Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Кредит 911" по доверенности Куренковой Ю.М. на постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 13 июля 2020 года, которым ООО "Кредит 911" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
установил:
28 мая 2020 года начальником отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Московской области в отношении ООО "Кредит 911" составлен протокол об административном правонарушении N ***, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами, в соответствии с ч.3 ст.23.1, ч.2 ст.29.5 КоАП РФ, на рассмотрение по подведомственности направлен в районный суд г. Москвы, судьей которого 13 июля 2020 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанный судебный акт обжалует защитник общества по доводам поданной жалобы, согласно которым, определение должностного лица, содержащее требования, исполнить которые обществу следовало в установленный для этого срок, ООО "Кредит 911" получено не было, почтовое отправление возвращено отправителю по иным обстоятельствам, что свидетельствует об отсутствии у привлекаемого к административной ответственности лица умысла на невыполнение требований должностного лица административного органа; судьей районного суда не установлено, в чем именно заключалось умышленное невыполнение обществом требований судебного пристава-исполнителя УФССП России по Московской области, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В судебное заседание законный представитель ООО "Кредит 911", будучи в установленном порядке извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Кравченко О.А, в полном объеме поддержавшей изложенные в жалобе доводы, настаивавшей на их удовлетворении.
Изучив материалы дела, проверив доводы указанной жалобы, выслушав объяснение стороны защиты, прихожу к следующему.
Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 26.9 КоАП РФ, для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.
Статьей 26.10 КоАП РФ определено, что судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Признавая ООО "Кредит 911" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и подвергая административному наказанию, судья районного суда исходила из того, что в 08.31 час. 17 апреля 2020 года по адресу: г..Москва, ***, ООО "Кредит 911" не выполнило в установленный ст.26.10 КоАП РФ трехдневный срок со дня получения требования осуществляющего производство по делу об административном правонарушении должностного лица УФССП России по Московской области от 31 марта 2020 года о предоставлении по электронной почте информации о том, заключал ли Залов Т.Ш. с ООО "Кредит 911" договор займа от 14 декабря 2018 года N ***, если заключал, предоставить копию договора займа, условия, действующие на дату заключения договора, индивидуальные условия со всеми приложениями, дополнениями и иными неотъемлемыми частями, копии заявки (заявления) Залова Т.Ш. на предоставление договора займа со всеми приложениями и дополнениями, направленной для заключения договора, сведений об имеющейся\имевшейся просроченной задолженности у Залова Т.Ш. по договору займа от 14 декабря 2018 года N ***, заключенному с ООО "Кредит 911" (с момента возникновения просроченной задолженности) с указанием ее периода, размера и структуры, сведения о том, направлялась ли информация о задолженности Залова Т.Ш. в бюро кредитных историй, если направлялась, сообщить идентификационные данные организации, сведения о совершенных Заловым Т.Ш. платежах с указанием даты, суммы платежа, а также способах их совершения, каким образом ООО "Кредит 911" осуществлялся возврат просроченной задолженности Залова Т.Ш. с момента ее возникновения (список совершенных действий), перечень способов взаимодействия ООО "Кредит 911" с должниками, детализацию звонков на номер телефона Залова Т.Ш. ***, содержащую информацию о дате, времени, продолжительности непосредственного взаимодействия, а также сведения, позволяющие установить исходящие абонентские номера, с которых направлялись сообщения должнику и(или)
его любыми третьими лицами и абонентские номера, на которые поступали сообщения, информацию о фамилиях, именах, отчествах (при наличии) лиц, осуществляющих непосредственное взаимодействие с Заловым Т.Ш. в форме личных встреч, а также сведения, позволяющие установить дату, время, адрес осуществления такого взаимодействия, сведения об использовании обществом альфа-имени cr 911 ru, сведения о состоявшейся уступки прав (требований) по договору третьим лицам с приложением копий договора уступки прав (требований) (договора цессии) со всеми приложениями, дополнениями и иными неотъемлемыми частями, акт (реестр, опись) приема-передачи, в том числе, выписки из них, сведения и документы по договору займа Залова Т.Ш, позволяющих установить дату уступки, а в случае отсутствия - акт (реестр, описи) приема-передачи документов на бумажном носителе или отсутствия в них информации о соответствующих дате, иных документов или скриншотов баз данных ООО "Кредит 911", содержащих данные сведения, сведения о принадлежности обществу телефонных номеров ***, ***, ***, информацию о том, поступало ли обществу заявление от Залова Т.Ш. об отказе от взаимодействия и какие меры были приняты по нему, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении ООО "Кредит 911" по ч.1 ст.14.57 КоАП РФ, направленное в адрес местонахождения общества заказным письмом посредством АО "Почта России", возвращенное 17 апреля 2020 года, неврученным в связи с истечением срока хранения.
Судья районного суда сочла доказанным наличие в действиях заявителя состава указанного административного правонарушения представленными в материалы дела доказательствами.
Между тем, с такими выводами судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку они сделаны без надлежащей проверки всех фактических обстоятельств по делу, без правовой оценки представленных доказательств.
В силу чч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По смыслу ст. 26.1 КоАП РФ, выяснению по делу об административном правонарушении подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вместе с тем, указанные требования норм КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела судьей районного суда выполнены не были.
Из содержания диспозиции ст.17.7 КоАП РФ вытекает, что привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования, в данном случае должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, носит умышленный характер, то есть имеет место быть вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В данном случае основанием привлечения ООО "Кредит 911" к административной ответственности явилось невыполнение в установленный ст.26.10 КоАП РФ трехдневный срок со дня получения требования осуществляющего производство по делу об административном правонарушении должностного лица УФССП России по Московской области от 31 марта 2020 года о предоставлении по электронной почте информации в отношении договора займа от 14 декабря 2018 года N941466, заключенного между ООО "Кредит 911" и Заловым Т.Ш.
При этом, судья районного суда сочла доказанным наличие у общества умысла на невыполнение указанного требования, поскольку направленное в адрес места нахождения общества заказным письмом посредством АО "Почта России" определение должностного лица УФССП России по Московской области от 31 марта 2020 года об истребовании от ООО "Кредит 911" вышеприведенной информации и документов возвращено 17 апреля 2020 года отправителю в связи с истечением срока хранения, что противоречит материалам дела, отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ***, распечатанному с официального сайта АО "Почта России" в сети "Интернет", согласно которому, указанное определение должностного лица от 31 марта 2020 года в место вручения прибыло 09 апреля 2020 года и 17 апреля 2020 года возвращено отправителю по иным обстоятельствам, без извещения адресата о поступлении РПО в отделение почтовой связи (л.д.38), данных о попытках вручения почтовой корреспонденции в отчете об отслеживании данного почтового отправления не имеется, то есть, поступив в отделение почтовой связи, копия определения через 7 дней была отправлена отправителю обратно без попыток ее вручения адресату, что указывает на нарушение порядка доставки почтового отправления, установленного Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N234 в редакции, действовавшей на момент возникновения указанных обстоятельств, пунктами 32 и 34 которого предусмотрено, что почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи; письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок
хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
При этом, в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах.
Пользователь услугами почтовой связи вправе отказаться от направления в его адрес извещений, предусмотренных подпунктами "б " и "в" пункта 32 Правил N234, заменив их на иной способ извещения, в случае, если оператор почтовой связи предоставляет такую возможность, посредством совершения пользователем услугами почтовой связи действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление, выбрать иной способ извещения. Извещение осуществляется не позднее следующего рабочего дня за днем поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.
Между тем, из отчета отслеживания почтового отправления с идентификатором *** не усматривается, что доставка письма должностного лица УФССП России по Московской области по указанному на нем адресу осуществлялась с соблюдением вышеперечисленных положений Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N234, такие обстоятельства указывают на то, что о поступлении письма с определением должностного лица от 31 марта 2020 года об истребовании информации и документов ООО "Кредит 911" не извещалось, иных данных, позволяющих определить дату вручения обществу копии названного определения, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что общество считалось получившим копию указанного определения должностного лица и, соответственно, имело возможность выполнить изложенные в нем требования, не имеется, в связи с чем в действиях ООО "Кредит 911" отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с изложенным, постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 13 июля 2020 года не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу по доверенности Куренковой Ю.М. удовлетворить.
Постановление Измайловского районного суда города Москвы от 13 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении ООО "Кредит 911" отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.