Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Тиханской А.В., Кирпиковой Н.С., при секретаре Аликсиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Никипоренкова ... на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 25 августа 2020 года, которым постановлено:
"В иске Никипоренкова... к ОВМ России по району Строгино г. Москвы о признании действий незаконными, отказать", УСТАНОВИЛА:
Никипоренков Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ОВМ России по району Строгино г. Москвы об оспаривании отказа в регистрации по месту жительства, обязании устранить нарушения, мотивируя свои требования тем, что проходит службу по контракту в Главном Управлении Росгвардии по г. Москве на воинской должности старшего помощника начальника отдела военной службы с 28.09.2018. В регистрации по месту жительства по месту службы уполномоченным органом отказано, что нарушает его права, гарантированные действующим законодательством.
Административный истец в суд явился, заявленные требования поддержал. Представитель административного ответчика явился, против административного иска возражал. Представитель Главного Управления Росгвардии по г. Москве явился, поддержал заявленные требования.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Представитель заинтересованного лица в заседание судебной коллегии не явился, извещался надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав административного истца Никипоренкова Д.В, представителя административного ответчика - Платова А.С, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Никипоренков Д.В. проходит службу по контракту в Главном Управлении Росгвардии по г. Москве на воинской должности старшего помощника начальника отдела военной службы с 28.09.2018. Для прохождения службы в Главном Управлении Росгвардии по г. Москве истец прибыл из Управления Росгвардии по Омской области.
Главным Управлением Росгвардии по г. Москве 05.07.2019 г. в целях осуществления регистрационного учета в отношении истца и членов его семьи были направлены документы для регистрации по месту жительства по месту расположения места службы в отдел по вопросам миграции ОМВД России по р-ну Строгино г. Москвы.
Письмом от 22.08.2019 г. N 27/4-1112 отдел по вопросам миграции ОМВД России по району Строгино г. Москвы отказал в регистрации истца и членов его семьи по месту жительства по адресу:... указав, что Главное Управление Росгвардии по г. Москве не имеет статуса воинской части, в связи с чем невозможно прописать военнослужащих, проходящих службу в данном территориальном органе Росгвардии, по её юридическому адресу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обращение Главного Управления Росгвардии по г. Москве о регистрации Никипоренкова Д.В. и членов его семьи рассмотрено уполномоченным должностным лицом, в установленном законном порядке, основания для регистрации по месту жительства, отсутствуют.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на выборочном, избирательном толковании норма материального права, без учета существенных обстоятельств дела.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Согласно пункту 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Регистрация по месту пребывания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и назначенных в установленном порядке для ее прохождения в город Москву, а также членов их семей с согласия заявителя может оформляться по адресу дислокации воинских частей до получения ими жилой площади.
В соответствии с абзацем 4 пункта 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Позиция суда первой инстанции, согласно которой, регистрация по месту жительства военнослужащего и членов его семьи по месту прохождения воинской службы по контракту осуществляется при условии, что данное место службы подпадает под указанное правовое определение воинской части, является верной, однако не учитывает, что само по себе понятие воинская часть не имеет конкретного правового содержания и представляет собой определенную правовую конструкцию, используемую в целях регулирования отношений, непосредственно не затрагивающих правовое положение этой организации.
Так, регистрация по месту жительства по адресу воинской части осуществляется на основании представленных уполномоченным должностным лицом воинской части заявления о регистрации по месту жительства, удостоверенное полномочным представителем командования воинской части и паспорта гражданина Российской Федерации (внутреннего), удостоверяющего личность регистрирующегося военнослужащего (члена его семьи).
Из материалов дела следует, что необходимые документы были представлены руководством Главного управления Росгвардии по г. Москве вместе с ходатайством о регистрации Никипоренкова Д.В. по адресу дислокации управления.
Правовое положение военнослужащих определяется Федеральными законами "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", "О материальной ответственности военнослужащих", Положение о порядке прохождения военной службы и др.
Прохождение военной службы предусмотрено в различных по предназначению, структуре, ведомственной принадлежности организациях, в связи с чем для определения прав и обязанностей военнослужащих по отношению к этим организациям определен соответствующий термин "воинская часть".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.07.1999 N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" воинские части - органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, воинские формирования, воинские подразделения, специальные формирования, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета РФ, иные органы и организации, в которых военнослужащие проходят (проходили) военную службу, военные сборы.
В п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237, указано, что под воинскими частями понимаются органы военного управления, органы, воинские части, корабли, соединения, предприятия, учреждения и организации ВС РФ (других войск, воинских формирований или органов), воинские подразделения федеральной противопожарной службы, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, а также военные учебные центры при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ. Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" внутренние войска МВД России преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
В состав войск национальной гвардии входят: 1) органы управления; 2) объединения, соединения и воинские части; 3) подразделения (органы), в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции (далее - подразделения); 4) образовательные организации высшего образования и иные организации (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ).
Органы управления объединений, органы управления соединений, воинские части, подразделения, образовательные организации высшего образования и иные организации войск национальной гвардии могут быть юридическими лицами в организационно-правовой форме государственного учреждения (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ).
Управление Росгвардии по г. Москве зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Главное управление Росгвардии по г. Москве является органом управления, дислоцированным по адресу: г. Москва, ул.Твардовского, д. 2, корп.2, по существу приравненным как в правах так и в обязанностях к иным подразделениям (соединениям) Росгвардии, возможность регистрации военнослужащих по месту жительства, по адресу расположения последнего, не может быть обусловлена формальным отсутствием в наименовании понятия - "воинская часть".
Иное толкование будет свидетельствовать о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, так как ставит право военнослужащих и членов их семей на регистрацию по месту жительства в зависимость от формального наличия или отсутствия наименования - "воинская часть" у подразделения, в котором они проходят военную службу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 25 августа 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым:
Признать незаконным решение ОВМ России по району Строгино г. Москвы об отказе в регистрации Никипоренкова Д.В. и членов его семьи по месту жительства.
Обязать ОВМ России по району Строгино г. Москвы повторно рассмотреть вопрос о регистрации Никипоренкова Д.В. и членов его семьи по месту жительства по адресу дислокации Главного управления Росгвардии по г. Москве.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.