Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Гордеевой О.В., Михайловой Р.Б., при секретаре Сангаджиевой Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Сулакадзе Олега Георгиевича на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 11 сентября 2020 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Сулакадзе... к управе района Останкинский о признании действий незаконными, признании общественных обсуждений не состоявшимися - отказать", УСТАНОВИЛА:
Административный истец Сулакадзе О.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к управе района Останкинский г. Москвы о признании действий незаконными, признании общественных обсуждений не состоявшимися, мотивируя свои требования тем, что имели место нарушения при организации и подведении итогов общественных обсуждений в форме опроса по проектно-сметной документации для размещения быстровозводимого некапитального строения фондохранилища на территории объекта культурно наследия федерального значения "Усадьба Останкино, конец XVIII в." по адресу: 1-я Останкинская ул, 5, в связи с чем опрос должен быть признан несостоявшимся.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Представители административного ответчика явились, возражали против удовлетворения иска. Представитель заинтересованного лица явился, возражал против удовлетворения административного иска.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец Сулакадзе О.Г.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав административного истца Сулакадзе О.Г, представителей административного ответчика - Алиеву М.И, Резниченко В.С, представителя ГКУ "Мосреставрация" - Дементьеву Д.Д, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Останкинского районного суда г. Москвы от 11 сентября 2020 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что управой района Останкинский г. Москвы в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16.95.2000 N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" организованы общественные обсуждения в форме опроса по проектно-сметной документации для размещения быстровозводимого некапитального строения фондохранилища на территории объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Останкино", конец XVIII в." по адресу 1-я Останкинская ул, д.5. Заказчиком проекта выступило ГКУ "Мосреставрация".
Оповещение о проведении общественного обсуждения опубликовано в газете "Транспорт России" N 10 (1129), в окружной газете "Звездный бульвар" N 9 (670) от 09.03.2020, на официальном сайте префектуры Северо-Восточного административного округа города Москвы и управы Останкинского района города Москвы.
Экспозиция по проектно-сметной документации проведена в период с 30 марта 2020 года по 08 апреля 2020 года на официальном сайте управы района Останкинский (ostankino.mos.ru).
В связи с особой эпидемиологической обстановкой, а также во исполнение Указа Мэра Москвы С.С. Собянина от 05.03.2020 N 12-УМ очная экспозиция по проектно-сметной документации по адресу: ул. Академика Королева, д. 10 (здание управы района, конференц-зал) была отменена, о чём заинтересованные лица были заблаговременно уведомлены доступными способами, обеспечивающими получение информации, а именно: путем публикации в окружной газете "Звездный бульвар" N 12 (673) от 27.03.2020, на официальном сайте префектуры СВАО и управы Останкинского района.
Предложения и замечания относительно проекта принимались в период с 30 марта 2020 года по 8 апреля 2020 года включительно управой района Останкинский г. Москвы посредством официального сайта управы Останкинского района через Электронную приемную в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; в письменной форме в адрес управы Останкинского района.
С 09 апреля 2020 года по 12 мая 2020 года включительно предложения и замечания относительно проекта принимались ГКУ "Мосреставрация" в письменном и электронном виде.
Оповещение о проведении общественных обсуждений и опросный лист размещались на сайтах префектуры СВАО города Москвы и управы Останкинского района города Москвы.
Главой управы района Останкинский города Москвы 09.04.2020 утвержден протокол общественных обсуждений в форме опроса, согласно которому отражены все поступившие замечания и предложения (т.1).
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что общественное обсуждение проведено в установленном законом порядке, указанные в административном иске нарушения своего подтверждения не нашли.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 9 Закона N 174-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относится организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.
Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (пункт 4.9 Положения).
Управа осуществляет свои полномочия в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" и в соответствии п.2.1.26 приложения 2 данного постановления, в установленном порядке проводит общественные обсуждения объектов государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными объединениями.
Проведение оценки воздействия на окружающую среду, включая формы, сроки и последовательность общественных обсуждений в указанных целях, осуществляется на основании ФЗ N 174-ФЗ и в порядке, определенном Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372.
Единые правила организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации регулируются приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" (далее - Положение N372).
Общественные обсуждения согласно пункту 1.1 Положения N 372 являются комплексом мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с Положением N 372 и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе такой оценки.
На основании пункта 2.5 Положения N 372 обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса, начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п. 4.2 Положения участие общественности в подготовке и об-суждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
При этом согласно пункту 4.3 Положения информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком.
Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории, которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.
В публикации представляются сведения о: названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации.
В соответствии п. 4.5. приказа Госкомэкологии Российской Федерации от 16.05.2000 N 372 Заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации в соответствии с пунктом 3.1.1. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду, в соответствии с п. 4.6 указанного приказа заказчик обеспечивает доступ к техническому заданию по оценке воздействия на окружающую среду заинтересованной общественности и других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду с момента его утверждения и до окончания процесса оценки воздействия на окружающую среду.
Вышеуказанные требования действующего законодательства соблюдены при организации общественных обсуждений по проектно-сметной документации для размещения быстровозводимого некапитального строения фондохранилища на территории объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Останкино", конец XVIII в." по адресу 1-я Останкинская ул, д.5. Заказчиком проекта выступило ГКУ "Мосреставрация".
Сулакадзе О.Г. принимал личное участие в обсуждениях и его мнение было учтено и отражено в протоколе.
Опрос проводится районной управой с целью выявления мнения жителей по проектам правовых и нормативных актов и учета их интересов по вопросам местной жизни, цель которого достигнута, в связи с чем не может быть признан незаконным, по формальным основаниям приведённым в административном иске.
Доводы апелляционной жалобы о неприменении положений Закона г. Москвы от 25.06.1997 N 21"О консультативном опросе граждан в районе города Москвы" являются надуманными, поскольку управа района не является органом местного самоуправления, а выступает в роли органа исполнительно власти.
Доводы апелляционной жалобы о том, что протокол утвержден 09.04.2020, в то время как опрос проводится до 12 мая включительно, не могут влечь отмену состоявшегося решения, поскольку из опубликованной официально информации следовало, что предложения и замечания относительно проекта принимаются с 30.03.2020 по 08.04.2020.
В период с 09.04.2020 по 12.05.2020 включительно предложения и замечания относительно проекта принимались заказчиком - ГКУ "Мосреставрация", в целях его наиболее полного информирования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в опросе принимали участие неизвестные лица, идентифицировать которых не представляется возможным, являются надуманными, основаны на предположениях административного истца и ничем объективно не подтверждены.
При этом судебная коллегия отмечает, что целью общественных обсуждений в форме опроса являлось выяснение мнения местных жителей относительно поставленного на обсуждение вопроса, протокол общественных обсуждений в форме опроса не имеет властно-обязывающего характера, не порождает непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административного истца.
Доводы заявителя о том, что форма опросного листа ввела его в заблуждение и сделала невозможным выявление мнения, не состоятельны, учитывая, что административный истец в полном объёме и мотивировано выразил свое мнение, что отражено в протоколе общественных обсуждений в форме опроса.
Ссылки административного истца на отсутствие в проектно-сметной документации материалов оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности не свидетельствует о незаконности проведения опроса, который имел своей целью выяснение мнения местных жителей относительно поставленного вопроса.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не может быть удовлетворена.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 11 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сулакадзе О.Г, без удовлетворения.
Решение суда и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.