Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова
судей Н.С. Тиханской, В.В. Ставича, при секретаре Е.А. Кулик, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации К.Н. Азизовой на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 24 августа 2020 года по административному иску И.А. Игнатьева к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны России (далее - ДЖО, Департамент) о восстановлении на жилищном учете, УСТАНОВИЛА:
А.И. Игнатьев обратился в суд с указанным выше административным иском к ДЖО о восстановлении на жилищном учете военнослужащего, уволенного в запас, мотивируя свои требования тем, что при увольнении с военной службы в запас он не был обеспечен жильем, однако состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 24 августа 2020 года постановлено: обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ восстановить на жилищном учете И.А. Игнатьева с членами семьи, принятыми на жилищный учет согласно п. 36 приказа Главнокомандующего Военно-Воздушными силами от 1 июня 2016 года N 126.
В апелляционной жалобе ДЖО ставится вопрос об отмене решения суда, постановленного с нарушением норм материального права.
В судебном заседании административный истец И.А. Игнатьев и его представитель И.А. Регневич против доводов апелляционной жалобы возражали.
Судебная коллегия на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы административного дела, выслушав административного истца и его представителя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные ч. 2 ст. 310 КАС РФ основания для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, отсутствуют.
Из материалов дела следует, что И.А. Игнатьев ранее проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и 9 ноября 2005 года принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Приказом Главнокомандующего ВВС России от 1 июня 2016 года N 126 майор А.И. Игнатьев досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. В период прохождения военной службы он не был обеспечен каким-либо жильем, в том числе служебным.
Приказом Начальника ЦНИИ ВВС России от 15 июня 2016 года N 280 И.А. Игнатьев снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных для постоянного проживания.
15 августа 2016 года А.И. Игнатьев обратился в ДЖО МО РФ с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, на что получил решение об отказе, которое мотивировано тем, что его заявление о постановке на жилищный учет направлено в Департамент после исключения И.А. Игнатьева из списка личного состава части.
Разрешая дело и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение административного ответчика является неправомерным, так как административный истец был принят на жилищный учет в установленном порядке, уволен с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается.
Согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.\
На основании п. 1 ст. 23 названного Федерального закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 13, 14 ст. 15 данного Закона.
Согласно пункту 10 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N1280, указано, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "д" настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом.
Довод апелляционной жалобы о том, что при увольнении с военной службы И.А. Игнатьев на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания не состоял, не нашел подтверждения в материалах дела.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ соглашается с судом первой инстанции в том, что административным ответчиком не доказаны обстоятельства, имеющие значение, и не представлены доказательства, подтверждающие, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной законом компетенции, порядок принятия решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный истец доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 24 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.