Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Шоколад" Елина Д.А. на постановление судьи Савеловского районного суда Москвы от 15 сентября 2020 года, которым
Общество с ограниченной ответственностью "Шоколад" (далее - ООО "Шоколад") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере *** (***) рублей, УСТАНОВИЛ:
21 июля 2020 года уполномоченным должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ в отношении ООО "Шоколад".
Дело передано на рассмотрение в Мещанский районный суд Москвы.
Определением судьи Мещанского районного суда Москвы от 28 июля 2020 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и другие материалы в отношении ООО "Шоколад" переданы по подведомственности в Савеловской районный суд, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Шоколад" Елин Д.А. просит судебное постановление отметить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения по доводам жалобы, а также в связи с тем, что Общество не было извещено на составление протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела.
В судебное заседание законный представитель или защитник ООО "Шоколад" не явился, извещен повесткой, врученной 13 ноября 2020 года, об отложении не просил, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело в соответствии с п.3 ст.25.4 и ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судьей районного суда, ***года в *** часов *** минут по адресу: ***, должностным лицом выявлено невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, выразившееся в нарушении требований Указа Мэра Москвы N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в части измерения температуры тела водителя ООО "Шоколад" Абдивалиева К.А, управляющего транспортным средством марки "Шкода Октавия", государственный регистрационный знак ***, при осуществлении ООО "Шоколад" деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения N ***, действительного с ***года до ***года, выданного ООО "Шоколад", при этом путевой лист у водителя отсутствовал, при проверке должностному лицу не предъявлялся.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Шоколад" к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ и в обоснование виновности положены в протокол об административном правонарушении от 21 июля 2020 года, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протокол изъятия вещей и документов; акт результата планового (рейдового) осмотра, обследования легкого такси; акт приема-передачи транспортного средства; разрешение N 128966; фотоматериал; административное дело на водителя Абдивалиева К.А. по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ (не имел при себе путевой лист); постановление по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ на Абдиева К.А. Допустимость и достоверность доказательств в их совокупности никаких сомнений не вызывает.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения; а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. "а.2" п."а" ст.10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подп."б" п.3, подп."в", "г" п.4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп."а.2" п."а" ст.10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп."б" п.6 ст.4.1, пп."а", "у", "ф" ч.1 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, например: Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", Указ Мэра Москвы от 11.04.2020 N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве".
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пп.9, 9.1 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции от 04.04.2020), все работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Москвы, обязаны обеспечить измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой.
Факт отсутствия у водителя Абдиева К.А. транспортного средства "Шкода Октавия", государственный регистрационный знак ОР55677, принадлежащего на праве собственности ООО "Шоколад", документов, подтверждающих проведение осмотра водителя на наличие признаков заболевания (в том числе наличие повышенной температуры тела) до выпуска на линию, подтверждается письменными материалами дела, в этой связи, ссылка в жалобе на то, что температура у водителя может быть определена не только в путевом листе, но и в другом документе, откланяется как несостоятельная, поскольку как указано выше, водитель Абдиев К.А. проверяющему лицу не представил документов, подтверждающих проведение осмотра водителя на наличие признаков заболевания (в том числе наличие повышенной температуры тела) до выпуска на линию.
В этой связи, ООО "Шоколад" осуществляя деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы и Московской области (разрешение N 128966 серии МСК N 141426, выданное ООО "Шоколад"), обязано было выполнять требования Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", в связи с чем, является субъектом вмененного ему административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 1 Закона Москвы от 11 июня 2008 года N 22 "О такси в городе Москве" деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Заявитель для получения разрешения своей подписью подтверждает соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.9 названного выше Федерального закона разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.
ООО "Шоколад" как юридическое лицо, имеющее специальное разрешение в отношении вышеназванного транспортного средства на осуществление деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, определило назначение указанного автомобиля как легкового такси на срок действия разрешения (не истекшего на момент выявления административного правонарушения), тем самым по собственной инициативе приняло на себя обязательства по соблюдению соответствующих требований законодательства, а, следовательно, является ответственным за соблюдение Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Доказательства невозможности исполнения Обществом вышеуказанных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины ООО "Шоколад" во вмененном ему правонарушении применительно к положениям ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.
Довод о нарушении права на защиту в связи с формальным рассмотрением дела также отклоняется, так как из материалов следует, что к выводу о виновности должностное лицо и судья пришли на основании изучения собранных по делу доказательств, которые получили надлежащую оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "Шоколад" имелась возможность для соблюдения режима повышенной готовности, установленного положениями Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", за нарушение которого ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Законный представитель ООО "Шоколад" извещено надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, извещение вручено 07 июля 2020 года в 16 час.52 мин. (л.д. 29), в связи с чем, он не был лишен возможности явиться на составление протокола, давать объяснения либо заявить ходатайство об ознакомлении с материалами дела, чего ими сделано не было.
Данный протокол направлен Обществу по почте и получен 30 июля 2020 года в 10 час. 34 мин. (л.д. 32).
Равным образом утверждение о том, что о месте и времени рассмотрения дела Общество не извещалось, также подлежит откланению, поскольку как видно из отчета об отслеждивании отправления с почтовым идентификатором 12771749853763 судебная поветка направлена 19 августа 2020 года (заблаговременно), 21 августа 2020 года прибыло в место вручения и 29 августа 2020 года была попытка вручения, в связи с чем, 30 августа 2020 года возвращена в суд и получена последним 31 августа 2020 года (л.д. 40-41).
На основании п. 3 ст. 54 ГК РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Поскольку все извещения на составление протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела направлены были по почте по юридическом адресу Общества: г. Москва, 1-ый Нагатинский пр-д, д. 15, эт. 1, пом. 1, офис 137, то должностное лицо административного органа и судья районного суда выполнив обязанность по извещению Общества и располагая данными о его надлежащем извещении, обоснованно приняли решение о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие его законного представителя или защитника, направив копию протокола также по юридическому адресу Общества, копия которого была получена и о рассмотрении дела по существу.
Таким образом, из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Административное наказание назначено в соответствии с положениями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции, является соразмерным и справедливым.
При таких обстоятельствах, постановление судьи является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Савеловского районного суда Москвы от 15 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Шоколад" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.