Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника АО "РТК" по доверенности Федорчук В.Н. на постановление судьи Пресненского районного суда Москвы от 12 октября 2020 года, которым
Акционерное общество "Русская Телефонная Компания" (далее - АО "РТК") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей, УСТАНОВИЛ
06 октября 2020 года советником Управы района Арбат города Москвы составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении АО "РТК", за нарушение п.5 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Дело передано на рассмотрение в Пресненский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник по доверенности Федорчук В.Н. просит постановление отменить, указывая, что судом неполно и необъективно исследованы материалы дела, не установлены все обстоятельства по делу, виновность АО "РТК" не доказана, в материалах дела отсутствуют сведения о допуске АО "РТК" к трудовой деятельности лица, зафиксированного в фотоматериале, объяснения данного лица, допрошенного в качестве свидетеля; протокол осмотра является недопустимым доказательством, поскольку приложенная к нему видеозапись не содержит сведений о месте и времени совершения правонарушения; протокол об административном правонарушении не содержит сведений о нарушении Обществом нормы правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, предусматривающей обязанность обеспечить соблюдение работниками режима использования средств индивидуальной защиты; АО "РТК" предприняло все необходимые меры соблюдения требований режима повышенной готовности; административное наказание применено без учета всех смягчающих административную ответственность обстоятельств.
В судебное заседание законный представитель АО "РТК", извещенный о времени, дате и месте слушания дела надлежащим образом (повестка вручена ***года), не явился, защитника в суд не направил, с ходатайством об отложении слушания дела в суд не обращался, в связи с чем, дело по жалобе рассматриваю в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ).
Пунктом 5 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г. (Приложение 6 к настоящему указу).
В соответствии с п. 2.2.2 Требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей (Приложение N 6 к Указу Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в редакции от 22 июня 2020 года); с 12 мая 2020 года работодатели обязаны соблюдать следующие требования: использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, ***года в ***часов *** минуты АО "РТК" по адресу: ***, осуществляло работу в салоне связи "МТС", в период режима повышенной готовности, не обеспечило соблюдение работниками указанного объекта режима использования защиты органов дыхания (маски, респираторы) и средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах, в нарушение пункта 5 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", п. 2.2.2 Приложения N 6 к данному указу (в редакции от 22 июня 2020 года).
Действия АО "РТК" квалифицированы по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ судьей районного суда верно.
Факт административного правонарушения и вина АО "РТК" в совершении административного правонарушения подтверждаются: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений; протоколом об административном правонарушении; выпиской из ЕГРЮЛ; фотоматериалами, иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении в отношении АО "РТК" составлен надлежащим должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ и содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени и месте совершения правонарушения и об АО "РТК" как лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
При этом необходимо отметить, что КоАП РФ не содержит какого-либо перечня минимальных либо необходимых доказательств, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении. Формирование доказательственной базы на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом по его усмотрению.
На основании изложенного, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении отвечает требованиям допустимости и обоснованно принят судьей районного суда за основу постановления по делу об административном правонарушения.
Протокол осмотра от 05 августа 2020 года составлен в связи с непосредственным обнаружением уполномоченным должностным лицом признаков административного правонарушения, что в силу ст. 28.1 КоАП РФ является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, и представляет собой протокол осмотра с фотоматериалом, зафиксировавшим ***года в *** часов *** минут АО "РТК" по адресу: ***, факт несоблюдения в салоне связи "МТС", в период режима повышенной готовности, работниками указанного объекта режима использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах, в нарушение пункта 5 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", п. 2.2.2 Приложения N 6 к данному указу (в редакции от 22 июня 2020 года).
Таким образом, доказательства оформлены должностными лицами управы района Арбат г.Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения при обеспечении соблюдения в городе Москве режима повышенной готовности, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Ссылка заявителя на то, что судом неполно и необъективно исследованы материалы дела, не установлены все обстоятельства по делу, вина АО "РТК" не доказана, является несостоятельной. Совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину АО "РТК" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Приведенные доказательства судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Обстоятельства правонарушения судьей установлены в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ. Представленные по делу доказательства исследованы, им дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Достоверность и допустимость доказательств проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Исходя из приведенных норм действующего законодательства, установленных фактических обстоятельств не обеспечения Обществом соблюдения в салоне связи "МТС" на рабочих местах режима использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки), в нарушение пункта 5 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", п.2.2.2 Приложения N 6 к данному указу (в редакции от 22 июня 2020 года), судья районного суда правильно установил, что у АО "РТК" имелась возможность для соблюдения правил при введении режима повышенной готовности на территории г.Москвы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Оснований не согласиться с выводом судьи не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины АО "РТК" в совершении вмененного административного правонарушения, материалы дела не содержат. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей назначено в пределах санкции ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является нарушение общественной безопасности при чрезвычайной ситуации, применено судьей с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
В случае невозможности уплаты административного штрафа в установленный срок, АО "РТК" не лишено возможности обратиться с заявлением в порядке ст.31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
постановление судьи Пресненского районного суда Москвы от 12 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении АО "РТК" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.