Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Ефимовой И.Е.
и судей Федерякиной Е.Ю, Смирновой Ю.А.
при помощнике судьи Ерошкине В.К.Д, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю, дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента городского имущества г.Москвы на решение Бутырского районного суда города Москвы от 21 июля 2020 года, в редакции определения Бутырского районного суда города Москвы от 20 августа 2020 гола об исправлении описок, которым постановлено: исковые требования фио, фио к Департаменту городского имущества города Москвы о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, - удовлетворить.
Возложить на Департамент городского имущества города Москвы обязанность заключить с фио, фио договор социального найма в отношении жилого помещения - комнаты жилой площадью 13, 8 кв. м, общей 20, 88 кв. м в квартире N212 дома 5 по адрес в г.Москве.
В остальной части требования фио, фио к Департаменту городского имущества города Москвы о признании решения незаконным, оставить без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
Истцы фио, фио обратились в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества г.Москвы о возложении обязанности заключить договор социального найма в отношении комнаты жилой площадью 13, 8 кв. м. в квартире N212 дома 5 по адрес в г.Москве, признании незаконным решения ДГИ г.Москвы об отказе в заключении договора социального найма в отношении указанной комнаты, указывая в обоснование заявленных требований на то, что фио 14 октября 1981 года была вселена в спорную комнату и зарегистрирована по месту жительства на основании ордера, в отношении которого имеется справка об утере. фио зарегистрирован по месту жительства в указанном помещении с рождения, с 08 июня 1992 года. Многоквартирный дом был закреплен на балансе ООО "Каховка-Аремэкс". Истцом был заключен с ООО "Каховка-Аремэкс" договор найма специализированного жилого помещения N777/Л от 31 марта 2008 года. В 2014 году дом 5 по адрес в г.Москве перешел в собственность города Москвы и утратил статус специализированного жилого фонда, перешел в жилой фонд социального использования, что подтверждается Распоряжением Префекта адрес N5117ж от 07 октября 2008 года. Истцы обратились к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма, однако получили отказ, за N33-5-95232/19-(0)-1 от 11 сентября 2019 года. Отказ мотивирован ссылкой на ст.63 ЖК РФ в связи с отсутствием решения о предоставлении жилого помещения полномочного органа. Отказ сторона истца считает не законным.
Представитель истцов в судебное заседание явился, требования поддержал в части возложения обязанности заключить договор социального найма.
Представитель ответчика ДГИ г.Москвы в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв, исходя из содержания которого полагал требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку истцы зарегистрированы по месту жительства на основании договора найма специализированного жилого помещения N777/Л от 31 марта 2008 года заключенного с ООО "Каховка-Аремэкс". Общежитие квартирной планировки ОАО "Аремэкс" Главмосстроя по адресу: адрес распоряжением префекта адрес N6261ж от 16 декабря 2004 года передано в жилищный фонд города Москвы. В 2008 году ООО "Каховка-Аремэкс" не имел полномочий на предоставление жилой площади в бывшем общежитии принадлежащем городу Москве. Решения органов исполнительной власти города Москвы о предоставлении истцам жилой площади по указанному адресу не принималось. Просил в иске отказать, дело рассмотреть в отсутствии представителя ответчика.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного просит ответчик ДГИ г.Москвы по доводам апелляционной жалобы в части возложения обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, не соглашаясь с выводами суда.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав истца фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов настоящего гражданского дела, что на основании распоряжения Префекта адрес от 16 декабря 2004 года общежитие квартирной планировки ОАО "Аремэкс" Главмосстроя, расположенное по адресу: адрес переведено в жилищный фонд города Москвы (л.д.23-24).
Собственником указанного помещения является город Москва с 18 сентября 2014 года, что подтверждается выпиской из Управления Росреестра по г.Москве (л.д.17-20).
Комната размером 13, 8 кв. м расположена в квартире N212 в д.5 по адрес в г.Москве. В указанном помещении имеют регистрацию фио и фио (л.д.13). Задолженности по оплате коммунальных услуг не имеют (л.д.16).
Согласно финансовому лицевому счету и единому жилищному документу комната предоставлена на основании договора найма специализированного жилого помещения N777/Л от 31 марта 2008 года ООО "Каховка-Аремэкс" (л.д.12, 14).
Из представленного в материалы дела договора найма от 31 марта 2008 года следует, что Уполномоченное Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы юридическое лицо ООО "Каховка-Аремэкс", действуя на основании договора управления многоквартирным домом, находящимся в собственности города Москвы от 25 октября 2006 года, (наймодатель) заключил договор с нанимателем фио на основании решения Центральной жилищной комиссии о предоставлении специализированного жилого помещения от 20 марта 2008 года N3, договор найма специализированного жилого помещения в отношении комнаты жилой площади 13, 8 кв. м в квартире N212 д.5 по адрес в г.Москве (л.дщ.21-22).
Согласно справке ГБУ "МФЦ города Москвы" МФЦ района Бибирево от 04 октября 2018 года, ордер N5319600 отсутствует по причине: нет в архиве (л.д.15).
Решением от 07 октября 2008 года N5117ж администрации и профсоюзной организации ООО "Каховка-Аремэкс" фио отказано в заключении договора социального найма в отношении комнаты, в связи с наличием в собственности супруга двухкомнатной квартиры (л.д.27-28).
29 июня 2019 года фио обратился с заявлением о заключении договора социального найма в отношении занимаемой жилой площади с включением в договор социального найма своей матери - фио (л.д.59-64).
фио обратилась с аналогичным заявлением 20 августа 2019 года.
Письмом от 30 июля 2019 года N33-5-74579/19-(0)-1 фио отказано в предоставлении услуги как лицу, не являющемуся получателем государственной услуги (л.д.50-51).
Письмом от 11 сентября 2019 года N33-5-95232/19-(0)-1 ДГИ г.Москвы сообщило фио об отказе в предоставлении госуслуги, указав, что решения о предоставлении жилого помещения органом исполнительной власти в отношении заявителя не принималось (л.д.25-26).
Согласно правовой позиции истцов, фио проживает в спорной комнате с 1981 года, на предприятии не работала, однако места жительства, предоставленное на основании ордера, не меняла, иного жилья не имеет. фио зарегистрирован в комнате с рождения, иного жилого помещения не имеет.
В соответствии с п.15.4 Порядка передачи и приема общежитий в собственность города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 28.07.2009 года N 709-ПП, для заключения договора социального найма в связи с исключением из специализированного жилищного фонда города Москвы жилых помещений в общежитиях, принятых в собственность города Москвы, граждане, проживающие в общежитиях на законных основаниях, в отношении которых рассматривается вопрос о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, представляют в Департамент городского имущества города Москвы документы, послужившие основанием для вселения в общежитие, а именно: копию внутриведомственного ордера (при наличии); копию решения организации (предприятия) о предоставлении жилого помещения в общежитии (при наличии); копию решения суда о предоставлении жилого помещения в общежитии (при наличии).
Порядок предоставления жилых помещений в общежитиях до принятия Жилищного кодекса РФ регулировался положениями ст.109 ЖК РСФСР, а также п.2 и п.10 Примерного положения об общежитиях, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР 11.08.1988 года N328, согласно которым жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации учебного заведения, в ведении которых находится общежитие.
В то же время, в силу ст.5 ФЗ от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно положений ст.7 ФЗ от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В силу положений ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ч.1 ст.62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Согласно ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Согласно ч.1 ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно п. 13 "Порядка передачи и приема общежитий в собственность города Москвы", утв. Постановлением Правительства Москвы от 28.07.2009 года N 709-ПП, при исключении из специализированного жилищного фонда города Москвы жилых помещений в общежитиях, принятых в собственность города Москвы, соответствующих требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, они могут в соответствии со статьями 15, 16, 17 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляться по договорам социального найма гражданам, проживающим в общежитиях по месту жительства. При этом, решения о предоставлении исключенных из специализированного жилищного фонда города Москвы жилых помещений по договорам социального найма гражданам, проживающим в общежитиях, переданных в собственность города Москвы, утверждаются распоряжениями Департамента городского имущества города Москвы (п. 14 Порядка).
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований о заключении договора социального найма жилого помещения, поскольку установил, что истцы вселились и приобрели право пользования спорным жилым помещением, которое ранее находилось в общежитии, на законных основаниях, постоянно проживают и зарегистрированы в нем, пользуются площадью по назначению и несут расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Комната была предоставлена на основании ордера N5319600, что свидетельствует о заключении с истцом в отношении спорного жилого помещения договора социального найма.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со статьей 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
В части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения ДГИ г.Москвы о заключении договора социального найма решение не обжалуется.
Суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения согласно ч.2 ст.327.1 ГПК РФ в обжалуемой части.
В соответствии со ст.ст.12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами.
Факт предоставления фио жилого помещения в общежитии с последующим вселением подтверждается выпиской из домовой книги, финансовым лицевым счетом, единым жилищным документом, и копией договора специализированного найма жилого помещения N777/Л от 31 марта 2008 года, согласно которым уполномоченное ДЖП и ЖФ г. Москвы юридическое лицо ООО "Каховка-Аремэкс" действуя на основании договора управления многоквартирным домом, находящимся в собственности города Москвы от 25 октября 2006 года (наймодатель) заключил договор с нанимателем фио на основании решения Центральной жилищной комиссии о предоставлении специализированного жилого помещения от 20 марта 2008 года N3 в отношении комнаты жилой площади 13, 8 кв. м в квартире N212 д.5 по адрес в г.Москве.
Истец фио проживает в указанном жилом помещении с 1981 года на основании ордера N5319600, который согласно справке отсутствует.
Истец фио проживает в указанном жилом помещении с рождения с 1992 года.
Таким образом, истцы имеют постоянную регистрацию в общежитии, за ними закреплена спорная комната, за которую им начисляются и ими оплачиваются жилищно-коммунальные услуги.
Кроме того, отсутствие ордера на вселение либо решения о предоставлении жилого помещения в общежитии не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку истцы на протяжении длительного времени зарегистрированы по месту жительства и проживают в спорном жилом помещении на законных основаниях, несут расходы по оплате жилья и коммунальных услуг и, как следствие, имеют право на заключение с ним договора социального найма.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об обязании ДГИ г.Москвы заключить с фио, фио договор социального найма жилого помещения - комнаты жилой площадью 13, 8 кв. м, общей площадью 20, 88 кв. м, расположенного по адресу: адрес.
Ссылка в жалобе на то, что перевод спорного жилого помещения в муниципальную собственность не является безусловным основанием для предоставления его истцу по договору социального найма, на правильность выводов суда по существу разрешенного спора не влияет, с учетом установленного судом и не опровергнутого (оспоренного) стороной ответчика обстоятельства законности занятия истцом спорного жилого помещения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционных жалоб, по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327.1 ч.2, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бутырского районного суда города Москвы от 21 июля 2020 года, в редакции определения Бутырского районного суда города Москвы от 20 августа 2020 гола об исправлении описок, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.