Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Ставича В.В., при секретаре Карасевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Волкова ... на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 28 мая 2020 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Волкова М.А. к ФКУ "Тюрьма" N2 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России об оспаривании ответов и бездействия, обязании предоставить возможность подготовки и сдачи ЕГЭ, обязании обеспечить условия для прохождения дистанционного обучения в высшем учебном заведении отказать", УСТАНОВИЛА:
Волков М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ "Тюрьма N2" ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России об оспаривании ответов и бездействия, обязании предоставить возможность подготовки и сдачи ЕГЭ, обязании обеспечить условия для прохождения дистанционного обучения в высшем учебном заведении, мотивируя свои требования тем, что имеет право на обучение и социальную адаптацию, однако надлежащие условия для этого не предоставлены, чем нарушены его права, гарантированные действующим законодательством Российской Федерации.
Административный истец в судебном заседании суда первой инстанции участвовал посредством видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал. Административные ответчики в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Изучив материалы дела, выслушав административного истца Волкова М.А, представителя административного ответчика ФКУ "Тюрьма N2" ГУФСИН России по Красноярскому краю, представителя ФСИН России - Фадеева Д.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что приговором Московского областного суда от 21 апреля 2015 года Волков М.А. осужден к 24 годам лишения свободы по ч. 2 ст. 209, п. "а, ж, з, л" ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 222, ч. 3 ст. 69 УК РФ с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, первые 10 лет в тюрьме.
24 марта 2016 г. Волков М.А. прибыл в ФКУ "Тюрьма N2 ГУФСИН России по Красноярскому краю" для отбывания наказания.
12 декабря 2016 г. Волков М.А. обратился к руководству ФКУ "Тюрьма N 2 ГУФСИН России по Красноярскому краю" по вопросу получения высшего образования.
На его обращение 22 декабря 2016 г. дан ответ, в котором приведены положения Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а именно статьи 5, 69, 70 указанного закона.
2 февраля 2017 г. ГУ ФСИН России по Красноярскому краю направило начальнику ФКУ "Тюрьма N 2 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю" для осужденного Волкова М.А. ответ на его обращение по вопросу разъяснения поступления в высшие учебные заведения и порядка получения осужденными высшего образования и со ссылками на приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. N 2895 и совместный приказ Минюста России и Министерства образования и науки России от 6 декабря 2016 г. N274/1525 указало, что получение высшего образования осужденными в тюрьмах не представляется возможным из-за отсутствия персонального компьютера с возможностью доступа к образовательным программам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
13 декабря 2017 г. Волкову М.А. дан ответ на его обращение по вопросу получения дистанционного высшего образования, в котором разъяснено, что сдача ЕГЭ и получение высшего образования осужденными в тюрьмах не представляются возможными из-за отсутствия на базе ФКУ "Тюрьма N 2 ГУФСИН России по Красноярскому краю" функционирующего общеобразовательного учреждения, указано, что изложенные в обращении вопросы в компетенцию ГУФСИН не входят и предложено обратиться в Министерство образования Красноярского края.
Из ответа ФКУ "Тюрьма N 2 ГУФСИН России по Красноярскому краю" от 17 января 2019 г. на заявление Волкова М.А. о получении дистанционного высшего образования следует, что по данному вопросу уже были даны ответы от 22 декабря 2016 г, от 13 декабря 2017 г.
Постановлением начальника ФКУ "Тюрьма N2 ГУФСИН России по Красноярскому краю" от 7 марта 2019 г. Волков М.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, за отказ от работы без уважительной причины, совершенный 5 марта 2019 г.
В Министерство образования Красноярского края по вопросу получения дистанционного высшего образования Волков М.А. не обращался.
Отказывая в удовлетворении заявленных Волковым М.А. требований, суд первой инстанции исходил из того, что обращения административного истца рассмотрены, по ним даны мотивированные ответы, сообщено о порядке реализации права на обучение по отношению к лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.
В соответствии со ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления. Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования.
Согласно ст. 80 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, создаются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания (ч. 5). Лица, осужденные к лишению свободы, в праве получать среднее профессиональное и высшее образование в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания (ч. 9).
По смыслу положений части 4 статьи 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 80 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лица, осужденные к лишению свободы, вправе получать среднее профессиональное и высшее образование в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания.
Согласно ч. 1 ст. 70 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 273-ФЗ) прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов единого государственного экзамена, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Результаты единого государственного экзамена при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов (ч. 2 ст. 70 ФЗ N 273-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 70 ФЗ N 273-ФЗ прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, проводится по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются образовательной организацией высшего образования.
Согласно п. 13 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", утв. приказом Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 7 ноября 2018 г. (Зарегистрировано в Минюсте России 10 декабря 2018 г. N 52952), лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы, имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 г.) и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования, а также лица, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - выпускники прошлых лет), обучающиеся СПО, обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - иностранные ОО), могут участвовать в ЕГЭ, в том числе при наличии у них действующих результатов ЕГЭ прошлых лет.
Для участия в ЕГЭ лица, указанные в пункте 13 настоящего Порядка, подают до 1 февраля включительно заявления с указанием выбранных учебных предметов и сроков участия в ЕГЭ в места регистрации на сдачу ЕГЭ, определенные ОИВ (п. 14 Порядка)
Выпускники прошлых лет при подаче заявления предъявляют оригиналы документов об образовании или заверенные копии документов об образовании (п. 16 Порядка).
По смыслу данного Приказа ЕГЭ проводится в специально оборудованной аудитории.
Сдача ЕГЭ на территории исправительных учреждений действующим законодательством не предусмотрена.
В соответствии с п. 147 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. N 295 лица, обучающиеся в образовательных организациях очно, очно-заочно, заочно, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных организациях, образовательных организациях среднего профессионального образования и высшего образования и непосредственно на рабочих местах во время производственной деятельности, в период пребывания в строгих условиях отбывания наказания исправительных колоний на занятия не выводятся. Им предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями.
Согласно ч. 1 ст. 130 УИК РФ в тюрьмах содержатся мужчины, осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет с отбыванием части срока наказания в тюрьме.
В тюрьмах устанавливаются общий и строгий режимы (ч. 2 ст. 130 УИК РФ).
Осужденные, отбывающие наказание на общем режиме, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся на строгий режим (ч. 6 ст. 130 УИК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 131 УИК РФ осужденные к лишению свободы содержатся в тюрьмах в запираемых общих камерах. В необходимых случаях по мотивированному постановлению начальника тюрьмы и с согласия прокурора осужденные могут содержаться в одиночных камерах.
Как указывает представитель ФКУ "Тюрьма N 2 ГУФСИН России по Красноярскому краю", организовать учебные места, оборудованные необходимыми техническими средствами, обеспечивающими передачу по линиям связи учебной информации, взаимодействие обучающихся осужденных и педагогических работников не представляется возможным в связи с отсутствием средств на указанные цели.
Волков М.А. в связи с признанием его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания переведен на строгий режим и лишен возможности проходить обучение за пределами своей камеры даже при наличии в исправительном учреждении специально созданных учебных мест, оборудованных компьютерами с возможностью выхода в Интернет.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Такие ограничения могут быть связаны с применением уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления, на которых при исполнении наказания оказывается специфическое воздействие, выраженное в лишении некоторых прав и свобод и возложении определенных обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация исправительного учреждения в любом случае должна предоставлять осуждённым возможность получения высшего образования, являются ошибочными, поскольку противоречат вышеуказанным нормам материального права и установленным обстоятельствам дела.
Исходя из системного толкования действующего законодательства, при оценке права того или иного осужденного на получение высшего образования учитываются не только формальные требования Уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации, но также вид исправительного учреждения, возможность организации в нем учебного процесса, связанные с данным обстоятельством ограничения и возможности, поведение самого осуждённого, который в данном случае за время отбывания наказания признан злостным нарушителем дисциплины.
Игнорирование данных обстоятельств является недопустимым, так как по существу нивелируют различия между положительно характеризующимися осужденными и злостными нарушителями дисциплины.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Согласно названному закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
Судебная коллегия приходит к выводу, что обращения Волкова М.А. по существу рассмотрены, в адрес административного истца направлены мотивированные ответы, которые им получены. Несогласие с содержанием ответов само по себе не свидетельствует о бездействии административных ответчиков при рассмотрении обращений.
Доводы апелляционной жалобы, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не может быть удовлетворена.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 28 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волкова М.А. без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.