Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Фартдиновой Р.Р. на постановление N 77/7-27515-19-ОБ/12-28247-И/2018-4 начальника отдела Государственной инспекции труда в г. Москве от 29 октября 2019 года, решение судьи Перовского районного суда города Москвы от 30 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении генерального директора ООО "Структура" Фартдиновой Р.Р., УСТАНОВИЛ:
постановлением N 77/7-27515-19-ОБ/12-28247-И/2018-4 начальника отдела Государственной инспекции труда в г. Москвы от 29 октября 2019 года оставленным без изменения решением судьи Перовского районного суда г. Москвы от 30 июня 2020 года генеральный директор ООО "Структура" Фартдинова Р.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей.
Решением судьи Перовского районного суда города Москвы от 30 июня 2020 года названное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор ООО "Структура" Фартдинова Р.Р. ставит вопрос об отмене состоявших постановления должностного лица административного органа и решения судьи, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на его незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Фартдинова Р.Р. в судебное заседание не явилась, извещена о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу надлежащим образом (почтовые идентификаторы ***, ***, ***, ***), защитника не направила, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело без ее участия.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Частями 1-4 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" предусмотрено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ, внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться, в том числе, в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
При этом, внеплановая специальная оценка условий труда в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест проводится в течение двенадцати месяцев со дня ввода в эксплуатацию этих рабочих мест (п. 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.
Как усматривается из материалов дела в ходе проведения ГИТ г. Москвы проверки соблюдения ООО "Структура", расположенного по адресу: ***, федерального законодательства, установлено, что генеральным директором ООО "Структура" Фартдиновой Р.Р. в нарушение п. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 4 ст. 8, п.п. 1 п. 1, п. 2 ст. 17, п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" не проведена специальная оценка условий труда на рабочем месте менеджера по продажам Горбенко А.В.
Действия генерального директора ООО "Структура" Фартдиновой Р.Р. квалифицированы по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нижестоящими инстанциями верно.
Факт совершения административного правонарушения и виновность генерального директора ООО "Структура" Фартдиновой Р.Р. подтверждены совокупностью доказательств, а именно: распоряжением заместителя руководителя Государственной Инспекции труда в городе Москве от 20 сентября 2019 года о проведении внеплановой документарной проверки; актом проверки Государственной инспекции труда в г. Москве от 18 октября 2019 года; предписанием государственного инспектора труда от 18 октября 2019 года об устранении выявленных нарушений; служебной запиской государственного инспектора труда об обнаружении признаков правонарушения; копией заявления Горбенко А.В. о приеме на работу; копией трудового договора с работником Горбенко А.В.; копией приказа о приеме работника Горбенко А.В. на работу; копией личной карточки работника Горбенко А.В.; копией заявления работника Горбенко А.В. об увольнении по собственному желанию; копией приказа о прекращении трудового договора с работником Горбенко А.В.; протоколом об административном правонарушении от 28 октября 2019 года, составленным в отношении генерального директора ООО "Структура" Фартдиновой Р.Р. по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в котором подробно приведено событие административного правонарушении, указаны нормы Законов, нарушение которых вменяется Фартдиновой Р.Р, протокол составлен в присутствии защитника по доверенности Строкина Е.С, которому разъяснены положения, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, копия данного протокола для сведения защитнику вручена, о чем имеются соответствующие подписи, все существенные данные, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит; и другими письменными материалами.
Указанные доказательства должностным лицом и судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо, а также судья районного суда правильно применили положения трудового и иного законодательства, и пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях генерального директора ООО "Структура" Фартдиновой Р.Р. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии в действиях генерального директора ООО "Структура" Фартдиновой Р.Р. состава вмененного правонарушения, поскольку рабочее место менеджера по продажам Горбенко А.В. было создано и введено в эксплуатацию с 04 февраля 2019 года в связи с заключением ООО "Структура" 31 января 2019 года договора аренды отдельного помещения в Бизнес центре для обособленного размещения отдела продаж Общества, в связи с чем сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда Горбенко А.В. не истекли, не может быть принят во внимание.
По состоянию на 01 января 2019 года штатным расписанием предусмотрено 9 штатных единиц, в том числе 2 штатные единицы менеджера по продажам, существовавших на 01 января 2018 года.
Кроме того, договором с ООО "Псковская испытательная лаборатория охраны труда" также был заключен на проведение специальной оценки условий труда на 9 рабочих местах, что соответствует представленной редакции штатного расписания от 01 января 2019 года.
Вместе с тем в ходе рассмотрения дела было установлено, что генеральным директором ООО "Структура" Фартдиновой Р.Р. в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте менеджера по продажам в период на 01 января 2018 года не проводилась, что подтверждает выводы административного органа о нарушении генеральным директором ООО "Структура" Фартдиновой Р.Р. требований трудового законодательства.
Следует отметить, что в силу положений ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Кроме того, в силу положений ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Таким образом, вышеназванным Федеральным законом предусмотрена обязанность работодателя утверждать перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с учетом аналогичных рабочих мест. При таких обстоятельствах специальная оценка условий труда каждого из работавших в ООО "Структура" менеджеров по продажам не требовалась ввиду аналогичности их рабочих мест, а требовалось проведение единой специальной оценки условий труда работников, осуществляющих трудовую деятельность менеджера по продажам.
В ходе проведения проверки генеральным директором ООО "Структура" Фартдиновой Р.Р. не было предоставлено доказательств проведения в том числе на период 01 января 2018 года специальной оценки условий труда менеджера по продажам, при этом изменение фактического местонахождения отдела продаж организации, не снимал с генерального директора ООО "Структура" Фартдиновой Р.Р. обязанности по предоставлению сведений о ранее проводившейся в организации специальной оценке условий труда работников. Так как генеральным директором ООО "Структура" Фартдиновой Р.Р. таких сведений проверяющим ГИТ г. Москвы не представило, она было обоснованно привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Совершенное генеральным директором ООО "Структура" Фартдиновой Р.Р. правонарушение, выразившееся в непроведении специальной оценки условий труда работников, является длящимся правонарушением, за совершение которого предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу ч. 2 ст. 4.5 Кодекса при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В этой связи исчисление срока давности привлечения генерального директора ООО "Структура" Фартдиновой Р.Р. к административной ответственности начинается с момента выявления Государственной инспекцией труда в г. Москве нарушений требований трудового законодательства и на момент рассмотрения дела этот срок не истек.
Иные доводы жалобы фактически выражают несогласие заявителя с произведенной должностным лицом и судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, и не могут служить основанием для отмены вынесенных по делу актов.
Административное наказание генеральному директору ООО "Структура" Фартдиновой Р.Р. назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Порядок привлечения генерального директора ООО "Структура" Фартдиновой Р.Р. к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление N 77/7-27515-19-ОБ/12-28247-И/2018-4 начальника отдела Государственной инспекции труда в г. Москве от 29 октября 2019 года и решение судьи Перовского районного суда города Москвы от 30 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Структура" Фартдиновой Р.Р. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.