Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Ставича В.В., Гордеевой О.В., при секретаре Агаевой Г.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Туркина ... на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13 мая 2020 года, которым постановлено:
"Отказать Туркину... в удовлетворении требований к Минфину России, ФСИН России о присуждении компенсации", УСТАНОВИЛА:
Туркин В.А. обратился в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий его содержания в камерах ФКУ СИЗО-3 г. Воркуты УФСИН России по Республике Коми за период с 15 декабря 2017 года по 27 сентября 2018 года, выразившихся в грубом нарушении его прав, гарантированных ст. 3 Европейской Конвенции, а также действующим законодательством Российской Федерации.
Административный истец Туркин В.А. в судебное заседание не явился, отбывает наказание в ФКУ ИК - 24 УФСИН России по Республике Коми, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Представитель административного ответчика ФСИН России в судебное заседание явился, возражал против заявленных требований, представил письменные возражения. Представитель административного ответчика Минфин России не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Туркин В.А.
Судебная коллегия, заслушав административного истца Туркина В.А, представителя административного ответчика - Абрамову О.О, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13 мая 2020 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Часть 3 статьи 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы, выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируется Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждены Правила внутреннего следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 N 189).
В СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Туркин В.А. отбывает наказание в ФКУ ИК - 24 УФСИН России по Республике Коми.
Как следует из материалов дела, Туркин В.А. арестован 08 декабря 2017 года.
15 декабря 2017 года Туркин В.А. прибыл в ФКУ СИЗО-3 России по Республике Коми из ИВС ОМВД России по г. Инта.
03 июля 2018 года Интинским городским судом Р. Коми Туркин В.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ к 12 годам лишения свободы.
Приговор Интинского городского суда Р. Коми вступил в законную силу 28 августа 2018 года. 20 сентября 2018 года распоряжение о вступлении приговора в законную силу получено ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Р. Коми.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку доводы Туркина В.А. не нашли своего объективного подтверждения.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Так, в период с 15.12.2017 по 20.09.2018 Туркин В.А. содержался в СИЗО-3 в правовом статусе подозреваемого (обвиняемого).
Согласно материалам дела в указанный период времени на административного истца распространялось действие Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189.
Федеральным Законом от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", предусмотрены условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Туркин В.А. содержался в СИЗО-3 в период с 15.12.2017 по 27.09.2018, с периодическим этапированием в другие государственные учреждения.
В соответствии с камерной карточкой на Туркина В.А, в указанный период времени он содержался в различных камерах, а именно: NN1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 12, 14 режимного корпуса (лит. Г) и камерах N214, 306, 313, 401, 406, 407, 414, 415 здания режимного корпуса.
Утверждение административного истца о содержании его в камере N47 являются ошибочными и опровергаются данными из камерной карточки.
Одним из доводов в обосновании требований о компенсации морального вреда административный истец указывает отсутствие горячей воды в камерах, где он содержался, что создавало для него неудобства.
В соответствии с требованиями п. 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 N189 (далее - ПВР СИЗО) при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Для санитарно-гигиенических нужд и мытья посуды холодную воду в камерах, в период отсутствия горячей воды, подогревают кипятильниками, которые подозреваемым и обвиняемым разрешено хранить при себе в соответствии с приложением N 2 Правил внутреннего распорядка.
Таким образом, само по себе отсутствие постоянного доступа к горячей воде не свидетельствует о нарушении порядка обеспечения Туркина В.А. последней для санитарно-гигиенических нужд и мытья посуды. Факт предоставления горячей воды согласно установленным Правилам подтверждается материалами дела.
Правила прохождения санитарной обработки подозреваемыми, обвиняемыми установлены Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста РФ от 14.10.2005 N 189.
Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (пункт 45).
Согласно журналу N 128-2016 учета санитарной обработки подозреваемых, обвиняемых и осужденных (начат 29.08.2017, ведется по настоящее время) и справки о движении в район, Туркин В.А. проходил санитарную обработку в дни, указанные в журнале.
В соответствии с п.16. Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы при поступлении в СИЗО подозреваемые и обвиняемые проходят первичный медицинский осмотр и санитарную обработку.
Как видно из материалов дела, право на прохождение санитарной обработки административным истцом не реже 1 раза в неделю не нарушено.
Ссылка административного истца на Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. N 295, в соответствии с которыми осужденным предоставляется право помывки в душе 2 раза в неделю, являются несостоятельными, т.к. действие указанных Правил распространяются на лиц, находящихся в статусе осужденных. Туркин В.А. в период с 15.12.2017 по 20.09.2018 содержался в СИЗО-3 в статусе обвиняемого (подозреваемого), в связи с чем, к нему применялись Правила внутреннего распорядка СИЗО.
Доводы административного истца на ветхость оконных рам и слабо греющие батареи отопления, нарушение температурного режима, а также на плохое освещение во всех камерах, где он содержался, являются несостоятельными.
Оборудование камер СИЗО-3 мебелью и инвентарем соответствует требованиям Приказа Министерства юстиции Российской Федерации N 512 от 27.07.2006 "Об утверждении номенклатуры норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также Правилам внутреннего распорядка СИЗО.
Согласно справке, выданной заместителем начальника учреждения СИЗО-3 майором внутренней службы Закирзяновым Р.Х, оконные проемы в камерах с двойным остеклением, остекление не повреждено, рамы в деревянном исполнении, без повреждений, нагревательные приборы (радиаторы) системы водяного отопления в исправном состоянии, что позволяет поддерживать необходимый температурный режим не ниже +18 + 22 градусов по Цельсию, что соответствует требованиям ГОСТа 30494-11 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата". Температурный режим в период с 15.02.2017 по 27.09.2018 не нарушался. Доказательств обратного административным истцом не представлено.
Административный истец, содержался в камерах СИЗО-3, которые:
- камера N 1 оснащена четырьмя светильниками дневного и одним ночного освещения, регистром системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов;
- камера N 2 оснащена четырьмя светильниками дневного и одним ночного освещения, регистром системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов;.
- камера N 3 оснащена четырьмя светильниками дневного и одним ночного освещения, регистром системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов;
- камера N 4 оснащена тремя светильниками дневного и одним ночного освещения, регистром системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов;
- камера N 6 оснащена четырьмя светильниками дневного и одним ночного освещения, регистром системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов;
- камера N 7 оснащена тремя светильниками дневного и одним ночного освещения, регистром системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов;
- камера N 8 оснащена тремя светильниками дневного и одним ночного освещения, регистром системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов;
- камера N 9 оснащена тремя светильниками дневного и одним ночного освещения, регистром системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов;
- камера N 12 оснащена тремя светильниками дневного и одним ночного освещения, регистром системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов.
- камера N 14 оснащена тремя светильниками дневного и одним ночного освещения, регистром системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов;
- камера N 214 оснащена пятью исправными светильниками дневного и одним ночного освещения, двумя радиаторами системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов;
- камера N 306 оснащена шестью исправными светильниками дневного и одним ночного освещения, двумя радиаторами системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов;
- камера N 313 оснащена тремя исправными светильниками дневного и одним ночного освещения, двумя радиаторами системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов;
- камера N 401 оснащена пятью исправными светильниками дневного и одним ночного освещения, двумя радиаторами системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов;
- камера N 406 оснащена пятью исправными светильниками дневного и одним ночного освещения, двумя радиаторами системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов;
- камера N 407 оснащена тремя исправными светильниками дневного и одним ночного освещения, двумя радиаторами системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов;
- камера N 414 оснащена пятью исправными светильниками дневного и одним ночного освещения, двумя радиаторами системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией;
- камера N 415 оснащена пятью исправными светильниками дневного и одним ночного освещения, двумя радиаторами системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов.
Уровень освещенности во всех камерах соответствует требованиям СП 15-01-2012 ФСИН России.
Ежедневно, во время утренней количественной проверки, должностные лица СИЗО-3 проверяют целостность камерного оборудования (полового покрытия, оконных рам, металлических решеток и др.). При обнаружении дефектов, при наличии возможности, производится незамедлительное их устранение.
При поступлении к администрации СИЗО-3 обращений или жалоб, от лиц, содержащихся в камерах, о нарушении уровня освещенности или температурного режима, должностные лица СИЗО-3 производят необходимые замеры и при несоответствии полученных результатов установленным нормативам, осуществляется их устранение и приведение в соответствии действующим требованиям.
СИЗО-3 находятся под постоянным надзором со стороны контролирующих организаций (УФСИН России по Республике Коми, прокуратуры города Воркуты, Печорской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и иных государственных органов). В процессе надзорной деятельности, контролирующими органами ни в 2017, ни в 2018, ни в 2019, нарушения в части поддержания ненадлежащего уровня освещения и температурного режима в камерах СИЗО-3 не выявлялись.
Кроме того, сам административный истец с жалобами в контролирующие органы по вопросам нарушения должностными лицами СИЗО-3 его права на надлежащие условия содержания в следственном изоляторе, не обращался.
Также административный истец указывал на плохое состояние выдаваемых постельных принадлежностей, в том числе матрацев.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", пунктом 40 ПВР СИЗО подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем.
Согласно справке, выданной заместителем начальника учреждения СИЗО-3 майором внутренней службы Закирзяновым Р.Х. на момент пребывания в СИЗО-3 подозреваемым, обвиняемым и осужденным выдается: одеяло с синтепоновым наполнителем установленного образца, в удовлетворительном состоянии; матрац ватный, в удовлетворительном состоянии; подушка ватная в удовлетворительном состоянии; 2 простыни, 1 наволочка, 1 полотенце, в удовлетворительном состоянии; кружка, ложка, полотенце. Постельные принадлежности выдаются в сухом чистом виде при его предшествующей стирке и термической обработке (новое либо б/у).
Доказательств того, что администрация СИЗО-3 нарушает ст. 23 ФЗ N 103 и п. 40 ПВР СИЗО административным истцом не представлено.
Кроме того, санитарное состояние камер оценивается ежедневно во время утренних проверок медицинским работником, результаты проверок отражаются в журналах санитарного состояния, при необходимости в данный журнал вносятся недостатки, выявленные в камерах, по результатам которых сотрудниками отдела режима принимаются меры к их устранению.
Согласно журналу N48-2016 "учета предложений, заявлений, жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в корпусном отделении" (начата 06.02.2017, ведется по настоящее время) за период содержания в камерах N214, 306, 313, 401, 406, 407, 414, 415 жалоб о санитарно-гигиеническом и бытовом состоянии от Туркина В.А. не поступало.
Данная информация также подтверждается справкой начальника канцелярии СИЗО-3 прапорщика внутренней службы Полежаевой А.А, согласно которой, в период с 15.12.2017 по 27.09.2018 Туркин В.А. в адрес администрации СИЗО-3 по вопросам материально-бытового обеспечения ни в письменной, ни в устной форме не обращался.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что администрацией СИЗО-3 созданы надлежащие материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия в камерах, где содержался Туркин В.А. в период с 15.12.2017 по 27.09.2018.
Доводы о неоказании административному истцу медицинской помощи из-за отсутствия медикаментов, а также врача-стоматолога, подлежат отклонению по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
СИЗО-3 как юридическое лицо, лицензией на осуществление медицинской деятельности не располагает, в связи с чем, медицинскую помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным должностные лица СИЗО-3 не оказывают.
С 01.01.2014 медицинская часть СИЗО-3 выделена из структуры (штатного расписания) СИЗО-3 (приказ ГУФСИН России по Республике Коми от 26.11.2013 N520 "Об организационно-штатных вопросах ГУФСИН России по Республике Коми") и передана в прямое подчинение отдельному юридическому лицу - федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 11 Федеральной службы исполнения наказаний" (ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России), находящегося по адресу: 167981, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Д. Каликовой, д. 19 а.
С указанной даты медицинская помощь на территории СИЗО-3 оказывается медицинскими работниками филиала медицинской части N 18 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России (далее МЧ-18).
В соответствии со справкой от 30.04.2020 N 88/30-б/н, выданной начальником филиала "Медицинская часть N 18" Мироновой Г.А, осужденный Туркин В.А. при поступлении жалобы на здоровье не предъявлял, был осмотрен в МЧ-18, прошел плановое обследование. Из анамнеза стало известно, что в 1996 был выявлен туберкулез легких, лечился в ведомственной больнице с положительным эффектом, в 2011 году снят с диспансерного учета. Освободился в 2016, на свободе на обследование не явился. При осмотре у пациента выявлены телесные повреждения в виде кровоподтеков подглазничных областей, о чем составлен акт. 20.12.17, с учетом имеющегося тубанамнеза, Туркин В.А. был направлен на дообследование в туботделение БФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, где находился с 21.12.17 по 17.01.18 и был выписан с диагнозом: Метатуберкулезные изменения в верхней доле правого легкого в виде интенсивных очажков разного размера. Тубучету не подлежит. За период содержания осужденный обращался за медпомощью к врачу-фтизиатру 23.01.18, был осмотрен. Диагноз: Остаточные изменения перенесенного туберкулеза верхней доли правого легкого в виде плотных очагов. Тубучету не подлежит. На прием к зубному врачу осужденный не записывался. Медицинское снабжение, работа аптеки МЧ-18 организованы в соответствии с требованиями актов Минюста России и ФСИН России. На запрашиваемый период в аптеке имелись препараты для лечения основных нозологий внутренних болезней, перевязочный материал и различные средства наружного применения, с учётом Распоряжения Правительства РФ от 23.10.2017 N 2323-р "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год", которые поступали централизовано из аптеки ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России согласно поданным заявкам.
В соответствии с п. 127 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику во время ежедневного обхода им камер.
В период содержания в СИЗО-3 Туркин В.А. к врачу-стоматологу для осмотра или лечение не обращался. Медицинская часть N 18 обеспечена всеми медицинскими препаратами для лечения.
Доводы административного истца об однообразном питании и не пригодности к употреблению предоставляемого питания, отсутствии фруктов и свежих овощей, являются надуманными, в связи с чем подлежат отклонению.
Обеспечение питанием подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО-3 осуществляется в соответствии с приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 2 сентября 2016 г. N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (далее - приказ N 696), постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 г. N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время" (далее - постановление Правительства N 205), а также приказом Министерства Юстиции от 17 сентября 2018 г. N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".
В соответствии с пунктом 42 приказа N 696 разработка режима питания возлагается на начальника учреждения УИС, его заместителя, курирующего вопросы тылового обеспечения, начальника ОИХО и медицинского работника медицинского подразделения. В учреждениях УИС организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения УИС в распорядке дня.
На завтрак и ужин готовятся по одному второму блюду и чай, на обед - первое, второе блюда и компот из сухофруктов (или кисель).
Пунктом 44 приказа N 696 норма питания распределяется по энергетической ценности (калорийности): на завтрак - 30-35%, на обед - 40-45% и на ужин - 20-30%, а для воспитательных колоний - суточная калорийность распределяется: на завтрак - 20%, на второй завтрак 15%, обед - 30-35%, полдник - 5-10%, ужин - 25%.
Завтрак состоит из крупяного (овощного) гарнира или молочной каши, хлеба, сахара и чая. На обед предусматривается основная часть продуктов нормы питания: планируются первое и второе блюда, овощи к основному гарниру второго обеденного блюда (холодная закуска), хлеб, компот или кисель. В следственных изоляторах, тюрьмах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, холодные закуски могут не планироваться (п. 45).
Ужин рекомендуется планировать из рыбного блюда с овощным или крупяным гарниром, хлеба, сахара и чая, а для несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, планируется к выдаче масло коровье (п. 46).
Раскладка продуктов (меню) в СИЗО-3 утверждается начальником учреждения на неделю.
Предоставление разнообразного рациона питания подозреваемым, обвиняемым в период с 15.12.2017 по 27.09.2018 подтверждается раскладками продуктов по норме продуктов, вкладываемые в котел на одного человека в сутки согласно Постановлению Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 "Норма питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", содержащихся в СИЗО-3.
Из представленных меню видно, что в рацион питания подозреваемых, обвиняемых и осужденных ежедневно включены блюда из мяса, рыбы и овощей, сливочное масло получают вместе с кашей на завтрак.
Согласно справке, выданной заместителем начальника СИЗО-3 майором внутренней службы Закирзяновым Р.Х, продукты закладываются только в присутствии дежурного помощника начальника учреждения строго по массе, указанной в котловом ордере, с учетом отходов при первичной обработке продуктов. Раздача пищи осуществляется после опробования пищи медицинским работником и с разрешения дежурного помощника начальника учреждения, который проверяет соблюдение норм питания.
Перед каждым приемом пищи медицинский работник проверяет качество приготовления пищи, расписывается в книге учета за качеством приготовления пищи о соответствии блюд раскладкам продуктов и органалептическим показателям в соответствии с технологическими картами.
Данный контроль осуществляют и другие должностные лица по указанию руководства учреждения.
Согласно пункта 106 главы 6 приказа ФСИН России от 02.09.2016 N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" еженедельно начальник учреждения или по его указанию один из заместителей проводит контроль полновесности готовых порций (определение массы первых, мясных (рыбных) порций, вторых, третьих блюд и холодных закусок).
В случае отсутствия каких-либо продуктов питания на складе учреждения, производится замена одних продуктов питания другими согласно приложения N 7 приказа Министерства Юстиции от 17 сентября 2018 г. N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".
Все продукты питания, поступившие на склад учреждения, имеют сертификат качества и соответствия. Продовольствие, поступающее для приготовления пищи, соответствует требованиям действующих ГОСТов и сопровождается документами поставщика, удостоверяющими его качество. Строго соблюдаются условия хранения продуктов в соответствии с требованиями определенных СНиПами.
Качество приготовления пищи - удовлетворительное, калорийность - в норме, разнообразие блюд поддерживается. Нормы выдачи продуктов соблюдаются. Выдача холодных блюд в камеры, где содержатся подозреваемые, обвиняемые и осужденные не допускается
На основании изложенного, доводы истца о ненадлежащем питании и его качестве являются голословными и не подлежат удовлетворению.
Административный истец также указывает, что "почти во всех камерах, туалет был открытый, отправление естественных потребностей происходило на глазах находящихся в камере".
Требования технических, инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства следственных изоляторов установлены Сводом правил 15-01 Минюста России "Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России", утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.05.2001 N 16 (ДСП, экз. 209) (далее - СП 15-01 Минюста России).
СП 15-01 Минюста России регламентирует порядок разработки проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов и тюрем.
Так, в согласно абз. 2 п. 8.66 СП 15-01 Минюста России в камерных помещениях на два и более мест напольные чаши (унитазы) и умывальники следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабины должны иметь перегородки высотой 1 м. от пола уборной.
В соответствии со справкой, выданной заместителем начальника СИЗО-3 майором внутренней службы Закирзяновым Р.Х. во всех камерах, где содержался истец, санитарный узел оснащен унитазом, размещенным в кабине с дверью, перегородка кабины выполнена на всю высоту камеры.
Таким образом, требования приватности и пристойности не нарушены, а доводы истца являются голословными и не подтверждены документально.
Кроме того, согласно журналу СЭД УИС "Регистрация входящих обращений граждан в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми" и журналу N 330, 213 "Карточки учета личного приема осужденных и лиц, содержащихся под стражей", за период с 15.12.2017 по 27.09.2019, Туркин В.А. к администрации СИЗО-3 с какими-либо письменными или устными заявлениями, в том числе по вопросу содержания его в ненадлежащих условиях и выдачи некачественных и грязных постельных принадлежностей, не обращался.
Оперативно-служебная и хозяйственная деятельность СИЗО-3 один раз в три года проверяется сотрудниками УФСИН России по Республике Коми. Последняя проверка деятельности СИЗО-3 проходила в период с 10 по 11 июля 2016 г. Результат проверки отражен в акте инспектирования, в соответствии с которым в целом, оперативно-служебная и хозяйственная деятельность СИЗО-3 за период 2013-2015 и 7 месяцев 2016 оценивается как удовлетворительная. Следует отметить, что комиссия, инспектировавшая СИЗО-3, состояла из 19 специалистов в каждом направлении деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы.
Справкой о результатах контрольной проверки ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми от 24.07.2017 подтверждена удовлетворительная оперативно-служебная и хозяйственная деятельность СИЗО-3.
Таким образом, администрацией СИЗО-3, в указанный административным истцом период созданы надлежащие материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия содержания под стражей.
Нарушений условий содержания административного истца судом не установлено, доказательств, свидетельствующих о нарушении его личных неимущественных прав, материалы дела не содержат. Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Суд первой инстанции правильно определилхарактер рассматриваемых правоотношений и, исходя из этого, верно установилюридически значимые обстоятельства, закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, по результатам которой правомерно отказал в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях; решение суда является законным и обоснованным; выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы признаются коллегией несостоятельными, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта, по своему существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Туркина В.А. без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.