобовой Л.В.
при помощнике судьи Громовой М.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Аввакумова... на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 22 июня 2020 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Аввакумова... к Пенсионному фонду Российской Федерации, ГУ УПФР г. Глазов Удмуртской Республики о признании незаконным решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты, обязании восстановить денежную выплату отказать в полном объеме", УСТАНОВИЛА:
Аввакумов Н.А. обратился в суд с иском к Пенсионному фонду Российской Федерации, ГУ УПФР в г. Глазове Удмуртской Республики, просил признать решение Пенсионного фонда Российской Федерации и ГУ УПФР в г. Глазове Удмуртской Республики о прекращении денежной выплаты незаконным, обязать ГУ УПФР в г. Глазове Удмуртской Республики возобновить ежемесячную денежную выплату с проведением перерасчета за период, когда указанная выплата не выплачивалась.
В обосновании заявленных требований ссылался на то, что с 01.10.2002 по 01.10.2005 проходил службу в Шалинском РОВД Чеченской Республики на различных должностях. В связи с участием в боевых действиях 25.05.2005 ему выдано удостоверение ветерана боевых действий РМ N 645559 и назначена ежемесячная денежная выплата (далее ЕДВ).
С 01.09.2019 по указанию Пенсионного фонда Российской Федерации истцу была прекращена выплата ЕДВ в связи с тем, что документы, послужившие основанием для оформления и выдачи истцу удостоверения ветерана боевых действий, не сохранились и удостоверение ему было выдано в нарушение норм действующего законодательства.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца - Аввакумова И.Н, представителя ответчика ПФР - Алешина А.Ю, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 26.07.1996 Аввакумов Н.А. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в МВД Удмуртской Республики (МВД УР), с 01.10.2002 по 01.10.2005 проходил службу в МВД Чеченской Республики; с 13.07.2005 переведен в распоряжение МВД УР, 04.06.2020 уволен со службы, с 05.06.2010 ему выплачивается пенсия за выслугу лет.
25.05.2005 МВД Чеченской Республики Аввакумову Н.А. выдано удостоверение ветерана боевых действий РМ N 64559, на основании чего ГУ УПФР в г. Глазове Удмуртской Республики истцу начислялось и выплачивалось ежемесячное денежное вознаграждение (ЕДВ) как ветерану боевых действий.
01.09.2019 выплата ЕДВ как ветерану боевых действий Аввакумову Н.А. была прекращена, поскольку на запрос УПФР в г. Глазове Удмуртской Республики ОПО ЦФО МВД по Удмуртской Республике сообщил, что Аввакумову Н.А. удостоверение ветерана боевых действий, оформленное МВД по Чеченской Республике, выдано в противоречие с Федеральным законом от 12.01.1995 "О ветеранах" и приказом МВД РФ от 07.05.2004 года N282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России", так как Аввакумов Н.А. участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации не принимал.
МВД по Чеченской Республике на запрос УПФР в г. Глазове Удмуртской Республики также сообщило, что Аввакумову Н.А. выдано удостоверение ветерана боевых действий РМ N 645559 от 25.05.2005, но на основании каких документов выдано, сообщить не представляется возможным в связи с тем, что архив с 2004 года по август 2006 года не сохранился.
На запрос Департамента социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации МВД России сообщило, что в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 7.05.2004 N 282, основанием получения удостоверения с августа 1999 года является приказ, утвержденный руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями или командующим Объединенной группировкой войск(сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а с августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции, об установлении дней фактического участия в контртеррористических операциях.
По информации, полученной из ФКУ "Главный информационно-аналитический центр МВД России", документы, подтверждающие участие Аввакумова Н.А. в боевых действиях в ходе проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с октября 2002 года по октябрь 2005 года, отсутствуют.
По информации МВД по Чеченской Республике документы, послужившие основанием для оформления и выдачи Аввакумову Н.А. удостоверения ветерана боевых действий, не сохранились.
Письмом начальника УПФР в г. Глазове Удмуртской Республики от 18.11.2019 истец был проинформирован о том, что по результатам проведенной проверки МВД России обоснованности и правомерности выданного истцу удостоверений ветерана боевых действий установлено, что удостоверение ветерана боевых действий выдано истцу без достаточных оснований, в связи с чем ему прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий на основании решения от 02 сентября 2019 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что УПФР в г. Глазове Удмуртской Республики, прекращая выплату истцу ЕДВ, основывалось на решении органов МВД России, признавшего, что удостоверение ветерана боевых действий истцу было выдано в противоречие с Федеральным законом от 12.01.1995 г. "О ветеранах" и приказа МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 "Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации", при этом каких-либо доказательств, что данное решение органов МВД России незаконно, стороной истца представлено не было.
Кроме того, суд сослался на решение Первомайского районного суда г. Ижевска УР от 10.08.2011, которым в удовлетворении иска Аввакумова Н.А. к ЦПО МВД по УР о начислении и выплате пенсии в повышенном размере отказано.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
Согласно подпунктам 1 - 5 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" МВД России разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
Данная инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что к числу лиц, которым на основании статьи 23.1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I предоставляется такая мера социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата, отнесены, в частности, ветераны боевых действий из числа сотрудников внутренних дел, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Реализация названной меры социальной поддержки сотрудников внутренних дел - ветеранов боевых действий - осуществляется при предъявлении ими соответствующего удостоверения, которое выдается в том числе при документальном подтверждении факта участия их в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях.
Таким образом, основанием для ежемесячной денежной выплаты является наличие статуса ветерана боевых действий, подтвержденного соответствующим удостоверением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Аввакумову Н.А. о возложении на пенсионный орган обязанности возобновить ежемесячную денежную выплату, суд первой инстанции, сославшись на нормативные положения, применил их неправильно и пришел к ошибочному выводу о необходимости дополнительного документального подтверждения истцом, имеющим статус ветерана боевых действий и удостоверение ветерана боевых действий, факта его участия в боевых действиях в целях признания за ним права на ежемесячную денежную выплату в соответствии со статьей 23.1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
Однако судом не учтено, что МВД по Чеченской Республике 25 мая 2005 г. Аввакумову Н.А. выдано удостоверение ветерана боевых действий РМ N 64559, то есть факт его участия в боевых действиях подтвержден.
Законность получения Аввакумовым Н.А. удостоверения ветерана боевых действий в установленном законом порядке ответчиком, иными органами не оспорена, удостоверение ветерана боевых действий, выданное истцу, недействительным не признано, ввиду чего у пенсионного органа не имелось оснований для прекращения ежемесячной денежной выплаты.
Суд первой инстанции неправомерно сослался на решение Первомайского районного суда г. Ижевска УР от 10.08.2011, которым отказано в удовлетворении иска Аввакумова Н.А. к ЦПО МВД по УР о начислении и выплате пенсии в повышенном размере, поскольку определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 12.10.2011 из мотивировочной части решения суда исключены выводы о законности отказа ЦПО МВД по Удмуртской Республике о начислении Аввакумову Н.А. пенсии в повышенном размере.
С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным, что является основанием для отмены решения суда с принятием нового решения о признании незаконным решения УПФР в г. Глазове Удмуртской Республики от 02.09.2019 о прекращении Аввакумову Н.А. ЕДВ, а также возобновлении выплаты с 01.09.2019.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 22 июня 2020 года отменить.
Признать незаконным решение УПФР в г. Глазове Удмуртской Республики от 02.09.2019 о прекращении Аввакумову Николаю Аркадьевичу единовременной денежной выплаты.
Обязать УПФР в г. Глазове Удмуртской Республики возобновить единовременную денежную выплату Аввакумову Николаю Аркадьевичу с 01.09.2019.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.