Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Гордеевой О.В., при секретаре Кулик Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Петрунькина ... на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 03 августа 2020 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска Петрунькина... к призывной комиссии поселения Воскресенское г. Москвы о признании решения незаконным - отказать", УСТАНОВИЛА:
Петрунькин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии поселения Воскресенское г. Москвы, о признании незаконным решения о зачислении в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, мотивируя свои требования тем, что правовые основания для принятия данного решения отсутствовали.
Административный истец и его представитель в судебное заседание явились, исковые требования поддержали. Представитель административного ответчика в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административного иска.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, выслушав административного истца Петрунькина А.А. и его представителя Гусакова И.А, представителя административного ответчика Андрееву Е.В, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Петрунькин А.А,... года рождения, состоит на воинском учете в Военном комиссариате объединенного, Новомосковского и Троицкого административных округов г. Москвы.
С 2018 года военным комиссариатом предпринимались попытки вызова Петрунькина А.А. на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, что подтверждается копиями повесток, которые пытался вручить комиссариат; актом от 17 октября 2018 года, из которого следует, что со слов родителей сын (Петрунькин А.А.) по адресу регистрации не проживает, фактический адрес неизвестен, скрывается от призыва, повестки получать отказываются, поскольку надеются на получение военного билета по достижении сыном 27-летнего возраста.
Административный истец после достижении возраста 27 лет 15.02.2019 самостоятельно обратился в военный комиссариат с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением возраста 27лет.
11 ноября 2019 года решением призывной комиссии Петрунькин А.А. зачислен в запас на основании п. 1.1 ст. 28 и 7 абзаца п. 1 ст. 52 "О воинской обязанности и военной службе".
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции указал на то, что правовых оснований для признания незаконным решения призывной комиссии, не имеется, т.к. доказательств, подтверждающих наличие у Петрунькина А.А. предусмотренных законом оснований для непрохождения военной службы после окончания учебы в аспирантуре и до достижения им 27-летнего возраста, суду не предоставлено.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву: в силу его статей 23 и 24 от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие
право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
В силу части 1.1 статьи 28 Федерального закона N53-ФЗ "О воинский обязанности военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. N 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Как указывалось судебной коллегией выше, Петрунькин А.А. не прошел военную службу, не имея на то законных оснований. Соответственно, принятое заключение является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы административного истца о том, что повесток он не получал, Военный комиссариат их не направлял, не может служить основанием к отмене оспариваемого решения суда, поскольку опровергается материалами дела, из которых следует, что повестки о вызове в военкомат заявителю направлялись по месту жительства, сотрудники военного комиссариата и органов исполнительной власти осуществляли выход в адрес места жительства призывника с целью его оповещения, однако близкие родственники сообщили о намеренном отсутствии Петрунькина А.А. в месте проживания в целях уклонения от призыва, до достижения возраста 27 лет.
Представитель административного истца также в заседании судебной коллегии пояснил, что повестка была вручена Петрунькину А.А. единожды в 2015 году, когда его случайно встретили у подъезда дома сотрудники военного комиссариата. Указанный факт подтверждает умышленный характер действий административного истца по уклонению от призывных мероприятий.
Судебная коллегия также отмечает, что в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности военной службе", подпункта "г" пункта 50 раздела IX Постановления Правительства Российской Федерации N 719 от 27 ноября 2006 года "Об утверждении Положения о воинском учете" граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
Петрунькин А.А. в указанный выше срок данных об изменении своих установочных данных, окончании обучения, смене места жительства, в военный комиссариат не представлял, уклонившись от исполнения возложенной на него обязанности, тем самым злоупотребив предоставленными ему правами.
Доводы административного иска о том, что Петрунькин А.А. обнаруживал заболевания, являющиеся основанием для освобождении от призыва, правомерно отвергнуты судом первой инстанции, как не соответствующие нормам материального права, поскольку административный истец каких-либо доказательств призывной комиссии не представлял, от прохождения медицинской комиссии уклонялся.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда г. Москвы от 03 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрунькина А.А, без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.