Судья Московского городского суда Мисюра С. Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "СТРОЙ-МОНТАЖ 2002" Пахомовой О.И. на постановление N 18810377206700001446 госинспектора ОДН ОГИБДД УВД по ЗАО ГУ МВД РФ по г. Москве от 15.01.2020 и решение судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 22.07.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО "СТРОЙ-МОНТАЖ 2002", УСТАНОВИЛ:
15.01.2020 государственным инспектором ОДН ОГИБДД УВД по ЗАО ГУ МВД РФ по г. Москве в отношении ООО "СТРОЙ-МОНТАЖ 2002" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.33 КоАП РФ.
Постановлением госинспектора ОДН ОГИБДД УВД по ЗАО ГУ МВД РФ по г. Москве от 15.01.2020 ООО "СТРОЙ-МОНТАЖ 2002" привлечено к административной ответственности по ст.12.33 КоАП РФ.
Решением судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 22.07.2020 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "СТРОЙ-МОНТАЖ 2002" Пахомова О.И. просит состоявшиеся по делу административные акты отменить, производство по делу прекратить. В обосновании доводов жалобы указывает на неправильное определение обстоятельств дела, нарушение прав организации на защиту по причине ненадлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела в административном органе.
Генеральный директор ООО "СТРОЙ-МОНТАЖ 2002" извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явился, направил защитника Пахомову О.И, которая доводы жалобы поддержала.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, нахожу состоявшиеся по делу постановление административного органа и решение судьи районного суда, подлежащими отмене, а дело прекращению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, установлено, что указанные требования закона должностным лицом административного органа и судьей районного суда соблюдены не были.
Государственным инспектором ОДН ОГИБДД УВД по ЗАО ГУ МВД РФ по г..Москве в ходе административного расследования установлено, что 10.12.2019 в 13 ч.30 мин. по адресу: г..Москва, Очаковское шоссе, д.3А, стр.5 ООО "Строй-монтаж 2002" совершило нарушение п. 1.5 ПДД РФ, п. 13, 14, 15 основных положений ПДД РФ, п.п.2.1, 2.2.5, 2.4, 4.1, 4.7, 5.1, 5.8 постановления Правительства Москвы от19.05.2015г. N 299-ПП от 19 мая 2015 года "Об утверждении правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве", п. 10.17 постановления Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г..Москве", п. 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Методы контроля.", ст. 22 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 9, ст. 11 и ст. 18 Федерального закона N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: осуществлен вынос грязи на проезжую часть и тротуар Аминьевского шоссе; пункт мойки-чистки колес отсутствует; создана угроза безопасности дорожного движения, в том числе и для пешеходов, т.к. погрузка грунта осуществляется через тротуар, созданы помехи в движении транспорта, путем размещения на проезжей части элемента сетчатого ограждения, деревянной балки и пластикового водоналивного блока, не оборудованные в соответствии с требованиями ГОСТ, проект организации движения на время производства работ, согласованный в установленном порядке, отсутствует, в результате невозможно определить маршрут движения пешеходов и транспорта, а также законность установки дорожных знаков на рассматриваемом участке дороги, содержание дороги осуществляется не должным образом, меры по своевременному устранению помех в дорожном движении в том числе пешеходов.
Указанные действия ООО "СТРОЙ-МОНТАЖ 2002" квалифицированы по ст.12.33 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "СТРОЙ-МОНТАЖ 2002" в совершении административного правонарушения установлены административным органом на основании имеющихся в деле доказательств, в т.ч. протокола об административном правонарушении; акта о выявленных недостатках; ордера на проведение земляных работ N 19070612 от 18.10.2019; графика производства работ; рапорта; фотоматериала.
Данные обстоятельства административный орган суд первой инстанции сочли надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, а вину ООО "СТРОЙ-МОНТАЖ 2002" в совершении указанного административного правонарушения - доказанной.
С такими выводами должностного лица административного органа и судьи районного суда согласиться нельзя.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание рассматривающим дело органом и судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении административному органу, должностному лицу в порядке требований п. 4 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ необходимо выяснить извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе на стадии рассмотрения материала об административном правонарушении должностным лицом административного органа.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в зависимости от конкретных обстоятельств дела извещение может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" N 423-п от 05.12.2014.
Установлено, что законный представитель ООО "СТРОЙ-МОНТАЖ 2002" вызвался 15.01.2020 к 10.00 одновременно на составление протокола об административном правонарушении и на рассмотрение дела, что подтверждается находящимся в деле бланком уведомления (л.д. 126). Извещение не было получено им и возвращено с отметкой "по истечении срока хранения".
15.01.2020 в 10 часов 00 минут протокол об административном правонарушении в отношении ООО "СТРОЙ-МОНТАЖ 2002" был составлен госинспектором ОДН ОГИБДД УВД по ЗАО ГУ МВД РФ по г. Москве без участия законного представителя ООО "СТРОЙ-МОНТАЖ 2002", не явившегося на проведение указанного процессуального действия. Рассмотрение дела, согласно информации, содержащейся в тексте протокола, назначено на 15.01.2020 в 10 часов 30 минут. В указанное время дело было рассмотрено госинспектором ОДН ОГИБДД УВД по ЗАО ГУ МВД РФ по г. Москве без участия законного представителя ООО "СТРОЙ-МОНТАЖ 2002".
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Анализ вышеназванных положений КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что в случае, если протокол об административном правонарушении составляется без участия привлекаемого к ответственности лица, административным органом должны быть предприняты меры к направлению данного процессуального документа и извещению этого лица о времени и месте рассмотрения дела.
Из материалов дела усматривается, что законный представитель ООО "СТРОЙ-МОНТАЖ 2002" извещался на составление протокола об административном правонарушении на 15.01.2020. Д анных о том, что он после составления протокола об административном правонарушении был также извещен о времени и месте рассмотрения дела, в материалах дела не имеется. В любом случае назначение рассмотрения дела на 15.01.2020 через полчаса после составления протокола, привело к невозможности надлежащего извещения законного представителя ООО "СТРОЙ-МОНТАЖ 2002" о времени рассмотрения дела и его явке в административный орган.
Таким образом, установлено, что на момент рассмотрения дела по существу должностное лицо административного органа не располагало сведениями о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела, а законный представитель ООО "СТРОЙ-МОНТАЖ 2002" не был извещен должным образом о проведении процессуальных действий с его участием каким-либо способом, позволявшим контролировать получение им данной информации, что является существенным нарушением процессуальных норм, установленных КоАП РФ, и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело.
В связи с существенными нарушениями административным органом процессуальных требований КоАП РФ, выразившимися в ненадлежащем извещении законного представителя привлекаемого юридического лица о времени и месте рассмотрения дела, постановление административного органа и последующее решение суда по делу подлежат безусловной отмене.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, основанием для прекращения производства по делу является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
Сроки давности привлечения к административной ответственности по делу в соответствии с п.1 ст.4.5 КоАП РФ истекли, что является основанием для прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление N 18810377206700001446 госинспектора ОДН ОГИБДД УВД по ЗАО ГУ МВД РФ по г. Москве от 15.01.2020 и решение судьи Никулинского районного суда г.Москвы от 22.07.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.33 КоАП РФ в отношении ООО "СТРОЙ-МОНТАЖ 2002" отменить, на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу прекратить.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.